Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:12, контрольная работа
В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский политолог М. Дюверже. Он понимал политический режим как "определен-ное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов приня-тия решения, одной или нескольких структур давления"
Введение 3
1. Основные черты 4
2. Исторический путь тоталитаризма 8
3. Структура тоталитарной системы 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
1. Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы (отсутствие свободы в выборе профессии, обязательное участие в совместных трапезах — сисситиях, простая одинаковая одежда, запрет на владение золотом и серебром, запрет на использование при строительстве дома каких-либо инструментов, кроме топора и пилы и т.д.), в брачно-половые отношения и воспитание детей (уничтожение слабых младенцев; строжайшее воспитание в "стадах" — агелах с семилетнего возраста и т.д.). Жизнь гражданина
8
всецело была подчинена интересам государства.
2. Принцип последовательного коллективизма и подавления индивидуальных начал распространялся и на отношения собственности: спартиаты получали лишь в пользование участки земли вместе с прикрепленными к ним илотами; они не могли продать ни землю, ни илотов. Проявлением этой же тенденции к ограничению частной собственности был обычай пользоваться чужим имуществом (пищевыми припасами, собаками, лошадьми, илотами).
3. Широкое использование
в общественной практике
4. Закрытость,
искусственная замкнутость
5. Милитаризация всей жизни спартиатов (фактически они постоянно находились в положении воинов, живущих в военном лагере) и агрессивная, "империалистическая" внешняя политика Спарты (подчинение Мессении, создание Пелопоннесского союза, конфликт с Афинской архэ и установление гегемонии в Греции после победы в Пелопоннесской войне).
Но все это, конечно же, частности. Если считать главным признаком тоталитаризма лишь всеобщую регламентацию, то такой "тоталитаризм" можно без труда обнаружить не только в Спарте, но и в обществе времен III династии Ура, и в птолемеевском Египте, и в западноевропейских средневековых цехах, и в так называемом "государстве иезуитов" в Парагвае. Фактически почти вся история человечества при таком подходе может превратиться в "тоталитарную", и сам термин "тоталитаризм" утратит в этом случае какую бы то ни было эвристическую ценность. Более оправданным представляется подход, согласно которому тоталитаризм — специфическое явление индустриальной цивилизации, породившей в числе других проблем так называемую "проблему догоняющей модернизации". Поэтому программа построения общества тоталитарного типа может реализоваться только в рамках современного индустриального общества, которое создает для этого следующие условия:
1) Возникновение современного
государства, обладающего
9
кратией, развитыми средствами контроля, подавления и массовой пропаганды, позволяющими осуществлять тотальный контроль, массовый террор и информационную обработку населения;
2) Формирование в условиях
промышленного капитализма
Такое общество отличается следующими характерными особенностями:
а) Состоит из отдельных обособленных индивидов, составляющих серую безликую массу людей с психологией "винтиков", неспособных стать организованной опорой демократии, из которых будущие диктаторы могут лепить любые социальные тела и использовать как опору в борьбе за власть;
б) Подобные обособленные индивиды не уверены в себе, стремятся вернуться к коллективному образу жизни и опереться на "сильную руку" вождя или диктатора, чаще всего ненавидят лишившие их устойчивого благополучия демократию и рынок, используют предоставленные им демократические права и свободы для ее подрыва и уничтожения (именно так вели себя мелкая буржуазия и люмпенизированные слои Германии накануне прихода к власти нацистов).
3) Кроме того, тоталитаризм
как историческое явление
а) с одной стороны, утверждение тоталитаризма в той или иной стране зачастую является реакцией патриархального сознания, глубинных пластов национального духа на стирающую национальные особенности индустриальную систему (конвейер, как известно, он и в Африке конвейер) - в ответ на это в массовом сознании утверждаются жесткие формы национализма и (или) патриархально - авторитарные комплексы;
б) с другой стороны, для отстающих в социально - экономическом развитии стран тоталитаризм выступает как средство ускоренного осуществления промышленной революции (СССР эпохи первых пятилеток, Китай при Мао Цзе Дуне, и др.), когда государство концентрирует в своих руках огромные властные, хозяйственные и людские ресурсы, и направляет их на обеспечение ускоренного развития экономики. Собственно говоря, именно для этих целей и используются единая партия, единая идеология и принудительная мобилизация граждан на решение "великих задач" в процессе переустройства общества.
