Учение Н.Макиавелли о государстве и политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в историко-политологическом анализе процесса становления и развития политических взглядов Никколо Макиавелли, раскрытии их содержания и значения для современной политической теории и практики в России.
Поставленная цель достигается решением следующих исследовательских задач:
1. Выявлением условий и факторов зарождения и эволюции политических взглядов Н.Макиавелли.
2. Определением и обоснованием основных периодов деятельности Н.Макиавелли как политического деятеля и мыслителя эпохи Возрождения.
3. Раскрытием содержания и систематизацией политических взглядов Н.Макиавелли.
4. Определением теоретического и прикладного значения системы политических взглядов Н.Макиавелли для современной политической науки и практики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….……..…..3
Глава 1 Политические взгляды Никколо Макиавелли. …….……………………..………..…5
Глава 2. Теоретические основы политической философии Никколо Макиавелли…...…....12
Заключение …………………………………………………………………………………......20
Список литературы……………………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с экономическими, социальными, политическими и духовными условиями, значительное влияние на формирование политических взглядов Никколо Макиавелли оказали и предпосылки сложившиеся в военной сфере флорентийского общества того периода, обусловленные, главным образом, преобразованием рыцарского войска в наёмные армии. Важнейшими из них являются: возрастание роли вооруженной силы в политике, превращение её в решающий фактор взаимоотношений между государствами и социальными слоями (классами); создание условий для выступления в качестве самостоятельных субъектов политики лиц, стоящих во главе войска - кондотьеров; изменение форм и методов применения военной силы; выработка новых форм и способов комплектования армии и подготовки солдата и полководца; совершенствование военного искусства.

В результате историко-политологического  анализа содержания и характера  изменений в общественной жизни  Флоренции представляется возможным  сделать вывод о том, что в  флорентийском обществе объективно сформировался своеобразный «социально-политический заказ» на новую политическую идеологию, отвечающую реалиям времени, и её теоретическую разработку. Общество накопило богатую эмпирическую базу политических и военных знаний, требовавшую теоретического осмысления, разработки форм и методов применения его результатов в изменившихся общественных условиях. 

Участие Н.Макиавелли в реализации этого «социально-политического  заказа» и накопленного в обществе эвристического потенциала было во многом обусловлено также субъективными  факторами. К ним в относятся: свободолюбивая обстановка в семье будущего политика и мыслителя, отсутствие религиозного догматизма и консерватизма в воспитании; привитие в детстве Н.Макиавелли любви к чтению, наличие в доме книг, обеспечение достаточного уровня образования и выработка навыков самообразования; постоянная опека Н.Макиавелли со стороны наставников из числа друзей семьи и старших товарищей; личностные качества Н.Макиавелли и, прежде всего, такие как: талант практика и теоретика политики, пытливый живой ум, высокая работоспособность, тонкое политическое чутье, литературное дарование; напряженная дипломатическая и военно-политическая деятельность флорентийского секретаря, накопленный им богатый эмпирический опыт.

 

Этапы деятельности Макиавелли

В биографии  флорентийского мыслителя были различные периоды, отличающиеся степенью вовлеченности его в социально-политические и военные отношения Флоренции и интенсивностью теоретической и литературной деятельности. Каждый из этих периодов характеризуется различной глубиной и масштабом разработки военно-политических взглядов. Опираясь на результаты исследования биографии Н.Макиавелли, выделим в его жизненном пути, исключая детство, три основных периода практической и теоретической деятельности.

Первый период (с 1498 по 1512 гг.) - время политической и военной деятельности Никколо Макиавелли в должности секретаря Флорентийской республики, а позднее доверенного лица и советника правителя Флоренции. В этот период происходил сбор эмпирического материала и зарождение, первоначальное формирование взглядов флорентийского секретаря на проблемы политики и войны. По широте охвата проблем и своему содержанию идеи Н.Макиавелли в первый период деятельности во многом предвосхищали его зрелые выводы и заключения, изложенные в основных трудах. Генезис военно-политических взглядов Никколо Макиавелли был предопределен осмыслением флорентийским секретарём в своих донесениях и ранних работах опыта и эмпирических знаний, которые он приобретал в процессе дипломатической и военно-политической деятельности, а также идеями и умозаключениями, к которым приходил на основе прочтения трудов классиков античной литературы.

