Тоталитарные системы: понятие и характерные признаки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Исследовать тему тоталитаризма трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как односторонняя правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.

Содержание работы

Введение 2
1. Определение тоталитаризма. 3
2. Основные черты тоталитаризма. 5
3. Понятие авторитаризма. Сходство и различия с тоталитаризмом. 10
Заключение 13
Литература

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Тоталитарные системы: понятие  и характерные признаки.

 

Содержание.

 

 

     Введение                                                                                                                            2

1. Определение тоталитаризма.                                                                                             3

2. Основные черты тоталитаризма.                                                                                       5

3. Понятие авторитаризма.  Сходство и различия с тоталитаризмом.                              10

    Заключение                                                                                                                        13

    Литература                                                                                                                         14

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

    Сегодня,  когда человечество в процессе  глобализации становиться единым, но его так и не оставляют катастрофические потрясения, когда оно, по всей видимости, вновь стоит на пороге масштабных перемен, мы обращаемся к теме тоталитарных обществ, остающейся по прежнему актуальной.

    Сегодня  мы живем в эпоху провозглашенного  плюрализма, многообразия мнений, мировоззрений. Свобода совести, гласность и демократия стали идолами нашего времени. Однако не все так просто. Вместе с этими несомненно достойными ценностями пришло поклонение многому тому, созидательность чего весьма сомнительна. Западные ценности, западный менталитет давно и стремительно распространяются по всему миру, меняя облики стран и континентов. Внося положительные достижения цивилизации, успехи в построении материальной стороны жизни, блеска и комфорта, они несут далеко неоднозначные ценности для внутреннего мира человека, а значит, и для самого общества. Ибо весь опыт человечества доказывает ту банальную истину, что из несовершенных людей нельзя создать совершенно общество.

    Исследовать  тему тоталитаризма трудно, так  как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как односторонняя правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.

    И  все же хотелось бы углубиться, по возможности, в философскую  сторону вопросов тоталитаризма,  докопаться до ядра, до сути. Что  есть тоталитарность, чем она  вызвана, насколько закономерна  и неизбежна, как глубоко лежат ее истоки, возможно ли повторение ее в будущем? …Тем более, что социальная организация общества есть не что иное, как проявление глубинных свойств человеческого, народного характера, духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность тоталитаризма.

 

    Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации, как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма (включая крепостничество в его русском и прусском вариантах) с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллирующими к идеям социализма. При этом“периферию европейской цивилизации”следует понимать не только географически, но и как взаимодействие социокультур-ных и политических комплексов двух типов цивилизаций, в результате которого и рождался этот синтез. Европейская капиталистическая структура с ее веками отработанными институтами республиканизма, парламентской демократии, рыночно-частнособственнической экономики, с ее заботой о свободах, правах и гарантиях индивида, т. е. со всем тем, что в наши дни именуется гражданским обществом и правовым государством, по сути своей несовместима с тоталитаризмом. В то же время европейские свободы позволили появиться на свет радикальным доктринам, не считающимся с моралью и человеком. Это, по сути, издержки самих свобод, прав и демократических институтов, выработанных веками. В противовес европейской традиции в неевропейском мире, и, прежде всего на традиционном Востоке, господствующая система связей была построена на возвышении власти и принижении личности, на господстве командно-административного способа управления в экономике, политике, в обществе в целом. И хотя религиозно-этические нормы оказывали в этом смысле смягчающее воздействие, именно неевропейская структура (азиатский деспотизм с присущим ему“поголовным рабством”) была фундаментом, на котором при благоприятных условиях мог созреть (или на который можно было, уже в наши дни, в почти готовом виде перенести) тоталитарный режим.

    Столкновение  элементов восточной и европейской  структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей радикальных теорий переустройства мира. Естественно, что чем сильнее были элементы азиатчины, тем большим оказался простор для произвола бесчеловечного и аморального радикализма.

