Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:48, реферат
Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. При этом Муссолини опирался на философские труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле. Однако в Германии этот термин не привился: Гитлер не любил заимствований и предпочитал определять свой режим как авторитарный.С 1929 года, начиная с публикации в газете "Таймс", его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов и Советского Союза.
Политический режим - это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти.
Политическим режимом определяется присущий стране порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Если форма правления соответствует обозначенным в конституции законам и отражает формально-юридическую сторону политической жизни, то категория «политический режим» характеризует то, как реально складываются отношения власти.
1. Происхождение термина «тоталитаризм»
Понятие "тоталитаризм" впервые
возникает в окружении
тоталитаризм -- это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Тотальный - от латинского слова totalis -- и означает всеобщий, всеобъемлющий. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия -- деспотии, тирании, абсолютистской, бонапартистской и военной диктатур.
Тоталитаризм - одна из форм, в которых существуют общества, та господствующая система связей, отношений государства и общества, внутриобщественных отношений, которые определяют возможности функционирования данного общества. Сущность общества тоталитаризм не определяет. Он может заключать в себе прогрессивную и социально справедливую на данный момент сущность, и реакционную, агрессивную. Он безразличен к социально- классовым отношениям. И эти сущностные отношения каждый раз надо выяснять конкретно в исторических условиях
. Тоталитаризм как исторический и политический
феномен
Тоталитаризм это политический режим,
при котором государство стремится к целостному,
всеохватывающему контролю за жизнью
всего общества в целом и каждой личности
в отдельности. Термин “тоталитаризм”
был введен в политический лексикон 1925
г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини
для характеристики созданного им режима.
В 1929 г. газета “Тайме” употребила этот
термин применительно к режиму, сложившемуся
в Советском Союзе. После Второй мировой
войны в западной политической науке стало
общепринятым обозначать понятием “тоталитаризм”
режимы, существовавшие в фашистской Германии,
Советском Союзе, странах “победившего
социализма”.
В 1956 г. два американских политолога - К.
Фридрих и З.Бжезинский сформулировали
основные признаки тоталитарного режима.
1. Официальная идеология, полностью отрицающая
предыдущий порядок и призванная сплотить
граждан для построения нового общества.
Эта идеология должна обязательно признаваться
и разделяться всеми членами общества.
Она ориентирует общество на завершающий
период истории, в котором должно воплотиться
совершенное состояние. Таким образом,
господствующая идеология носит хилиастический
характер. Во всех тоталитарных режимах
все стороны жизни общества - мораль, экономическая
эффективность, социальные отношения,
политические нормы и т.д. - подчинены идеологии.
2. Монополия на власть единой массовой
партии, строящейся по олигархическому
признаку и возглавляемой харизматическим
лидером. Партия практически “поглощает”
государство, выполняя его функции.
3. Система террористического полицейского
контроля, который осуществляется не только
за “врагами народа”, но и за всем обществом.
Контролируются отдельные личности, целые
классы, этнические группы.
4. Партийный контроль над средствами массовой
информации. Жесткая цензура любой информации,
контроль за всеми средствами массовой
коммуникации - прессой, радио, кино, литератур0и
др.
5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными
силами.
6. Централизованный контроль экономики
и система бюрократического управления
экономической деятельностью.
Среди перечисленных признаков наибольшее
значение имеют первые два - официальная
идеология и монополия единой массовой
партии на власть. Действительно, ни один
диктаторский режим кроме тоталитарного,
не насаждал и не утверждал в обществе
единой официальной идеологии, не стремился
поставить под свой контроль всю духовную
деятельность общества. Именно партия,
обладавшая при тоталитаризме всей полнотой
власти, обеспечивала мобилизацию масс
на достижение политических целей и поддержку
режима. При тоталитаризме стирается грань
между государством и обществом, ибо исчезают
автономные, неподконтрольные власти
сферы общественной жизни. Под контроль
и регламентацию государства попадают
экономические, социальные, духовные виды
деятельности, а также частная жизнь граждан.
Таким образом, тоталитаризм отличается
от других диктатур высочайшей степенью
регламентации и контроля.
Тоталитаризм - это феномен XX в. В его становлении
и осуществлении значительную роль играют
массовые политические движения. Предшествующие
диктатуры имели, как правило, довольно
узкую социальную базу. Возникновение
тоталитаризма совпадает с громаднейшей
политической активизацией масс и во многом
ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении
тоталитаризма сыграли технические достижения,
поставленные на службу принуждения и
подавления, массовой пропаганды и коммуникации.
Истоки тоталитаризма.
Большинство исследователей отмечают,
что тоталитаризм - это “реакция” общества
на кризисы периода индустриализации.
Крушение старых традиций, коренное изменение
устоев общества в условиях отставания
в процессе формирования новой социальной
и национальной идентичности порождает
стремление к сильной централизованной
власти, устанавливающей жесткий порядок
и гарантирующей быстрое решение самых
острых и неотложных социальных проблем.
Тоталитаризм возникает в результате
распада традиционных социальных структур
и деморализации общества. Именно превращение
общества в деструктурированную массу,
состоящую из “атомизированных” индивидов,
лишенных собственности, независимости
собственного “Я”, является социальной
предпосылкой становления тоталитарного
государства (X. Арендт). Другой причиной,
обусловливающей возникновение тоталитарного
режима, является разрушение рыночной
экономики и провозглашение такой организации
общественной жизни, которая основывается
на едином плане (Ф. Хайек).
Формированию тоталитаризма в немалой
степени способствует выход на политическую
авансцену массовых движений, которые
разрушая прежние политические институты,
создают “поле” для становления неограниченной
власти. Парадокс тоталитаризма заключается
в том, что его “творцом” (в отличие от
предыдущих диктатур) являются самые широкие
народные массы, против которых он потом
и оборачивается.