Решив эти задачи, тоталитаризм исчерпывает себя, и его сильные стороны (способ-
10
ность концентрировать ресурсы и мобилизовать большие массы людей, в короткий срок решать задачи индустриализации, милитаризации и распространения образования) сходят на нет. В процессе дальнейшего развития начинается его преобразование в более мягкую политическую систему. Остановить это постепенное размывание тоталитаризма возможно, лишь окончательно "заморозив" общественное развитие, что и было сделано в Албании в правление Э. Ходжи или в современной Северной Корее.
Происходит это эволюционное преобразование тоталитаризма следующим образом:
1) Исчезает состояние
войны или "великого
2) При отсутствии тотальной
мобилизации происходит
3) Происходят изменения во власти - с уходом харизматического лидера власть переходит к партийно-номенклатурной олигархии в виде "коллективного руководства" (например, власть Политбюро при фиктивном культе Брежнева) - ясно, что никакой новой диктатуры над собой по типу сталинской партийные олигархи уже не допустят;
4) Прекращаются массовые
репрессии и ослабевает
Все эти перемены происходили в СССР и в большинстве стран Восточной Европы после смерти Сталина и ХХ съезда КПСС.
Таким образом, перед нами уже не чистый классический тоталитаризм, а зарождающийся авторитаризм: структуры силового подавления, всеобщей мобилизации и контроля (госбезопасность, партия, комсомол, профсоюзы) существуют, но "по полной программе" не задействуются, а частная жизнь граждан обретает, хотя и ограниченную, автономию от политики и власти. При этом попытки "завернуть гайки", вернуться к жесткой системе правления уже на поздней стадии развития тоталитаризма в принципе возможны ("жесткий курс" Ю. Андропова или последнее десятилетие правления Н. Чаушеску в Румынии), но они являются не более чем кратковременными и быстро сходят "на нет". Унаследовав целый ряд "слабых мест" тоталитаризма (неспособность эффективно функционировать в спокойных естественных условиях, отсутствие экономических рычагов, пренебрежение
11
индивидуальными интересами
и стимулами) этот промежуточный
режим неизбежно
Если внимательно посмотреть на мировую историю, то можно увидеть, что тоталитарные системы в разных странах и в разное время достаточно сильно отличаются друг от друга. По степени агрессивности, уровню собственного могущества, взглядам и подходам к государственному управлению, масштабам и темпам экспансии в общественную сферу, идеологии «стирания граней» между социумом и государством, и т.д. Можно вести речь о том, что тоталитаризм как историческая система обладает неким законченным внутренним генезисом и содержит несколько этапов собственного развития.
Среди подобных этапов можно выделить следующие:
Любой тоталитаризм в своем развитии проходит эти этапы и развивается по возрастающей — от криминального к доктринальному типу. Это своего рода «общественно-экономические формации» тоталитарной истории.
Первый тип (доктринальный тоталитаризм) является тоталитарной формой управления государством и манипулирования обществом в жестких, устоявшихся идеологизированных системах. Классический пример — СССР или гитлеровская Германия. В государствах с подобным типом правления создана система абсолютного подавления инакомыслия, действует единая партийная система, по сути, уничтожена экономическая конкуренция, безотказно функционирует незыблемая монопольная идеология, а индивид является контролируемой «ячейкой общества». Тоталитарные формулы закреплены на конституционном и законодательном уровне. Система обладает возможностью уничтожения целых общественных групп и народов. Любой, кто оппонирует государственной системе, является государственным преступником по закону.