Второй период (с 1513 по 1526 гг.) - время изгнания Н.Макиавелли из родного города и ссылки его  в собственное поместье. Полное отстранение  от государственной службы в эти годы позволило Н.Макиавелли активизировать научную и литературную деятельность, в результате которой, накопленный опыт и знания были осмыслены и изложены в трудах, признанных сегодня мировой политической классикой. Им были написаны главные политические произведения, в которых получили окончательную разработку его военно-политические взгляды: «Государь» («Князь») (1513 г.), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513-1519 гг.), трактат «О военном искусстве» (1519-1520 гг.), а так же заказанная правящим кланом Медичи «История Флоренции» и ряд литературных работ.

Этот период в жизни Н.Макиавелли, как установил  в результате исследования его наследия диссертант, является наиболее творческим и плодотворным в научно-теоретической  деятельности мыслителя. Опираясь на политические и военные идеи классиков Древней Греции и Древнего Рима, Н.Макиавелли в течении его осуществил развернутый теоретический анализ реальной военно-политической практики Флоренции, разработал практические рекомендации по организации государственной власти и методам достижения политических и военно-политических целей субъектами политики.

Третий период (с 1526 по 1527 гг.) — время не совсем удачной попытки Н.Макиавелли вернуться  в большую политику и воплотить  на практике свои теоретические наработки. Провал этой попытки привел к завершению не только третьего периода деятельности выдающегося мыслителя, но и его жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы политической философии

Никколо Макиавелли

Проведенный анализ ранних работ и основных произведений Н.Макиавелли позволил выделить и систематизировать  политическую составляющую теоретического наследия флорентийского секретаря. При  этом, выбрав в качестве критерия отбора и систематизации современное понимание содержания военной политики, обоснованным представляется вывод, что совокупность политических взглядов Н.Макиавелли составляет систему, основные элементы которой включают следующие положения:

- основой государства  является военная сила;

- политика определяет использование военной силы, как средства достижения её целей;

- цель, заключающаяся в  спасении государства, оправдывает  любые средства, в том числе  и войну, если она необходима; война - инструмент политики, она  имеет свою классификацию. Правом объявления и ведения войны должно обладать только государство;

- решающую роль в политике  играют выдающиеся личности - государи, крупные полководцы, герои;

- субъекты политики несут  ответственность за судьбу страны  и её народа. Им необходимо  крайне осторожно выбирать советников и союзников и, принимая решения, постоянно прогнозировать развитие событий на основе выверенной оценки реальной расстановки политических и военно-политических сил;

- военная сила  находит свое воплощение в  вооруженной организации государства - армии, которая должна комплектоваться по призыву из граждан своей страны, находиться в постоянной боевой готовности и на основе обучения совершенствовать боевую подготовку воинов.

Реализм - это  принцип жестокой трезвости. Монарх может оказаться в таких условиях, которые потребуют крайне жестоких и бесчеловечных мер. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны.

Человек сам по себе ни хорош, ни плох. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними. Не нужно бояться показаться

устрашающим. Конечно, идеальный государь должен в одно и то же время быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ.

«Государя»  можно считать первым в истории  практическим советом писателя главе  государства. Главная мысль этой книги заключается в том, что если правитель хочет добиться успеха, он должен полностью пренебречь моральными принципами и полагаться только на силу и хитрость. 3

Макиавелли  сделал акцент — кроме всего прочего  — на хорошее вооружение государства. Он придавал особое значение мобилизации в армию только граждан страны. Полагаться на войска наемников или силы других стран означает поставить себя в опасное положение слабого. Макиавелли советует правителю заручиться поддержкой народных масс, поскольку в противном случае в беде у него не будет сторонников. Конечно, он понимает, что иногда новый правитель ради обеспечения безопасности своей власти должен применить непопулярные меры, но предлагает, что «при захвате государства победитель должен проявить всю свою жестокость сразу, чтобы не возвращаться к этому каждый день… Выгоды должны появляться постепенно, чтобы ими можно было лучше насладиться». Чтобы успешно править, государь должен окружить себя способными и лояльными министрами. Макиавелли предупреждает правителя, чтобы он избегал льстецов, и советует, как это сделать. В главе 17 «Государя» он обсуждает вопрос: что для главы страны лучше — быть любимым или внушать страх: «Ответ таков — государь должен быть и любим, и должен внушать страх, но… гораздо безопаснее внушать страх, если нужно предпочесть одно из двух… поскольку любовь тянет за собой цепь обязательств, которую эгоистичные люди обрывают, даже если она служит их целям; но страх устанавливается боязнью наказания, которая не проходит никогда». Глава 18 озаглавлена «Как государи должны поддерживать веру». Макиавелли утверждает, что «предусмотрительный правитель не должен поддерживать веру, когда это мешает его интересам…». И еще он добавляет. «Никакие законные основания никогда не повредят государю, который захотел выразить свое сожаление по поводу своих невыполненных обещаний», поскольку «люди так просты и так готовы подчиниться насущной необходимости, что тот, кто обманывает, всегда найдет тех, кто позволит себя обмануть» В качестве естественного вывода Макиавелли советует своему государю быть подозрительным по отношению к чужим обещаниям.

