Тоталитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

В первую очередь, выясним, что представляет собой тоталитарный режим в современной политологической литературе. Понятие “тоталитаризм” (от лат. Totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в начале ХХ века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г.

Файлы: 1 файл

1_70 (1).doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Реформирование политической системы в направлении введения демократических институтов и норм, расширения (или установления) прав и свобод граждан; перерастание ограниченных реформ (если они имеют место) в глубокие и всеохватывающие, в результате чего к власти приходят и у власти закрепляются подлинно реформаторские силы, - таково главное содержание политического перехода к демократии. В этом узловом процессе прослеживаются, как правило, свои этапы: проведение реформ в рамках существующего режима, чему последний уже не в силах препятствовать; осуществление реформ, непосредственно разрушающих авторитарный режим. Между этими этапами возможны всплески политического кризиса, вплоть до открытых массовых выступлений народа против разложившихся политических институтов. Так было, например, в восточноевропейских странах, относившихся к советскому блоку.

Анализируя эту тему применительно к нашей стране, мы приходим к концу эпохи застоя, краху старых устоев и началу нового мира. Так ли это на самом деле? Действительно ли трансформация  тоталитаризма в демократию произошла  именно тогда?

Обратимся к фактам. Оказывается, становление демократии в России началось не 5-6 лет тому назад, а в  октябре 1917 года. Революция создала  противоречивую политическую систему, в своей основе самую демократическую (такой основой является первичный коллектив). Вместе с тем, именно на этой основе вырастает антидемократическая власть в масштабе целой страны. На разных этапах драматического развития страны демократическая тенденция то оживлялась, то ограничивалась, превращаясь в едва заметную, образно говоря, ничтожную пульсацию в виде политической активности части граждан, чаще всего мобилизованной. Одновременно те же социальные основы питали тенденцию утверждения и закрепления, развития и углубления диктатуры, строящейся на превращенном народовластии.3

Социалистический проект предполагал осуществление общественно-политической власти. Один ее аспект представлен  был бы публичной государственной  властью; другой - деятельностью общественно-политических организаций. Это общественная власть. Общая воля здесь реализуется непосредственно через самодеятельность народа и опирается не на государственные механизмы, а на силу общественной организации и общественного авторитета, на влияние моральных норм и в целом духовной культуры. Обе стороны политической власти заданы отношениями коллективности, установившимися в качестве доминирующих в результате революции. Государственные институты не могут функционировать, не опираясь на общественные, а деятельность последних, в свою очередь, должна быть направлена на решение общих задач политики. Самоуправленческие начала предполагались как ядро общественных организаций и одновременно в качестве одного из существенных элементов Советов, рассматривавшихся основой нового государства. Ведущей политической силой и гарантом общественно-политического характера советской власти должна была стать коммунистическая партия - коллективный лидер народа и выразитель его общих интересов. Такая партия, не будучи ни орудием, ни институтом государственной власти, не вправе стоять над нею как некая командная сила. В сущности своей представляя и воплощая коллективный интеллект, единую политическую волю народа, партия мыслилась как орган по разработке политики государства и организатор осуществления последней.

Таков теоретический  образ социалистического народовластия, его внутреннего противоречия. А что же получилось на практике? Реальность оказалась существенно отличной от теоретических наметок марксистов-ленинцев. Народовластие, провозглашенное революцией, сформировалось в виде двуликого Януса: как формы демократической самостоятельности масс и такой структуры власти, которая опирается как бы на эту самостоятельность (прежде всего внизу, в первичных ячейках) и одновременно предполагает всесильного вождя, диктатуру партийно-государственной олигархии. Некоторые ученые (например, А. Зиновьев) феномен Сталина связывают именно с народовластием, причем не отграниченным, порожденным коммунистическими отношениями.