В чистом виде такой
тоталитаризм уже практически
не встречается, если не
Второй тип тоталитаризма (социально адаптированный) зиждется на оперативном манипулировании нормативными правилами жизнедеятельности общества. Режим владеет ресурсами для демонстративного пренебрежения законами и Конституцией или возмож-
12
ностями оперативной коррекции законодательства в нужном для системы направлении. Оппозиция показательно усмиряется, а наиболее буйные представители инакомыслящей элиты оказываются на тюремных нарах или бесследно исчезают.
Именно физическое уничтожение людей, а также адаптированное отношение к этому общества есть одним из наиболее характерных и узнаваемых признаков «второго тоталитарного типа», показателем его «зрелости». Общество, достаточно глубоко обрабатываемое официальной пропагандой, смиряется с реалиями, навязываемыми режимом.
Наконец, третий тип тоталитаризма выстраивает все необходимые условия для господства отдельной личности (клана, или финансово-политической группы), но еще не владеет ресурсом для безоговорочного подавления оппозиции и не может контролировать ситуацию в случае глобальных политических кризисов. На этом этапе происходит тотальная криминализация общества, а борьба с инакомыслием прикрывается правовыми формами. Режим в борьбе с оппозицией нуждается в формальной общественной поддержке. Формально действуют права и свободы, создается иллюзия плюрализма мнений и общественно-политических альтернатив развития. Тоталитаризм этого типа еще остерегается международного осуждения.
Да, это может показаться странным, но тоталитаризм, особенно на первых этапах своего саморазвития, обладает чрезвычайно развитым комплексом неполноценности и необычайной трусостью к проявлениям общественного негодования. Он требует, чтобы вся его деятельность находила хотя бы формальную поддержку в обществе. Именно из этой формальной поддержки черпает он потенциал к грядущему утверждению.
3. Структура тоталитарной системы
Тоталитарные режимы способны «жить и развиваться» только в том случае, если все элементы политической и общественной системы связаны формой взаимных «обязательств» и «гарантий». Но, в отличие от классического общественного договора, при котором все члены общества несут солидарную ответственность за его жизнедеятельность, здесь надо вести речь об искусственно созданном, насаждаемом «тоталитарном теневом соглашении», правила и нормативы которого стоят над законом и направлены исключительно на защиту системы, обеспечивающей неприкасаемость тоталитарных основ. Словом, речь идет даже не о договоре, а о «тотальном заговоре» всех против всех. В обиходе эта система называется «круговой порукой».
Несмотря на внешний примитивизм структуры, тоталитаризм в ежедневной рабочей
13
динамике является довольно
сложным образованием, представляющим
собой «смесь» различных
В основе такой системы лежит своеобразная управленческая «пирамида» — от высшего руководства страны до районного или даже сельского уровня. Выстраивается своеобразная феодальная система, с жестким административным подчинением всех составляющих элементов. Внутренняя степень свободы управленческих, политических и экономических субъектов этой системы определяется не возможностью реализовывать свои конституционные функции, а уровнем допуска к безнаказанному произволу в отдельно взятом регионе или отрасли, использование властных полномочий по своему усмотрению и в своих интересах.
Каждое звено (пласт) этой пирамиды состоит в отношении жесткого подчинения вышестоящему пласту. Однако настоящая иерархия системы определяется отнюдь не законодательством и конституционными нормами, а корпоративной тоталитарной этикой, выработанной теневым политическим «самосознанием» тоталитарного режима. Тоталитарная табель о рангах зиждется на беззаветной преданности и верности по отношению ко всем, кто занимает высшее положение в иерархической системе. Грабить и облагать поборами можно всех, кто ниже по рангу или слабее. Но необходимо «честно» отдавать часть полученного тому, кто обеспечил твое назначение или прикрывает твой «бизнес».
Информация о работе Тоталитарный режим: формы его проявления