Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 01:48, реферат
К основным типам политических идеологий, которые определяются наукой как классические, относятся либерализм, консерватизм, социализм.
Как самостоятельное идеологическое течение либерализм сформировался на базе политической философии английских просветителей в конце XVII – XVIII веках. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в первой половине XIX века в ряде западноевропейских государств и происходит от латинского «свободный», «имеющий отношение к свободе». Именно поэтому все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы.
Истоки либерального мировоззрения восходят к Ренессансу. Вклад в формирование комплекса идей либерализма внесли представители европейского и американского Просвещения, немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.
Классические идеологии
Либерализм и неолиберализм
Консерватизм и неоконсерватизм
Социализм
Радикальные и национальные идеологии
Фашизм и неофашизм (правый радикализм)
Левый радикализм
Национальные идеологии
Заключение
Литература
Леворадикальное течение исторически возникло как реакция на социальную дифференциацию, ограниченность либеральной доктрины, элитарный характер демократии и т.д. В период победы нескольких буржуазных революций в Европе возникли самостоятельные леворадикальные движения. Одновременно с этим в Европе возникла леворадикальная идеология, которая при внутренней неоднородности и неопределенности имела ярко выраженный антиконсервативный и антилиберальный характер.
Развитие леворадикальной идеологии, комплекса идей и концепций происходит постепенно. Левый радикализм все чаще обращается к принципам и идеям, развивающимся в русле социалистической мысли, но главное в том, что леворадикальное течение всегда пыталось найти точку опоры, которая могла бы не только обосновать его позиции, но и быть символом протеста. Концепция левого радикализма опирается на широкий круг идей и принципов, что объясняется его скорой эволюцией в течение нескольких десятилетий и неоднородностью внутренней структуры. Объектом критики левого радикализма становились большой бизнес, военно-промышленный комплекс. На первый план выдвигались политические требования. Несмотря на правомерность большинства требований и их закрепление в Конституции, они воспринимались властью как некий вызов, политическая агрессия и встречали резкое противодействие. Поэтому в дальнейшем стали выдвигаться требования, носившие бунтарский характер, направленные на разрыв с устоявшейся системой и ее разрушение. Но система выстояла, и левый политический радикализм пошел на спад. Его участники разошлись по экстремистским и террористическим группам.
Вместе с вышеуказанными идеологиями в мире большую роль играют национальные идеологии, особенно в странах, где идет процесс становления национальных общностей. Национализм трактует «нацию» как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. Для национализма характерны идеи национального единства и исключительности, получающие развитие в зависимости от исторической обстановки и межнационального общения.
В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связаны с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитического пространства или защита собственных территорий и суверенитета от внешних посягательств.
В России в настоящее время национализм часто трактуется как принцип, требующий, чтобы совпадали политические и этнические единицы, а также, чтобы управляющие и управляемые силы внутри этих политических единиц принадлежали к одному этносу (Э. Геллнер). При таком подходе национализм может выступать как поле творческого раскрытия нации, средство ее очищения и саморазвития. В этом качестве национализм выступает не только на постсоветских территориях, но и в России, на ее исконно русских территориях.
Мощной поддержкой национальных идеологий идет со стороны религиозных вероучений. В целом, сфера национальных отношений необычайно сложна. С позиций национальных идеологий может осуществляться политика защиты культурной самобытности и политических прав нации, собственных территорий и национального суверенитета от внешних посягательств. С этих же позиций могут стимулироваться настроения этнического гегемонизма, провоцироваться конфликты и прямые военные действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сосуществование в реальности и взаимодействие идеологических течений в политической науке обозначаются термином «дискурс». Он предполагает целый спектр вариантов возможного взаимодействия: от неприятия и дистанцирования друг от друга до объединения и взаимного проникновения идеалов, норм и других элементов идеологий.
Все происходящее в XX веке существенное влияние на характер взаимодействия идеологий между собой во всем мире и отдельных странах. Конкуренция либеральной и социалистической идеологий, господствующая в XIX веке, сменилась на противодействие между идейными течениями, поддерживающими гуманизм, человечность и демократию, и доктринами, выдвигающими насилие, террор как один из методов реализации своих идей.
Таким образом, эволюция идеологических систем проходила по двум направлениям:
В условиях современности идеологические течения сближаются и объединяются по некоторым критериям, таким как: вопросы демократии, признание прав человека как главного критерия политики, защита моральных и семейных ценностей и т.д. Такая ситуация ведет к снижению накала идеологического противоречия.
В целом, для устойчивых, стабильных государств демократической ориентации характерна в данный период приглушенность идеологических споров. А там, где продолжается идеологическая борьба, происходит нарастание политической напряженности общества. Особенно ярко это выражается в фактах политического терроризма.
ЛИТЕРАТУРА