Учение Платона об идеальном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Древнегреческая философия была очень широкой наукой, объединявшей в себе практически все отрасли знания. Она включала в себя и то, что мы называем сейчас естествознанием, и собственно философскую проблематику, и весь комплекс современных гуманитарных наук – филологию, социологию, культурологию, политологию и т.д. Учение об идеальном государстве относится как раз к сфере политологии. Древнегреческих философов, особенно в поздний период, куда больше интересовали проблемы человека, смысла его жизни, проблемы жизни общества, нежели естественнонаучная проблематика.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Учение Платона об идеальном государстве……………………………..4
2. Аристотель о сущности и о формах государства……………………….10
3. Задание № 3……………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………...…...17
Литература…………

Файлы: 1 файл

МОЯ КР.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

      Содержание 

        Введение…………………………………………………………………….3

  1. Учение Платона об идеальном государстве……………………………..4
  2. Аристотель о сущности и о формах государства……………………….10
  3. Задание № 3……………………………………………………………….16

         Заключение…………………………………………………………...…...17

          Литература…………………………..………………………………...….18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

      Древнегреческая философия была очень широкой  наукой, объединявшей в себе практически  все отрасли знания. Она включала в себя и то, что мы называем сейчас естествознанием, и собственно философскую проблематику, и весь комплекс современных гуманитарных наук – филологию, социологию, культурологию, политологию и т.д. Учение об идеальном государстве относится как раз к сфере политологии. Древнегреческих философов, особенно в поздний период, куда больше интересовали проблемы человека, смысла его жизни, проблемы жизни общества, нежели естественнонаучная проблематика.

      Эта тенденция наметилась, ещё начиная с Сократа, и окончательно сформировалась у Платона, которого практически не интересовали “физические” проблемы. Аристотель, хотя и являлся основоположником развития естественнонаучного знания, и вся средневековая естественная наука базировалась на системе Аристотеля, но, тем не менее, будучи универсальным философом, он уделял в своей системе место и проблемам человеческого общества. Платон и Аристотель интересны для нас ещё и потому, что они активно полемизировали друг с другом, в том числе и по проблемам государственного устройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Учение  Платона об идеальном государстве
 

      Чтобы понять политические взгляды Платона, необходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир, с точки зрения Платона, двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей (прагм). Идеи представляют собой не мыслительные конструкции, но сверхреальность, или образцы вещей, их отвлеченные сущности. В то время как эйдосы являются истинными, вещи в силу своей материальности неистинны, поскольку, как указывал Платон, сама их материальность извещает их сущность. Лишь идеи истинны, так как не отвечает своей сущности.

      В своих воззрениях на государство  Платон исходил из того ,что существует идеальное государство, идеальный  образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей.

      Рассуждения Платона о государстве тесно  связаны с его рассуждениями о нравственности вообще. Платон очень плавно переходит от этики к политике, к учению о государстве. Четыре добродетели Платона непосредственно связаны с общественной жизнью человека. Это мудрость, мужество, благоразумие и справедливость.

      Своё  учение об идеальном государственном устройстве Платон излагает в трёх диалогах: “Политик”, “Государство”, “Законы”.

      “Политик” посвящён истории общества. Для описания истории государства Платон ссылается  на мифологическое прошлое. При Кроносе  на земле царил золотой век. Бог непосредственно управлял людьми, разделив их по родам и дав каждому роду своего доброго гения. Не было ни государства, ни собственности, ни необходимости трудиться, поскольку люди могли питаться плодами земли. Легенда о золотом веке существует в мифологических представлениях практически всех народов, и в данном случае Платон просто излагает общеизвестную легенду.

      Второй  этап истории государства уже  не связан с мифологическими представлениями. По мнению Платона, на этом этапе космос отделяется от Бога и берёт функцию управления на себя. Но космос справляется с этими обязанностями куда хуже, чем Бог. Поэтому в мире начинает господствовать зло.  Животные разделяются на травоядных и хищных, человек, в свою очередь, начинает охотиться на животных. Лишь культурное влияние богов позволяет людям выжить в этот период (Прометей даёт им огонь, Гефест обучает кузнечному ремеслу, Деметра – земледелию, Дионис – виноградарству и т.д.).

      На  этом же этапе возникают правители, которые становятся необходимыми для  управления стадами людей. Цари и политики – это не божественные гении, а такие же люди, как остальные. Они несовершенны, а отсюда проистекает и несовершенство государственного устройства.

      По  мнению Платона, существует три “хороших”  формы правления, основанные на законах, и три “плохих”, основанные на беззакониях. Три “хороших” формы правления в порядке их ухудшения – это монархия, аристократия и демократия. Три “плохих” формы правления – это тирания, олигархия и ещё одна форма правления, которой Платон не даёт специального названия, описывая её весьма приблизительно, обычно её называют тимократией. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

      Аристократия - это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом.

      Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

      Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках ...

      Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон, тем не менее, выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно-замкнутого, «самодостаточного» государства.