При первом приближении  тоталитаризм характеризуют следующие  взаимосвязанные и взаимообусловленные  признаки: — тотальный государственный контроль над обществом; —всеобщая монополизация и централизация власти в руках государственной бюрократии;

—система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами (исключение—  только для вождя);

—политизация (в плане пропаганды) всей жизни и уничтожение политики как таковой;

—господство единственной правящей массовой партии, которая  является ядром политической системы  тоталитарного общества. При этом подобная партия не является политической: она не способна действовать без государственной власти, строго централизована и выступает в качестве дополнения к правящей группировке. Члены такой массовой партии—корпоративная элита, сплоченная сознанием избранности и морального превосходства над обществом. Ее функции: управление тоталитарным обществом и контроль над ним; подготовка и выдвижение новых лояльных режиму кадров. Она является буфером между центральной властью и обществом и осуществляет репрессивные функции к инакомыслящим;

—идеологизация  общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

—унификация и  регламентация политической, общественной и духовной жизни (например, единый политдень и пр. );

— ставка на обновление общества на основе утопических глобальных идей; —ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея“единого советского народа”).

    Тоталитарные  политические режимы бывают правого  (фашизм) и левого (коммунизм) толка.  Между ними существуют определенные  различия.

    Фашизм  находится в состоянии противоборства с коммунистами и социал-демократами. Это защитная реакция капиталистического способа производства на радикализацию общества. В рамках фашистских режимов произошло установление монопартийной диктатуры над органами государственного управления без уничтожения старой государственной машины. Монопартийная диктатура осуществляет тотальный контроль над обществом. В то же время сохраняется узкая сфера экономической свободы граждан от государства (например, заводы Круппа в Германии остались в частной собственности).

    Коммунизм  возникает как реакция азиатского  способа производства на попытки  его радикальной капитализации.  В рамках коммунистического режима  происходит слом государственной  машины“до основанья, а затем.... ” —замена старого типа государства новым, Советами. Устанавливается тотальный контроль над обществом и тотальное руководство всем общественным развитием. В 1925 г. термин “тоталитаризм”впервые ввел в политический лексикон Муссолини для характеристики своего движения и режима. При этом он опирался на философские труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле. Однако в Германии этот термин не привился: Гитлер не любил заимствований и предпочитал определять свой режим как авторитарный.

    Мощный  импульс к осмыслению и концептуальному оформлению тоталитаризма дала война. Исследованию этого феномена посвящены работы многих западных политологов, например Ханны Арендт“Истоки тоталитаризма” (Нью-Йорк, 1951); Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия” (1956); Беррингтона Мура “Террор и прогресс в СССР: некоторые причины изменений и стабильности в советской диктатуре”; Г. Маркузе “Борьба тоталитаризма против либерализма” и другие. В нашей стране термины “тоталитаризм”, “тоталитарный” появились в послевоенный период и до последнего времени использовались в пропагандистских целях для характеристики фашистских и профашистских режимов на Западе. Однако даже такое употребление этих терминов было весьма эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам— “агрессивный”, “террористический”, “авторитарный”, “диктаторский”. Даже в четвертом издании Советского энциклопедического словаря (1986) вслед за беглым упоминанием о том, что“понятие тоталитаризмупотреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры”, следует основная характеристика этого понятия: “активно используется антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые клеветнически отождествляются с“тоталитарными” режимами и противопоставляются “демократическому “свободному” обществу”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Основные черты  тоталитаризма. 

    Тоталитаризм (от  лат. “тоталь” — всеобщий, всеобъемлющий)  —это политический режим, при  котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.

    В антиутопиях  Е. Замятина “Мы”, Дж. Оруэлла “1984”тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в“винтик”на основе психофизической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма. Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика. За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый — с 1917 года до конца 20-х годов; второй — с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с середины 50-х до середины 80-х годов.

   Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феноменидеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего —режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т. д. ), но главным образомидеей мирового господства своей идеологии. Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму—царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи“непогрешимого вождя” и “образа врага”. Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена“образ врага”распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности— все это оправдывало необходимость противостояния “врагам народа”. Вечной борьбой с “врагами народа” в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной“сверхзадачей”всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.

Любая тоталитарная система  создает культ. Но подлинным и  главным объектом его выступает  не человек, а власть как таковая. Культ власти — в этом состоит  сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью  абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т. д. Кто не имеет власти, не имеет ничего—ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.

Информация о работе Тоталитарные системы: понятие и характерные признаки.