Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:00, курсовая работа
В последнее время в мире идут бурные политические процессы, в отдельных государствах происходит полная или частичная смена формы государства, в частности и политического режима. Такую картину мы можем наблюдать практически во всех бывших странах Советского Союза. Поэтому проблема установления политического режима в этих странах стоит наиболее остро.
Введение…………...………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного (политического) режима…………..4
2. Типы политических государственных режимов…………………………….10
2. 1 Тоталитарный режим………………………………………………………..12
2. 2 Авторитарный режим………………………………………………………..17
2. 3 Демократический режим……………………………………………………22
Заключение……...………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………34
12. Вся полнота власти
сконцентрирована в руках
13. Провозглашается бесклассовое общество и равное социальное положение всех его членов.
Тоталитарный режим имеет еще множество других отличительных признаков, но все они основаны на антидемократических методах управления государством и обществом. Особенно следует отметить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Принцип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности.16
Тоталитаризм в XX веке утвердился только при наличии определенных материальных предпосылок. Такими предпосылками являются:
1. Фабрично-заводское
2. Развитие средств массовой информации, связи и транспортных коммуникаций, что позволяет довести цели господствующей идеологии до каждого.
3. Глубокий общенациональный
кризис. Кризис создает социальные
и политические предпосылки
Социальная предпосылка состоит в увеличении численности и влияния маргинального слоя общества. Маргиналы – это люди, потерявшие свой привычный социальный статус и не успевшие приобрести новый. Наличие маргинального слоя является нормальным явлением для любого общества. Когда экономика развивается, имеется возможность оказывать маргиналам серьезную материальную помощь в приобретении новых профессий, в трудоустройстве и т.д. В условиях глубокого кризиса численность маргинального слоя резко увеличивается, а возможности по оказанию помощи резко сокращаются. Их недовольство может взорвать социально-политическую стабильность, потому что сознанием этого слоя можно легко манипулировать. Маргиналы, не имея устойчивых интересов, руководствуются в политическом поведении чувствами, эмоциями, настроением и т.д. 17
Глубокий общенациональный кризис имеет не только социальные, но и политические последствия. Они выражаются в ослаблении демократических ценностей, традиционных политических институтов. Государственный бюджет резко сокращается, что дает большие возможности хорошо организованным и финансируемым группам лоббировать свои интересы, представляя интересы наиболее состоятельных групп населения. В такой ситуации для большинства населения демократия, выборы представляются хитроумной машиной, с помощью которой богатое меньшинство еще больше обогащается за счет бедного большинства. На этой основе все больше нарастают требования равенства и сильного государства. 18
Серьезной причиной перехода к тоталитарным методам властвования может стать экономическое и политическое отставание, запаздывание с модернизацией. Такая ситуация способствует попытке правящей группы перевести власть на путь чрезвычайных методов управления. Встав на путь чрезвычайных методов, правящая группа не позволяет обществу структурироваться на основе экономических интересов. Ликвидируются социальные и этнические группы, представляющие опасность для власти на этом пути, проводятся постоянные чистки, рвутся социальные связи между семьями, знакомыми, вводятся трудовые книжки, система прописки и все начинают служить великой идеи. Примером может служить Германия, потерпев поражение в Первой мировой войне, подписав Версальский договор, страна должна была выплачивать огромную контрибуцию. В совокупности с обязательствами по демилитаризации это поставило страну перед выбором: либо остаться второстепенной страной Европы, либо попытаться вырваться. Эта ситуация стимулировала приход к власти нацистов. Их основными требованиями стали: прекращение выплат по репарациям, возрождение и поддержание национальной экономики, восстановление поруганной чести страны, организация свободного рынка и борьба с коммунизмом, чистка национальной культуры от инородцев, исключение евреев из общественной жизни, корректировка границ и воссоздание стабильного германского рейха.
Аналогичной была ситуация и в России. С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции, органов безопасности. Даже создаются специальные органы главной задачей, которых является выявление «неблагонадежных», «врагов народа» и их немедленная показательная ликвидация. 19
В экономической сфере хотя и господствует монопольный контроль со стороны государства, но это не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.
Самым реакционным является фашистский политический режим. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизма характерны крайний шовинизм и расизм, развязывание захватнических войн для порабощения «низших» наций и народов.
Нередко в литературе тоталитаризм и фашизм отождествляют. Между ними очень много сходств, но имеется одно принципиальное различие: в отличие от фашизма типичный тоталитарный режим не стремится к порабощению других наций, хотя может осуществляться контроль над определенной нацией или народом, они могут быть неугодны для существующей власти, но это не объявляется одной из целей тоталитаризма.
2.2 Авторитарный режим
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Авторитаризм (от лат. autoritas – решение, власть, влияние) по своим характерным чертам занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.20
К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:
—авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
— для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
— при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
— авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
— в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
— во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.
Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?
1. Социальный и политический
кризис общества, выражающий переходный
характер переживаемого
2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства.
3. В сфере социальной
психологии и идеологии
4. В большой степени
возрастает роль
5. Наконец, решающим условием
возникновения авторитаризма
Авторитарный политический режим имеет ряд отличительных признаков от тоталитаризма. Авторитаризм осуществляет жесткий контроль только за политической сферой жизни общества - только здесь ограничиваются права и свободы граждан, отсутствует единая четкая идеология. Могут допускаться и элементы демократии, при этом применяются такие цензы и ограничения, которые позволяют правящей элите достаточно надежно контролировать власть.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1. Неограниченная власть в руках одного лица или правящей группы.
2. Фиктивная многопартийная
система, отсутствие
3. Контролируемые выборы
в органы государственного
4. Неограниченность власти,
её не подконтрольность
5. Существование неполитических
структур: союзы промышленников
и предпринимателей, профсоюзов, спортивных
организаций и всего
6. Опора (реальная или
потенциальная) на силу. Авторитарный
режим может не прибегать к
массовым репрессиям и
7. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.22
Указанные черты авторитаризма свидетельствуют о некотором сходстве с тоталитарным режимом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и отдельным индивидом. При авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», тоталитаризм же вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов, причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает право на автономное самовыражение различных групп общества.
Причины появления авторитаризма могут быть различными: природная – харизма, то есть очевидный талант и притягательность политического лидера, признанные обществом; рациональные – состояние войны, общественный кризис, которые постоянно требуют концентрации власти в одних руках. Конечно же, это не все причины появления авторитарного режима, но именно вышеперечисленные являются главными.
В условиях авторитарной власти правительство остается вне реального контроля и влияния ни со стороны закона, ни со стороны общества. При этом вероятность массового нарушения прав и свобод человека, несоблюдение правовых норм многократно увеличивается.
Существование партий, выборов и некоторых других элементов демократического устройства служит для придания демократического имиджа в глазах населения и международной общественности. Деятельность оппозиции, представляющая угрозу существующему строю, сразу же жестко пресекается.
Информация о работе Типы политических государственных режимов