Учение о государстве Николо Макиовелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:45, реферат

Описание работы

Николо Макиавелли считает,- реальное управление государством невозможно без насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя «нового государя», он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца. Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестокости. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в том случае, когда они подчинены государственным интересам, когда целью их применения является государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать - утверждает флорентийский мыслитель.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

             ФГОУ ВПО «Омский Государственный Аграрный Университет

 

 

Кафедра социологии, политологии,

психологии и педагогики.

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

 

По дисциплине политология

 

Тема: учение о государстве Николо Макиовелле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила: студентка 1 курса

                                                                    Землеустроительного факультета,

                                            

 

 

Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к  войне.

Н. Макиавелли.

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) родился во Флоренции в семье небогатого юриста. В юности Николо не получил широкого образования, в отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно - с одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты своих наблюдений. Цель учения Николао - раскрыть на основании опыта истории современных событий, как завоевывается княжеская власть, как она удерживается и как теряется. Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочайшему убеждению, что человек - это существо сугубо эгоистическое, во всех своих поступках руководствующееся лишь собственными интересами. Вообще, по мнению Макиавелли, интерес - это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности. Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Николо Макиавелли считает,- реальное управление государством невозможно без насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя «нового государя», он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца. Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестокости. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в том случае, когда они подчинены государственным интересам, когда целью их применения является государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать - утверждает флорентийский мыслитель. На первый взгляд «Государь» является своеобразным руководством по управлению государством. Макиавелли рассматривает, каким должен быть государь, чтобы вести народ к основанию нового государства. Уже из названия и далее, из всего текста становится ясным, что единственно возможным разумным государственным устройством Макиавелли считает только монархию - чистое страшное господство, необходимое и справедливое, коль скоро оно конституирует и сохраняет государство. Таким образом, для Макиавелли высшей целью политики вообще и государственного деятеля в частности является создание нового и при этом жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или поддержание и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном случае цель - жизнь страны - оправдывает практически любые, лишь бы приводящие к успеху, средства, даже если эти средства не укладываются в рамки общепринятой морали. Более того, для государства не имеет силы понятие о хорошем и дурном, позорном и подлом, о коварстве и обмане; оно выше всего этого, ибо зло в нём примирено с самим собой. Макиавелли явно стремится заботиться о благе народа, причём он даже находит этому вполне практическое объяснение для государей - ибо недовольный, презирающий своего вождя народ - это более страшная угроза для любого правителя, нежели самый сильный внешний враг. Первая заповедь и первейший долг государя - это внушить своим подданным если не любовь, то хотя бы почтение, основанное на уважении, восхищении и примитивном страхе. Макиавелли настойчиво убеждает, что сильное государство можно получить, только неустанно заботясь о благе народа. При этом в качестве приемлемого средства борьбы с противниками Макиавелли упоминал даже физическое устранение непокорного и опасного меньшинства, лишь бы только эта акция действительно была необходимой и имела более - менее законный вид в глазах остальных граждан. Самой большой угрозой спокойному правлению Макиавелли считал скрытое недовольство народа и, как следствие этого, возникновение различных заговоров и тайных обществ. Особенно интересно положение о воспитании народа. Соответственно ему, государь должен стремиться к тому, чтобы народ если уж и боялся, то уважал своего правителя, к тому, чтобы большинство было довольно своей жизнью и законами, к тому, чтобы не допускать злоупотреблений своей властью - например, не посягать на честь и имущество обычных граждан. «Тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один, и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться. Среди прочих практических проблем Макиавелли рассматривает и вопрос обороны государства от внешних и внутренних врагов. Против первых Макиавелли предлагал только два оружия: удачные политические союзы и сильная армия. Что касается внешней политики, то тут Макиавелли советует государю опираться не только на свои ум и силу, но и на «звериную» хитрость. Именно на внешнеполитическом поприще должно пригодиться ему умение быть не только «львом», но и «лисом». Таким образом, для успеха внешней политики государь должен быть умён, хитёр, изворотлив, он должен уметь предвидеть последствия каждого сделанного им шага, должен отбросить в сторону все принципы чести и понятия морали и руководствоваться единственно соображениями практической выгоды. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью. При решении внутренних задач, правитель должен помнить, что невозможно одновременно удовлетворить всех и каждого, однако необходимо уметь заручиться поддержкой большинства своих граждан. При этом одна из наиважнейших задач правителя - это подобрать себе мудрых советников, ведь именно по приближённым государя судят о нём самом, и именно от приближённых во многом зависят решения правителя. «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников. Также, рассматривая качества, которыми должен бы обладать идеальный государь, Макиавелли впервые в Новой истории заговорил об экономике государства как составной части его благополучия. Рассматривая скупость как порок человека, но добродетель государственного мужа, он указал на недопустимость слишком высоких налогов, то есть таких, выносить которые население уже не смогло бы. Макиавелли утверждал, что государь может быть щедрым только за счёт чужого добра - военной добычи, например, - но никак не за счёт благосостояния своих подданных. Макиавелли считал, что для безопасности нового государства лучше всего уничтожить всякие воспоминания о старом. Макиавелли хорошо видел, чувствовал и сознавал силу религии, её социальную функцию, её консерватизм и власть над умами и сердцами верующих и поэтому призывал всемерно использовать эту силу для общего блага, в особенности для объединения и укрепления государства. Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендует главам республик или царств сохранить основы ,поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали всё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государство религиозным, а значит - добрым и единым.                                                                                                Говоря об основах построения и управления государством, необходимо упомянуть, что Макиавелли выделял следующие наиболее значимые политические блага: национальная независимость, безопасность и благоустроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти, ибо при такой конституции трудно осуществить успешные революции, и потому возможен устойчивый порядок; если бы не соображения устойчивого порядка, было бы благоразумно дать больше власти народу.

