Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:23, контрольная работа
В первую очередь, выясним, что представляет собой тоталитарный режим в современной политологической литературе. Понятие “тоталитаризм” (от лат. Totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в начале ХХ века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г.
Реформирование политической системы в направлении введения демократических институтов и норм, расширения (или установления) прав и свобод граждан; перерастание ограниченных реформ (если они имеют место) в глубокие и всеохватывающие, в результате чего к власти приходят и у власти закрепляются подлинно реформаторские силы, - таково главное содержание политического перехода к демократии. В этом узловом процессе прослеживаются, как правило, свои этапы: проведение реформ в рамках существующего режима, чему последний уже не в силах препятствовать; осуществление реформ, непосредственно разрушающих авторитарный режим. Между этими этапами возможны всплески политического кризиса, вплоть до открытых массовых выступлений народа против разложившихся политических институтов. Так было, например, в восточноевропейских странах, относившихся к советскому блоку.
Анализируя эту тему применительно к нашей стране, мы приходим к концу эпохи застоя, краху старых устоев и началу нового мира. Так ли это на самом деле? Действительно ли трансформация тоталитаризма в демократию произошла именно тогда?
Обратимся к фактам. Оказывается, становление демократии в России началось не 5-6 лет тому назад, а в октябре 1917 года. Революция создала противоречивую политическую систему, в своей основе самую демократическую (такой основой является первичный коллектив). Вместе с тем, именно на этой основе вырастает антидемократическая власть в масштабе целой страны. На разных этапах драматического развития страны демократическая тенденция то оживлялась, то ограничивалась, превращаясь в едва заметную, образно говоря, ничтожную пульсацию в виде политической активности части граждан, чаще всего мобилизованной. Одновременно те же социальные основы питали тенденцию утверждения и закрепления, развития и углубления диктатуры, строящейся на превращенном народовластии.3
Социалистический проект
предполагал осуществление
Таков теоретический образ социалистического народовластия, его внутреннего противоречия. А что же получилось на практике? Реальность оказалась существенно отличной от теоретических наметок марксистов-ленинцев. Народовластие, провозглашенное революцией, сформировалось в виде двуликого Януса: как формы демократической самостоятельности масс и такой структуры власти, которая опирается как бы на эту самостоятельность (прежде всего внизу, в первичных ячейках) и одновременно предполагает всесильного вождя, диктатуру партийно-государственной олигархии. Некоторые ученые (например, А. Зиновьев) феномен Сталина связывают именно с народовластием, причем не отграниченным, порожденным коммунистическими отношениями.
В жизни советских людей, трудовых коллективов, важную роль играли такие демократические формы общественного управления, как разного рода собрания, совещания, пленумы, съезды, конференции и т.д., призванные по идее обсуждать и решать важные вопросы управления и власти
Глобальное же огосударствление
общества послужило основой превращения
и Советов, и партийных, профсоюзных, и всех других
общественных организаций по сути дела
в структуры и орудия бюрократического
централизованного государственного
механизма, в элементы публичной власти.
Общественно - политический характер власти
на уровне первичных коллективов исчезал
при переходе к вышестоящим уровням политической
системы. Относительная самостоятельность
государственно-политической власти гипертрофировалась.
Естественное взаимодействие имманентных
демократическому строю противоположностей
публичной и общественной властей, единства
и разделения власти, ее централизации,
единоначалия и коллегиальности и др.
оказалось нарушенным; абсолютизировалась
роль партийно-государственной публичной
власти. По сути, партийная власть была
модифицирована в разновидность публичной
административно-
По сути, демократизм
— это такое отражение
Если говорить о проблемах современной демократии, то острейшая из них сводится к поиску ответов на новые вызовы жизни. Это тем более существенно, что волна демократии, поднявшаяся в августе 1991 года, неизбежно потянет наше общество к «задней» европейской истории, к давно пройденным этапам. Любая современная демократическая партия должна помнить, что действует в стране, в которой народ еще не освоил азов демократического, цивилизованного развития. Осваивать их, ориентируясь на современную перспективу, пожалуй, самое трудное, но и самое нужное. Это проявляется уже в отношении рынка, где конкурируют точки зрения рынка начала XIX—конца XX века, а также «дикого» и цивилизованного предпринимательства.4
3. Сравнение
основных типов политических
режимов по следующим
Критерии |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
Тоталитарное государство активно и прямо вторгается в не принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности. |
Происходит строгая централизация всей государственной власти. Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. |
Государство регулирует соблюдение прав и свобод граждан |
Характер партийной системы |
Одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром; |
Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. |
Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, |
Развитость гражданского общества |
Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан. |
Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества. |
Развитое гражданское общество |
Соблюдение прав и свобод человека |
При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. |
Власть, подчинение
и порядок ценятся при |
Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. |
Отношение к рыночным экономическим механизмам |
Тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики. |
Экономические составляющие находятся под контролем главы государства и, или его приближенных |
свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; |
Идеологическая ситуация |
всеобщая государственная идеология; Одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром; |
Доминирует роль идеологии. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. |
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально- политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности |
Список использованной литературы
1 Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996. – С. 116-119.
2 Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей, 2003. – С. 413- 418.
3 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.: Текст, 1993. – С. 98 – 115.
4 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: ТЕИС, 1996. – С.56-67.