«Государя»  часто называют «пособием для  диктаторов». Карьера и другие работы Макиавелли показывают, что в основном он предпочитал диктатуре республиканское  правление. Но его пугала политическая и военная слабость Италии. Макиавелли хотел сильного властителя, который объединил бы страну и прогнал бы армии различных иностранных завоевателей, которые губили его родную землю. Интересно отметить, что хотя Макиавелли защищал применение государем циничной и бесчестной политики, сам он был идеалистом, патриотом и не очень большим специалистом в том обмане, который предлагал. Немногих других философов обвиняли, так же яростно, как Макиавелли. В течение многих лет его воспринимали фактически как воплощение зла, а его имя использовалось как синоним двуличности и хитрости. (Довольно часто наиболее яростные обвинения исходили от тех, кто применял на практике советы Макиавелли, — лицемерие, которое философ мог в принципе одобрить!) Критика Макиавелли с позиций морали, конечно, не означает, что он не оказал на историю никакого влияния. Более уместно в этом отношении замечание, что его идеи не особенно оригинальны. В таком утверждении есть доля правды. Макиавелли постоянно утверждал, что он не предлагал новую политику, а, скорее, выявлял способы, которыми успешно пользовались с незапамятных времен многие удачливые государи. Фактически Макиавелли постоянно иллюстрировал свои предложения, приводя впечатляющие примеры из древней истории или из недавних итальянских событий. Цезарь Борджиа (которого автор восхвалял в своем «Государе») не научился своим действиям у Макиавелли. Совсем наоборот, философ учился у него. 4

Хотя Бенито Муссолини был одним из немногих политических лидеров, который открыто цитировал Макиавелли, нет сомнений в том, что большое число выдающихся политических фигур внимательно прочитали «Государя». Говорили, что Наполеон спал с томом этой книги под подушкой. Подобные же замечания касаются Гитлера и Сталина. И все-таки пока не видно, чтобы тактика Макиавелли больше превалировала в современной политике, чем до издания «Государя». Это главная причина, по которой он не стоит в нашей книге выше. Но если степень воздействия Макиавелли на политическую практику неясна, его влияние на политическую теорию бесспорно. Более ранние писатели, такие как Платон и Блаженный Августин, смешивали политику с этикой или теологией. Макиавелли обсуждал историю и политику с помощью чисто человеческих терминов и просто игнорировал моральные соображения. Главный вопрос, полагает он, не в том, как люди должны себя вести, а как они ведут себя на самом деле; не кто должен обладать властью, а сколько людей действительно добились власти. Политическая теория обсуждается сейчас в более реалистичной манере, чем раньше, в большой степени благодаря влиянию Макиавелли. Он справедливо считается одним из главных основателей

Государь должен быть добродетельным, но добродетель  политическая, по Макиавелли, совсем не то, что добродетель христианская.

"Добродетель  - это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать, она есть сильнейшая воля, которая ставит плотину полному разливу событий..., людьми управляет малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, неумение страдать ради достижения цели..., едва только палка или плеть выпадает из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается, подданные бросают и предают своего государя.

Но политическим идеалом Макиавелли был все-таки принцип организации государства по типу Римской республики, основанной на свободе и добрых обычаях.

Доктрину Никколо  Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она  вряд ли справедлива по отношению  к автору "Государства". Этот принцип  имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.

Опираясь на принятое в современной науке  понимание категории «система», следует подчёркнуть, что одной  из значимых характерных особенностей, определяющих системность политического наследия Н.Макиавелли, являются взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность его отдельных идей и взглядов. В творчестве Н.Макиавелли они настолько существенны, что выпадение одного из элементов этой системы, делает невозможным успешное целостное понимание сущности и содержания военной политики, раскрытое в теоретическом наследии флорентийского мыслителя.

Информация о работе Учение Н.Макиавелли о государстве и политике