Подводя итог, необходимо отметить, что политика для Макиавелли - это результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма - в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.

Основные идеи Макиавелли, касающиеся политического процесса, права и государства, это прежде всего:

1. Политика: сфера действия реального, а не желаемого.  
Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы.

2. Макиавелли отделил политику от морали:

2.1. политика  есть особенная сфера человеческой  деятельности, она имеет свои  закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из Святого письма;

2.2. мораль частной  особы и общественного деятеля  - отличаются. «Великие люди стыдом  считают неудачу, а не нарушение  слова»;

2.3. идея «значительной  цели» - моральная ответственность  в цели, а не в средствах.

3. Принципы политики:

3.1. политическая  мудрость: наименьшее зло есть  благо; 

3.2. политика  должна учитывать интерес человека - его выгоду и ограничивать  ее принуждением государства  и законом; 

3.3. принудительная  сила государства - выражение интереса государства;

3.4. закон - выражение  интереса общества граждан. Макиавелли  выделяет в государстве: Князь  (имеет свой интерес + интерес  государственного единства), знать/богатые  (имеют свой интерес), народ (интерес  всех) сдерживает знать. Противостояние народ - знать обеспечивает интерес граждан, а держаться собственной выгоды - это свойственно каждому от природы.

3.5. христианское  положение, что всем правит  Бог и судьба привело к утрате  свободы воли индивида. На самом  деле расклад такой: 1/2 воля человека + 1/2 судьба.

3.6. народ должен  чувствовать опасность - для того, чтобы ощущать необходимость  в Князе и в своем государстве,  это должно быть необходимо  для сохранения их собственных  благ. 
Никто не соглашается на новый закон, который установит новый порядок в городе, если не чувствует необходимость этого в связи с опасностью;

3.7. творцу законов  необходимо заранее считать всех  людей злыми и предусмотреть,  что люди поступают хорошо  только по необходимости; 

3.8. безопасность  собственности и гарантированность своего будущего: Князь должен обеспечить своим гражданам ощущение уверенности в владении своим имуществом в будущем, в неотчуждаемости имущества, гарантировать свободную торговлю, ремесло, земледелие;

3.9. политические  действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не «недосягаемым наилучшим».

4. Политический процесс: воля человека + судьба + глобальный/локальный исторический ход. Поэтому Князь должен приспосабливать свой образ действий ко времени и обстоятельствам, а не упрямо действовать как привык и как до этого времени получалось удачно. Быть лисом или львом в зависимости от ситуации.

5. Свобода:

5.1. определенная  правителем граница участия граждан  в государственной жизни; 

5.2. основа свободы  граждан: более-менее гарантированное властью и законом ощущение неотчуждаемости/гарантированности сохранения частной собственности.

6. Республика:

6.1. в торговой  республике - как Венеция, Флоренция  - зарождается гражданское общество (у Макиавелли нет такого термина), основа которого - собственность и тогда частная особа, владеющая имуществом, имеет влияние на политику;

6.2. в хорошо  устроенных республиках все общество - богато, а отдельные граждане - бедны.  Таким образом, средний класс  - основа политической стабильности  республики;

6.3. основа республики: равноправие буржуазии, республика - быстрый путь к благополучию  людей. 
Основа монархии: феодализм - каждый прикреплен к своему сословию, дворяне - бездельники, которых необходимо вешать.

7. Национальное единство:

7.1. национальная идея способна объединить Италию вместо римской курии;

7.2. нация может  подчинить себе религию. 

7.3. нация должна  быть независимой от других  наций. Итальянские правители  неправы, когда призывают в  своих шкурных интересах то  французов, то испанцев, а последние только грабят Италию;

7.4. нация должна  сама обеспечивать безопасность  своей страны. Единственная обязанность  Князя, которую он не может  переложить на другого: военное  дело.

8. Соревновательная политическая система: институционное разделение функций власти.

8.1. в Древнем  Риме постоянное противоборство 2-х партий - знати и плебса - создавало  постоянную небезопасность, следовательно  - необходимость в улучшениях - создание  легальных институтов, которые выражали  бы их интересы - Сенат и Трибуны  для плебса. Из их взаимного противостояния выходили законы, которые закрепили свободу общества;

8.2. республиканское  устройство - источник гражданских  свобод. Если республика хочет  распространяться (как Древний Рим), она должна установить свободу  торговли, гарантию частной собственности, должно быть большое количество хорошо вооруженных граждан, институционное пространство для расхождений.

 




Информация о работе Учение о государстве Николо Макиовелли