В жизни советских  людей, трудовых коллективов, важную роль играли такие демократические формы  общественного управления, как разного рода собрания, совещания, пленумы, съезды, конференции и т.д., призванные по идее обсуждать и решать важные вопросы управления и власти

Глобальное же огосударствление общества послужило основой превращения  и Советов, и партийных, профсоюзных, и всех других общественных организаций по сути дела в структуры и орудия бюрократического централизованного государственного механизма, в элементы публичной власти. Общественно - политический характер власти на уровне первичных коллективов исчезал при переходе к вышестоящим уровням политической системы. Относительная самостоятельность государственно-политической власти гипертрофировалась. Естественное взаимодействие имманентных демократическому строю противоположностей публичной и общественной властей, единства и разделения власти, ее централизации, единоначалия и коллегиальности и др. оказалось нарушенным; абсолютизировалась роль партийно-государственной публичной власти. По сути, партийная власть была модифицирована в разновидность публичной административно-бюрократической, в которой размещалась высшая партийная олигархия.

По сути, демократизм  — это такое отражение интересов  масс и народов, наций, которое учитывает  как условия развития страны, так  и основные вехи мирового исторического пути. Большевизм, ориентировавшийся на плебейскую демократию, на плебейский якобизм, отразил специфически российское недоверие к европейским политическим и экономическим формам. Если его основатели еще знали о европейском опыте, хотя и не могли оценить его по достоинству, то для их последователей проблема усвоения мирового политического опыта практически не стояла. Постановка ее была для них возвратом к «капитализму». Нельзя, однако, безнаказанно терять основные завоевания европейской и мировой освободительно-демократической мысли, чтобы снова изобретать велосипед. Движение методом «тыка», собственных проб и ошибок обернулось гигантскими жертвами и потерями.

Если говорить о проблемах  современной демократии, то острейшая  из них сводится к поиску ответов  на новые вызовы жизни. Это тем более существенно, что волна демократии, поднявшаяся в августе 1991 года, неизбежно потянет наше общество к «задней» европейской истории, к давно пройденным этапам. Любая современная демократическая партия должна помнить, что действует в стране, в которой народ еще не освоил азов демократического, цивилизованного развития. Осваивать их, ориентируясь на современную перспективу, пожалуй, самое трудное, но и самое нужное. Это проявляется уже в отношении рынка, где конкурируют точки зрения рынка начала XIX—конца XX века, а также «дикого» и цивилизованного предпринимательства.4

 

 

 

3. Сравнение  основных типов политических  режимов по следующим критериям:

Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль  государства

Тоталитарное  государство активно и прямо вторгается в не принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Происходит  строгая централизация всей государственной  власти. Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения  и насилия армии.

Государство регулирует соблюдение прав и свобод граждан

Характер  партийной системы

Одна массовая партия, возглавляемая харизматическим  лидером, то есть исключительно одаренным  и наделенным особым даром;

Легализуется  политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций.

Важной характеристикой  демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или  многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ,

Развитость  гражданского общества

Массовое истребление  целых групп населения во время  Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность  рядовых граждан.

Относительно  независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

Развитое гражданское  общество

Соблюдение  прав и свобод человека

При тоталитаризме  существует террористический полицейский  контроль.

Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.

Демократический политический режим характеризуется  высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

Отношение к рыночным экономическим механизмам

 

Тоталитаризм  строится на монопольном контроле производства и экономики.

Экономические составляющие находятся под контролем главы государства и, или его приближенных

свобода экономической  деятельности; многообразие и равноправие  различных форм собственности;

Идеологическая  ситуация

всеобщая государственная  идеология;

Одна массовая партия, возглавляемая харизматическим  лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;

Доминирует  роль идеологии. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию.

Политический  плюрализм предполагает наличие  различных социально- политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности


 

 

 

Список использованной литературы

  1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996.
  2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.: Текст, 1993.
  3. Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей, 2003.
  4. Коваленко А.И. Общая теория государства и права. – М.: ТЕИС, 1996.
  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: ТЕИС, 1996.
  6. Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 1999.
  7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  8. Работяжев Н.В., Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма: политическая теория и исторические метаморфозы. – М.: Наука, 2005.

1 Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996. – С. 116-119.

2 Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей, 2003. – С. 413- 418.

3 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.: Текст, 1993.  – С. 98 – 115.

4 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: ТЕИС, 1996. – С.56-67.




Информация о работе Тоталитарный политический режим