Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:43, контрольная работа
Исследовать тему тоталитаризма трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как односторонняя правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.
Введение 2
1. Определение тоталитаризма. 3
2. Основные черты тоталитаризма. 5
3. Понятие авторитаризма. Сходство и различия с тоталитаризмом. 10
Заключение 13
Литература
Тоталитарные системы: понятие и характерные признаки.
Содержание.
Введение
1. Определение тоталитаризма.
2. Основные черты тоталитаризма.
3. Понятие авторитаризма.
Сходство и различия с
Заключение
Литература
Введение
Сегодня,
когда человечество в процессе
глобализации становиться
Сегодня
мы живем в эпоху
Исследовать тему тоталитаризма трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как односторонняя правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.
И
все же хотелось бы углубиться,
по возможности, в философскую
сторону вопросов
Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации, как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма (включая крепостничество в его русском и прусском вариантах) с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллирующими к идеям социализма. При этом“периферию европейской цивилизации”следует понимать не только географически, но и как взаимодействие социокультур-ных и политических комплексов двух типов цивилизаций, в результате которого и рождался этот синтез. Европейская капиталистическая структура с ее веками отработанными институтами республиканизма, парламентской демократии, рыночно-частнособственнической экономики, с ее заботой о свободах, правах и гарантиях индивида, т. е. со всем тем, что в наши дни именуется гражданским обществом и правовым государством, по сути своей несовместима с тоталитаризмом. В то же время европейские свободы позволили появиться на свет радикальным доктринам, не считающимся с моралью и человеком. Это, по сути, издержки самих свобод, прав и демократических институтов, выработанных веками. В противовес европейской традиции в неевропейском мире, и, прежде всего на традиционном Востоке, господствующая система связей была построена на возвышении власти и принижении личности, на господстве командно-административного способа управления в экономике, политике, в обществе в целом. И хотя религиозно-этические нормы оказывали в этом смысле смягчающее воздействие, именно неевропейская структура (азиатский деспотизм с присущим ему“поголовным рабством”) была фундаментом, на котором при благоприятных условиях мог созреть (или на который можно было, уже в наши дни, в почти готовом виде перенести) тоталитарный режим.
Столкновение
элементов восточной и
При первом приближении
тоталитаризм характеризуют следующие
взаимосвязанные и
—система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами (исключение— только для вождя);
—политизация (в плане пропаганды) всей жизни и уничтожение политики как таковой;
—господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия не является политической: она не способна действовать без государственной власти, строго централизована и выступает в качестве дополнения к правящей группировке. Члены такой массовой партии—корпоративная элита, сплоченная сознанием избранности и морального превосходства над обществом. Ее функции: управление тоталитарным обществом и контроль над ним; подготовка и выдвижение новых лояльных режиму кадров. Она является буфером между центральной властью и обществом и осуществляет репрессивные функции к инакомыслящим;
—идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
—унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни (например, единый политдень и пр. );
— ставка на обновление общества на основе утопических глобальных идей; —ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея“единого советского народа”).
Тоталитарные
политические режимы бывают
Фашизм находится в состоянии противоборства с коммунистами и социал-демократами. Это защитная реакция капиталистического способа производства на радикализацию общества. В рамках фашистских режимов произошло установление монопартийной диктатуры над органами государственного управления без уничтожения старой государственной машины. Монопартийная диктатура осуществляет тотальный контроль над обществом. В то же время сохраняется узкая сфера экономической свободы граждан от государства (например, заводы Круппа в Германии остались в частной собственности).
Коммунизм
возникает как реакция
Мощный импульс к осмыслению и концептуальному оформлению тоталитаризма дала война. Исследованию этого феномена посвящены работы многих западных политологов, например Ханны Арендт“Истоки тоталитаризма” (Нью-Йорк, 1951); Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия” (1956); Беррингтона Мура “Террор и прогресс в СССР: некоторые причины изменений и стабильности в советской диктатуре”; Г. Маркузе “Борьба тоталитаризма против либерализма” и другие. В нашей стране термины “тоталитаризм”, “тоталитарный” появились в послевоенный период и до последнего времени использовались в пропагандистских целях для характеристики фашистских и профашистских режимов на Западе. Однако даже такое употребление этих терминов было весьма эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам— “агрессивный”, “террористический”, “авторитарный”, “диктаторский”. Даже в четвертом издании Советского энциклопедического словаря (1986) вслед за беглым упоминанием о том, что“понятие тоталитаризмупотреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры”, следует основная характеристика этого понятия: “активно используется антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые клеветнически отождествляются с“тоталитарными” режимами и противопоставляются “демократическому “свободному” обществу”.
2. Основные черты
тоталитаризма.
Тоталитаризм (от
лат. “тоталь” — всеобщий, всеобъемлющий)
—это политический режим, при
котором гражданин является
В антиутопиях Е. Замятина “Мы”, Дж. Оруэлла “1984”тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в“винтик”на основе психофизической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма. Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика. За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый — с 1917 года до конца 20-х годов; второй — с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с середины 50-х до середины 80-х годов.
Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феноменидеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего —режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т. д. ), но главным образомидеей мирового господства своей идеологии. Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму—царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи“непогрешимого вождя” и “образа врага”. Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена“образ врага”распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности— все это оправдывало необходимость противостояния “врагам народа”. Вечной борьбой с “врагами народа” в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной“сверхзадачей”всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.
Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т. д. Кто не имеет власти, не имеет ничего—ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.
Информация о работе Тоталитарные системы: понятие и характерные признаки.