Тоталитаризм как понятие и историческое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:51, доклад

Описание работы

Тоталитаризм как тип политической системы появился в XX в., несмотря на то, что тоталитарные идеи возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов totalitas (полнота, целостность) и totalis (весь, полный, целый).
Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон еще в 1920-е годыитальянским философом неокантианцем Джованни Джентиле, который считал, что важнейшей задачей государства является претворение в жизнь национальной судьбы или национального предназначения, и для этого его власть должна быть абсолютной и всепоглощающей, т.е. тоталитарной.

Файлы: 1 файл

Тоталитаризм как понятие и историческое явление.docx

— 22.83 Кб (Скачать файл)

Тоталитаризм  как понятие и историческое явление.

 

 

Тоталитаризм как тип политической системы появился в XX в. , несмотря на то, что тоталитарные идеи возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов totalitas (полнота, целостность) и totalis (весь, полный, целый).

Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон еще в 1920-е годы итальянским философом неокантианцем Джованни Джентиле, который считал, что важнейшей задачей государства является претворение в жизнь национальной судьбы или национального предназначения, и для этого его власть должна быть абсолютной и всепоглощающей, т.е. тоталитарной. Затем этот термин был использован лидером итальянских фашистов Бенито Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 году газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

Тоталитаризм по сути это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти, господствующей элите, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером ("фюрером", “каудильо”, “дуче”). Основной социальной силой на которую опирается тоталитаризм, является люмпенство города и деревни ( люмпен-пролетариат, люмпенизированный слой крестьянства и люмпен интеллигенции, отличающейся социальной аморфностью, дезориентированностью, ненавистью ко всем общественным слоям и ко всем группам ввиду наличия у них стабильности жизненного уклада, определенности этнических принципов, собственности и т. д.)

Основным принципом тоталитарного  государства является контроль над  всеми областями социальной жизни. Каждый человек находится под  контролем государства во всех сферах своей личной жизни, режим вторгается в семью, школу, пытаясь, кстати, поставить  государственную школу над семьей. Процесс утверждения тоталитаризма  предполагает насильственную “организацию” общественной жизни на принципах “чрезвычайного положения”.

Тоталитарный режим враждебен  науке, ибо призвание науки –  дать истинную и целостную картину  мира и человека, а режиму этого  не нужно. Первыми жертвами стали  социология и психология, зато на смену  им в Германии в 1930 году пришли разные расистские псевдотеории ( в то время даже такая наука как физика оказалась арийской и неарийской!). Таким образом, в условиях тоталитаризма науки становятся партийными.

Тоталитарная власть, как правило, уверена в своем безграничном могуществе и превосходстве, в способности влиять не только на человека, но и на природу. Жизнь человека в тоталитарном государстве постоянно находится в опасности: ему всегда угрожает арест, его пугают внешними и внутренними врагами, у него не может быть свободных связей с внешним миром. В любое время государство может вмешаться в его жизнь.

Для человека, живущего в тоталитарном государстве, характерен особый тип  сознания. Одной из характеристик  тоталитарного сознания является вера в простоту мира. Все должно быть просто и ясно, а что не просто, то “от лукавого”. Сознание такого человека складывается из стереотипов – положительных или отрицательных, но упрощенных, не выражающих многообразие реального мира. Вера в “простой мир” приводит к принятию простых ее решений: или-или. Если, что-то плохо, то только плохо, если хорошо – то только хорошо.

В частности это одна из причин живучести расизма, шовинизма. Свои – только хорошие, чужие – только плохие. Таким образом, тоталитарный режим является еще и питательной  средой для расизма.

Как уже было сказано, для тоталитаризма  характерна вера в то, что мир  прост в своей основе. А ведь это приводит к недооценке знаний, к неприятию интеллигенции, как носителя этих знаний. Тоталитарное сознание считает мир понятным. И, если общество сталкивается с определенными трудностями – например, инфляцией, экономическим кризисом, безработицей – то вместо анализа истинных причин неудач начинается поиск врагов.

При тоталитарных режимах утверждаются такие простые системы управления обществом (страной управляет вождь, господствует культ его личности). В Германии это система фюрерства. Вождь все решает сам, все должно быть максимально просто, не надо усложнять жизнь различными выборами, принципом разделения властей.

Тоталитаризм – это сведение к единообразию не только политической сферы, политических наук, политического мышления, но и всех остальных сфер жизни, которые попадают под контроль власти. В этих условиях простых действий уже недостаточно, необходима “активная жизненная позиция”. Тоталитарное господство претендует на всего человека, на весь его внутренний мир, без изъятий.

С помощью социальной демагогии  тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство самых различных слоев. Так, в России, к примеру, большевики использовали для прихода к власти требования земли и мира. В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал новый «промежуточный класс» – многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, мелкие чиновники, а также небогатые представители свободных профессий, положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и законами.

 

 Большинство исследователей говорят, что тоталитаризм – это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях новой социальной и национальной идентичности вполне себе могут породить стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии техники, науки и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тоталитарной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Тоталитаризм в той или иной форме испытала на себе примерно треть населения земного шара. В отдельных странах (например, в Северной Корее) он существует даже сегодня. История показала, что тоталитарный режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения каких-либо поставленных целей, например, победы в войне, индустриализации и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слабо­развитых стран. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением вообще всякой оппозиции.

В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм больше, чем другие разновидности тоталитаризма выражает основные черты этого строя, т.к. он предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, автономии личности.

Фашизм впервые был закреплен в Италии в 1922году. Он стремился к установлению порядка, твердой государственной власти, а главное пытался возродить величие былой Римской империи. К концу 1930 года фашистские режимы успели утвердиться в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы.

Национал-социализм, возник он в Германии в 1933 году. Его основной целью являлось мировое господство арийской рассы, а его социальным предпочтением несомненно была германская нация. Если в коммунистических системах агрессия направлена в первую очередь против своих же граждан, то в национал-социализме против других народов.

 

В заключение хотелось бы добавить, что тоталитаризм это исторически обреченный строй. Его слабость кроется в нем самом, в его плохой приспособляемости к переменам мира, ведь тоталитаризм это в первую очередь закрытое общество и оно просто не может подстраиваться под обновляющиеся стандарты и требования непрерывно изменяющегося мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Арендт Х. Вирус тоталитаризма. // Новое время, 1991 г.
  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995 г.
  3. Сумбатян Г. Политические режимы: сущность и основные формы. // Кентавр, 1995 г.
  4. Смирнов И. История с историей // Знание – сила, 1980. №6
  5. Генри Э. Новые заметки по истории современности. - Москва,1990

Информация о работе Тоталитаризм как понятие и историческое явление