Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:41, доклад
Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий.
Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения.
66. Типы политических конфликтов
Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий.
Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.
Типы политических конфликтов:
1) по времени действия: затяжные или скоротечные;
2) по интенсивности: слабые или сильные;
3) по масштабам действия: локальные или региональные;
4) по формам проявления: мирные и немирные;
5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;
6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;
7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;
8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;
9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;
10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;
11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;
12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.
Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.
Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.
Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.
В отношении понятия «
Так, по мнению А. Г. Здравомыслова, «политический конфликт есть постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе». Д. П. Зеркин определяет политический конфликт как «борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений... за все то, что составляет власть и политическое господство».
С точки зрения В. П. Пугачева,
конфликт предполагает направленные друг
против друга действия сторон, обусловленные
несовместимыми противоречиями, взаимоисключающими
целями. При этом «политические конфликты
всегда затрагивают вопросы
Проанализировав приведенные определения, можно выделить ключевые понятия, характеризующие сущность политического конфликта. Итак, политический конфликт предполагает:
Таким образом, политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.
Особенности политического
конфликта заключаются в
Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим социальным группам и к широкой общественности. Кроме того, привлечение повышенного внимания к решаемым проблемам (объекту) придаст субъектам конфликта дополнительную значимость и способствует накоплению ими политического капитала.
Всеобщая значимость. Политичес
Обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в политическом конфликте является политическая власть. В качестве предмета политического конфликта могут выступать тс или иные властные полномочия, способы и результаты реализации власти. Причинами политических конфликтов могут быть различные противоречия, возникающие как в политической сфере, так и в других сферах общества, но трансформировавшиеся в политическое противоборство по поводу власти.
Идеологический характер мотива
Институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъект политического конфликта должен быть организационно оформленным — представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов.
«Символическая» идентификация. Существенную роль в идентификации, организации и мобилизации масс в политическом конфликте играют идеологические символы, поэтому их тоже можно причислить к его особенностям. Например, основным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 — начало 2005 г.) проправительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко — оранжевый. Символы используются как способ и средство самоидентификации и противоставления сторон в политическом конфликте.
Конфликт взаимных намерений сторон в политическом конфликте. Так, если на товарном рынке конкурируют и «конфликтуют» реальные товары и услуги, то на политическом «рынке» предлагаемая продукция (идеи, лозунги, программы, заявления), как правило, носит символический характер. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», которые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попробовать на вкус. В политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекламирования — политические PR-технологии, политический маркетинг.
Наличие легитимных лидеров. Важную роль в политическом конфликте играют политические лидеры. Политическое противостояние, как правило, трансформируется и в противостояние политических лидеров, а сами лидеры нередко становятся символами политического движения и гарантами выполнения данных обещаний. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитировать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей.
Правовые коллизии политического конфликта. Институцио- нализация политического конфликта является одним из важнейших условий его урегулирования и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако если для урегулирования юридического конфликта (юридической составляющей политического конфликта) предполагается привлечение узкого круга юристов-профессионалов, то противоборствующие стороны политического конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможного числа «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий) и явлений, как законность и легитимность: первая апеллирует к юридическим нормам права; вторая — к социальной (политической) справедливости.
Односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима.
Национальные и
Возможность трагических последствий. Широкомасштабный политический конфликт способен до основания разрушить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и материальным затратам. Наличие ядерного оружия и других средств массового уничтожения в случае их применения таит угрозу глобальной мировой катастрофы.
Структура конфликта понимается
нами как анализ («детализация») конфликта
в его статическом
С нашей точки зрения, описательная
статичная структура социально-
Каждый из названных элементов
структуры социально-
За свою историю человечество накопило значительный опыт разрешения политических конфликтов и кризисов. Сложился ряд подходов, путей и способов, этапов их урегулирования и разрешения. Основными путями их урегулирования являются:
- отрицание или
замалчивание имеющихся
- применение насильственных
репрессивных мер к одному
или всем конфликтующим
- урегулирование
с помощью правовых и
- дискредитация
руководителей конфликтующих
- перевод конфликта в «мирное» русло и устранение его непосредственных причин;
- осуществление
реформ, призванных частично или
полностью урегулировать
- достижение компромисса
между конфликтующими
- уклонение от конфликта, избежание конфликтных ситуаций и другие.