Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:09, реферат
Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности, характерных черт и разновидностей тоталитарного режима.
Введение 3
1. Идейные истоки тоталитаризма 5
2. Предпосылки возникновения тоталитаризма 6
3. Сущность, характерные черты и разновидности тоталитарного режима 9
3.1. Характерные черты тоталитаризма 9
3.2. Разновидности тоталитаризма 12
4. Характеристика сталинской тоталитарной модели политической системы... 14
Заключение 17
Список использованной литературы
Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта руководящая партия срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа.
Господство идеологии и политики проявляется также и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.
Для тоталитарного режима характерна монополия на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, взгляд на идейных оппонентов как на политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п.
Согласно Х.Арендт, тоталитаризм – это, прежде всего система массового террора, обеспечивающая в стране атмосферу всеобщего страха. Страха тотального, пронизывающего все поры общества, оказавшегося под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора. Карательные органы в этой системе - материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих - тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры. [7]
«Тоталитарные средства управления обеспечивают не только монополию на абсолютную власть, но и беспримерную достоверность того, что все команды будут всегда выполнены; тоталитаризм знаменит запутанной иерархией, множеством приводных ремней, которые обеспечивают полную независимость диктатора от всех подчиненных и делают возможными быстрые и непредсказуемые политические изменения»[8].
При исследовании сущности тоталитарного режима необходимо рассмотреть и его исторические формы. В нашей и зарубежной социально-политической литературе по данному вопросу имеются различные мнения. В одних учебных пособиях приводятся «три важнейшие разновидности тоталитаризма: «коммунистический», «фашизм» и «национал-социализм». В других – две: «советский социализм» и «германский национал-социализм».[9] Есть и такие учебные пособия и монографии, где ничего не говорится ни о «тоталитарных», ни о «политических режимах», а рассматривается лишь категория «политические системы».
Западные социологи и политологи различают два варианта тоталитаризма: праворадикальный (фашистский и национал-социалистический) и левоэкстремистский, возникший в результате переворота, произведенного в революционной России Сталиным.
Праворадикальная (фашистская) форма тоталитаризма возникла в период общего кризиса капитализма. Характерными чертами фашизма являются открытая террористическая диктатура, опирающаяся на милитаризацию всех сфер жизни, подавление демократических свобод и прогрессивных общественных движений. Фашистский государственный аппарат проникнут духом вождизма. В основу идеологической концепции фашизма положены воинствующий антикоммунизм, шовинизм и расизм, а также спекуляция на нуждах масс, страдающих от последствий экономического кризиса. Впервые фашистский режим был установлен в Италии (1922), затем в Германии (1933), а впоследствии в ряде стран Европы и Японии.
Особым изуверством отличался германский фашизм, который, придя к власти, быстро превратился в главную силу мирового фашизма, пытаясь навязать свое господство всему человечеству.
Левоэкстремистский (коммунистический) тоталитарный режим, который в западной социологии называют «сталинским», является советским вариантом тоталитарного строя. Необходимо различать разные социальные образования, имеющие ряд «социалистических признаков»: «государственный социализм», получивший распространение в СССР, странах Восточной Европы, Азии, на Кубе, и противоположный ему социал-демократический вариант «демократического социализма», существующий в частности, в Швеции. Если первый вариант социализма непосредственно связан с левоэкстремистским тоталитаризмом, то второй ничего общего с ним не имеет, являясь вариантом буржуазного демократического общества. Суть государственного социализма заключается в наличии социальной отчужденности человека. В политической сфере отчуждение проявляется в отстранении трудящихся от власти и установлении всевластия бюрократического партийно-государственного аппарата, спаянного с охранно-репрессивной системой. В экономической сфере речь идет об отчуждении человека от средств производства путем чрезмерного огосударствления промышленного производства, природных богатств, земли, милитаризации экономики и установления бюрократических методов управления производством, обменом и распределением материальных благ. В духовной сфере – установление соответствующей идеологии в качестве господствующего государственного мировоззрения.[10]
19
Советский вариант тоталитарного режима стал складываться в период гражданской войны и политики «военного коммунизма». Характеризуя этот этап, А.М.Горький еще в 1918 г. писал: «Можем ли мы по совести сказать, что за годы революции русский народ, освободившийся от насилия и гнета полицейско-чиновничьего строя, стал лучше, добрее, умнее, честнее? Нет, ни один правдивый человек не скажет этого. Мы продолжаем жить так же, как жили при монархии, среди тех обычаев, привычек и предрассудков: так же глупо и грязно: своекорыстие, жадность и злоба, воспитанные старым строем, остались с нами…Именно наша некультурность мешает нам удержать за собой те завоевания, которые нам дала революция 17-го года»[11].
Октябрьская революция ввела у нас существенно новую систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму — царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха.
Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.
Основной социальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного социального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных «луз» мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время «ленинских призывов», не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории.
В целях сохранения позиций новая власть зачастую была вынуждена самым суровым образом расправляться и с рабочим классом, от имени которого она управляла. Но наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала, либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.
Второй этап тоталитаризма – от середины 20-х до середины 50-х, характеризуется тем, что формируется армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень «рассудка» и заявит о своих правах. Господство централизованно-
В ходе третьего этапа – с середины 50-х и до середины 80-х гг., окончательно формируется «номенклатура», привилегированная прослойка, войти в которую было не просто, но «выпасть» из нее можно было лишь за особо одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости. Этот период называют так же «хрущевской оттепелью», т.к. происходит смягчение тоталитарной системы, постепенный переход к авторитаризму.[12]
С 1985 г. тоталитарная система стала разрушаться: была ликвидирована монополия КПСС в политической и общественной жизни страны и той идеологии, которая носила догматический характер; стали появляться альтернативные формы собственности, политическая система начала характеризоваться плюрализмом и многопартийностью, начался постепенный отход от идеологических догм.
19
История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.
Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида переел отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственных рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.[13]
19
1. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.
2. Горький А.М. Революция и культура // Культура и свобода. СПб., 1918.
3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 1996.
4. Работяжев Н.В. Феномен тоталитаризма: политические теории и исторические метаморфозы. М.: Наука, 1994.
5. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // Соц.-гуманит. знания.- 1999.-№1.
6. Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму, 1917-1929 гг. М.: Наука, 1994.
7. Х. Арендт. Истоки тоталитаризма. М. ЦентрКом, 1956.
19
[1] Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // Соц.-гуманит. знания.- 1999.-№1.С. 84.
[2] там же, С.85.
[3] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. С. 186.
[4] История политических и правовых учений. М., 1991, .С.164.
[5] Работяжев Н.В. Феномен тоталитаризма: политические теории и исторические метаморфозы. М., 2005.
[6] Fridrich C. J., Brzezinski Z. K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge, Mass, 1956, p. 58.
[7] Х.Арендт. Истоки тоталитаризма. М., 1956. С. 624.
[8] там же, С.532.
[9] Белов Г.А. Политология. Курс лекций. М., 1996, с. 140.
[10] Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // С. 95-96.
[11] Горький А.М. Революция и культура // Культура и свобода. СПб., 1918. С.5.
[12] Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму, 1917-1929 гг. М., 1998. С. 164.
[13] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. С. 196.