Томас Гоббс о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены актуальные причины возникновения государства, роль человека в становлении государства, его стремления, потребности и страхи, акт установления государства, права суверенов и их обязанности, различия между монархией и верховной ассамблеей. А также рассмотрим три формы власти, выделенные Гоббсом: монархия, демократия и аристократия.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность теории государства Томаса Гоббса 4
2 Возникновение государства 5
3 Права и обязанности суверенов в государствах. 8
4 Виды государств и преемственность верховной власти 12
4.1 Сравнение монархии с верховной ассамблеей. 13
4.2 Определение монархии и других форм государственной власти 15
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Томас Гоббс о государстве.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

 

4.2 Определение монархии и других форм государственной власти

 

По Гоббсу имеется три формы  государственной власти: монархия, где носителем верховной власти является один человек; или демократия, где носителем верховной власти является общее собрание всех граждан; или аристократия, где верховная власть принадлежит собранию определенных лиц назначенных либо так или иначе выделенных из остальной массы, однако тот, кто будет обозревать отдельные государства, бывших и существующие ныне на свете, нелегко, может быть, сумеет свести соответствующие формы правления к нашим трем и будет склонен думать, что имеются и другие формы, представляющие собой смесь из этих трех, например выборные королевства, в которых верховная власть дана королям лишь на определенный срок, или королевства, в которых короли имеют ограниченную власть, каковые формы правления большинством писателей тем не менее именуются монархией. Точно так же если какое-нибудь народное или аристократическое государство, покорив неприятельскую страну, управляет ею при посредстве президента, наместника или какого-нибудь другого должностного лица, то на первый взгляд может, пожалуй, показаться, будто такая страна управляется демократически или аристократически. Однако это не так. Ибо выборные короли не суверены, а министры суверена; точно так же и короли с ограниченной властью не суверены, а лишь министры тех, кто обладает верховной властью. А провинции, находящиеся в подчинении демократических или аристократических государств, управляются не демократически или аристократически, а монархически.

 

Заключение

 

Из всего сказанного можно  сделать вывод, что государство по мысли Гоббса, не есть нечто, данное раз и навсегда. Оно видоизменяется, принимая ту или иную форму в зависимости от того, каковы условия общественного договора и какова та конкретная ситуация, что сложилась в обществе.

Итак по Гоббсу государство  – прежде всего институт, реализующий  разумность человеческой природы, поэтому  дело власти – приказывать, а гражданина – подчиняться и исполнять законы. Государственная власть становится свободной от любых посягательств по ее ограничению, ослаблению. В то же время Гоббс ставит и актуальную  проблему политики – политическое отчуждение, ибо государство возникает в процессе отчуждения значительной части принадлежащих людям естественных прав и свобод.

Государство по Гоббсу, есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа, ибо вне государства господство страстей, война, страх, варварство, невежество, дикость: «в государстве господство разума. Мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство».

Учение Гоббса отражало интересы утверждающейся буржуазии, буржуазные представления о человеке (в отличие от феодально-религиозных) как о прирожденном эгоисте, индивидуалисте, когда каждый ищет для себя добро, избегая зло. Гоббс и его индивидуалистический подход к государству были знаменем борьбы с феодальной сословностью, корпоративностью, он подчеркивал принципиальное равенство людей как частей природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти.

В целом, Гоббс впервые в Новое время разработал систематическое учение о государстве, политической власти и право. Его теория, основанная на разуме и опыте, открыла широкие горизонты исследования политико-правовых явлений и оказала значительное влияние на становление и развитие политической науки и юриспруденции.

 

Список литературы

 

1 Ческис А. А. Томас Гоббс. — М., 1929.

2 Мееровский Б. В. Гоббс. — М.: Мысль, 1975.

3 Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. — М., 1990.

4 Тесля А. А. Абсолютизм государства: политическая философия Томаса Гоббса. — 2006.

5 Гоббс Томас. Левиафан сочинение в 2 т. философия – М: 1990.

6 Белякович Н.Н. Политология – Мн. 1998

7 Зотов В. Д., Зотова Л. В. История политических учений. — М., 2005.


Информация о работе Томас Гоббс о государстве