Духовными истоками тоталитаризма являются
различные концепции “общей воли”, которая
должна воплотиться в одном классе или
нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие
уважения к правам и свободам человека,
хилиастические утопии о построении нового
общества.
Принято выделять две разновидности тоталитаризма
“левый” и “правый”.
“Левый” тоталитаризм возник в коммунистических
странах - в Советском Союзе, в странах
Восточной Европы, Азии (Китай, Северная
Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. “Правый”
тоталитаризм сформировался в фашистской
Италии и Германии.
“Левый” тоталитаризм основывался на
идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей
1) возможность построения коммунистического
общества, в котором будут полностью удовлетворяться
потребности всех индивидов; 2) необходимость
отмены частной собственности и создания
плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую
роль пролетариата; 4) необходимость диктатуры
пролетариата при переходе к новому обществу;
5) возможность построения коммунизма
в каждой стране. Социальной основой “левого”
тоталитаризма выступали низшие классы,
и прежде всего пролетариат. С точки зрения
господствующей идеологии, все другие
классы являются менее прогрессивными,
а некоторые - даже реакционными. Поэтому
политика направлялась на искоренение
иных классов. На практике это означало
ликвидацию класса собственников крестьянства.
Построение “светлого будущего” предполагало
использование мощного аппарата принуждения
вплоть до террора.
“Правый” тоталитаризм, в лице германского
фашизма, основывался на идеологии национал-социализма.
Эта идеология представляла собой смесь
этатистских и националистических лозунгов.
Последние опирались на расистские идеи
X. Чемберлена о германцах как ядре “высшей”
арийской расы и утверждения Ж. Гобино
о ее упадке, связанном с кровосмешением.
Именно из этих постулатов родилась идея
нацизма о превосходстве немецкой нации
и стремление к мировому господству.
Признаки тоталитаризма
Учёные, политологи, написали ряд фундаментальных работ на тему возникновения и существования тоталитаризма, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендта "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".
Авторы последнего исследования предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:
§ единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
§ официальная идеология, признаваемая всеми;
§ монополия власти на СМИ(средства массовой информации);
§ монополия на все средства вооруженной борьбы;
§ система террористического
Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.
Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:
Ш с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);
Ш не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);
Ш модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);
Ш тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки" тоталитаризма в СССР (А. Инкельс).
Однако поиск оптимальной
В научной литературе различают два "классических" типа тоталитаризма -- правый (фашизм, национал-социализм) и левый (сталинизм, маоизм). Их противопоставление игнорирует общность внутренней природы обоих явлений, прежде всего огосударствления основных сфер жизнедеятельности общества, неограниченной власти государства над человеком, в т.ч. и через механизмы идеологической обработки. Наличие этой, самой характерной, черты тоталитаризма позволяет отличать его от авторитарного режима.
Можно выделить следующие "родовые" черты, которые в совокупности определяют тоталитаризм при всём разнообразии его этнонациональных, цивилизационных причин:
а) неприятие демократических прав и свобод -- слова, печати, собраний, объединений и т.д.;
б) всевластие (включая монополию на информацию) корпоративных организаций иерархического типа;
в) государственная и/или
г) административно регулируемый характер экономики, в т.ч. централизованное распределение сырья, продукции (редистрибуция), значительная роль принудительного труда и внеэкономического принуждения в жизни общества;
д) официальная регламентация всех сторон жизни общества и человека, включая ограничения в одежде, передвижении, проведении досуга и т.д.;
е) мощный репрессивный аппарат, использующий методы физического и психологического террора по отношению к массовым и даже элитным группам; система всеобщей слежки и "стукачества"; развитая сеть тюрем и концлагерей с антигуманными методами содержания;
ж) мессианская государственная идеология (т.е. копилка убеждений, имеющих силу веры), долженствующая распространиться (вместе с ее носителями) по всему миру или хотя бы в его значительной части;
з) агрессивный характер внешней политики, сочетающийся с самоизоляцией страны (закрытое общество);
и) милитаризация экономики и всего общества, перманентное применение насилия (полицейского и армейского) во внутренней политике;
к) общенациональный, наделяемый сверхъестественными
качествами правитель (вождь) как ключевой
элемент политико-
Рассмотрим подробнее
Абсолютная концентрация власти и отсутствие принципа разделения властей
В первую очередь мне бы хотелось выделить именно этот признак.
Это означает, что власть реализуется через механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:
· соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти.
· принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического типа.
Принцип «вождизма», фюрерства
Немало важную роль играет и принцип "вождизма". Дело в том, что ко второму десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной формой государственного устройства в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй. Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини
основы тоталитарного режима.
Государственно организованный террор
Неизменным атрибутом
Следует особо подчеркнуть, что тоталитаризм как особый общественно-политический феномен невозможен без массовой базы, массовости как таковой, растворения отдельного индивида в массе, толпе. В отличие от всех остальных движений и общественных феноменов, тоталитаризм предполагает полную и безусловную лояльность индивидуального члена общества. Тоталитаризм открыл для себя средства господства и терроризирования людей изнутри. Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит от масс в такой же степени, в какой они зависят от него, без него они останутся аморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою очередь, сам вождь-фюрер без масс - ничто.
Идеология тоталитаризмаТоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего -- режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии.
Культ властиЛюбая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти -- в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью -- ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть -- имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего -- ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.
Наряду с общностью основополагающих институциональных черт тоталитарные политические системы имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.
И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивались экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.
Вторая разновидность тоталитарных политических систем — фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти.
Третья разновидность
тоталитаризма — национал-