      Вырождение  аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной  собственности и обращение в  рабов свободных землевладельцев  из третьего сословия. Так возникает  критско-спартанскй тип государства, или тимократия (“тиме“ - честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

      Следующий вид государственного устройства - олигархия - появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

      Следующей формой государственного правления, является демократия, которая логически вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь царит своеволие. Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность – чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.

      Здесь у Платона закладываются основания  для понимания форм государственного устройства, которое будет, затем представлено у Аристотеля в “Политике”.

      В “Государстве” Платон предлагает новую модель управления. По мнению Платона, государство возникает потому, что люди не в состоянии удовлетворить свои потребности, и вынуждены обращаться к помощи других. По существу, здесь у Платона возникает идея разделения труда, которое должно контролировать государство. Итак, первая функция государства – контроль экономической жизни общества; вторая функция государства – защита страны от внешних и внутренних врагов; третья функция – поддержка идеалов справедливости и добра. В принципе, теория происхождения государства, основанная на разделении труда и необходимости появления такой специальности, как “правитель”, вполне соответствует современным представлениям.

      Платон  предлагает структурировать идеальное  государство на классы. Причём классы у Платона зависят не от экономического благосостояния людей или их происхождения, а от того, какая добродетель преобладает в их душе. В зависимости от того, разумен ли человек, благоразумен или мужественен, он может быть воином, жрецом или земледельцем. Трём началам человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствуют три класса в государстве: ремесленники, воины, стражи, а каждому типу души – своя добродетель: воздержанность, мужество, мудрость. Позднее, в “Федре” Платон даёт более сложную классификацию типов человеческой души: душа мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана. Чем ниже человек спускается по этой лестнице, тем хуже его душа. Показательно, что тип души Платон соотносит с профессией человека и его социальным положением. Разумеется, речь идёт лишь о свободных. Платон не говорит о рабах и низших сословиях, или почти не говорит.

      У Платона низшие сословия могут иметь  частную собственность и индивидуальную семью. В высших же сословиях частная  собственность как источник зла упразднена. Упразднена и семья, поскольку государство тщательно подбирает пары для лучшего воспроизводства людей. Дети должны воспитываться отдельно от родителей в специальных интернатах, причём мальчики и девочки получают одинаковое воспитание.

      У Платона в идеальном государстве  личность полностью подчинена обществу. Государство предстаёт сплочённым единством безличных существ, исполняющих  свои социальные функции безотносительно  к своим личным интересам, запросам и потребностям. В этом государстве царит строгая цензура, цель которой – отбор лишь тех произведений искусства, которые способствуют развитию гражданских доблестей. Сплочённость государства может достигаться и убеждением, и силой. Выдающиеся люди обязаны безраздельно отдавать свои силы государству, “чтобы пользоваться ими для укрепления государства”.

      Любопытна интерпретация идеального государства  Платона с точки зрения современных  политических теорий. Платон, несомненно, брал за идеал государственное устройство Спарты, так как оно описано у Плутарха. Совершенно очевидно, это прямо-таки бросается в глаза, что утопические государства Томаса Мора и его последователей построены на тех же принципах. Антиутопии же ХХ века очень хорошо показывают, к чему приводит такое государственное устройство (произведения Замятина, Оруэлла, Хаксли). Советские философы стремились ассоциировать

      платоновское  государственное устройство с фашизмом, западные политологи отождествляли  платоновскую утопию с социализмом. Совершенно очевидно, что фашизм, социализм и утопия Платона представляют собой явления одного порядка.

      Впрочем, в “Государстве” Платон рисовал  отвлечённый идеал, в “Законах”  он предлагает более реалистичный проект, хотя Платон по-прежнему предлагает строго регламентировать все общественные отношения. Идеальное государство должно представлять собой небольшой земледельческий полис. Земли нужно столько, чтобы она могла прокормить только членов полиса. Она делится по жребию на равные участки так, что каждый гражданин получает два участка – один в городе, а другой в сельской местности. Население живёт сельских хозяйством, которое осуществляется руками рабов.

      Всё население делится на классы уже  по имущественному, а не по нравственному  признаку. Владеть золотом и серебром запрещается. Торговлей и ремеслом могут заниматься лишь иностранцы. Все излишки производства сдаются государству, и этот продукт делится на три части: две непосредственно потребляются гражданами государства, а третья поступает на продажу и обменивается на предметы ремесла.

      Формой государственного устройства является аристократия (в современных терминах – олигархия). Руководящие органы выборные. Это ареопаг и совет, в который входят военачальники, попечители храмов, жрецы, надзиратели рынков, городские чиновники, надзиратели за финансами и сельским хозяйством. Суды также выборные, но над ними стоит специальная коллегия, активно использующая тайную полицию.

      Платон, предвосхищая Макиавелли, полагает, что  для сохранения блага государства  хороши все средства. В его государстве  царит жёсткая идеологическая диктатура. При этом Платон высказывает весьма мудрую мысль, что не следует ставить во главе государства добродетельного человека. Управление государством – грязное дело, поэтому лучше поручить его не вполне порядочному, но умелому человеку. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Учение Платона об идеальном государстве