Учения Конфуция и Н. Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование представлений Конфуция и Н. Макиавелли о соотношении политики, государства и морали.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Политическое учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее рассмотрение политических проблем  от религии и морали, поставившее  целью содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа. Оно было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма и вызвало яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального порядка. 

Макиавелли впервые  в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии.

Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому  занимает господствующее положение  в мировоззрении.[6] Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели – формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

Моральные соображения  у Макиавелли всегда подчинены целям  политики. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей.

Государь Макиавелли - герой его политического трактата - это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху. Имея в виду государственный интерес, пользу правления, стремясь «написать нечто полезное», он считает «более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он отвергает распространенные в гуманистической литературе сочинения об идеальных государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям о должном ходе государственных дел: «Многие измыслили республики и княжества, никогда не виданные и о которых ничего на деле не было известно». Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. [9]

Поскольку проявлять  добродетели на практике «не допускают  условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишь репутации добродетельного  правителя и избегать пороков, особенно таких, которые могут лишить его власти, «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши...».[13]Однако целью этой является, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя, государя, но 
«общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и единой национального государства

В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства  повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд  правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

Целью государства и  основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. "Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малейшей надобности, чтобы напомнить ему это; а так как его надобности возобновляются с каждым днем, то он вспоминает это каждый день".[3] Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства".

Макиавелли стремился  опровергнуть общее мнение историков  о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей.[4] Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме "религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных".[5] Государство должно использовать религию для руководства подданными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

Конфуций впервые в истории Китая с помощью образа цзюнь цзы поднял значение бюрократии в системе управления и обществом в целом. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением правил ,но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти. Его модель государства свидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права императора. В этом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа - прообраза будущего “совершенного” бюрократа. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими принципов добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права. Подчеркивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу.

Главный объект изучения Макиавелли – государство. Это он впервые ввёл термин «государство». До него мыслители опирались на такие термины, как: город, империя, королевство, республика, княжество и т. д.

Макиавелли разработал новую концепцию государства  в противоположность господствовавшей в то время теократической концепции государства. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий — это интерес. Проявления его многообразны, но более всего он проявляется в желании людей сохранить свое имущество, свою собственность. Другие интересы, например забота о "чести и почестях", следуют за собственническим интересом.

В своем трактате «Государь  Никколо Макиавелли рассматривает  широкий спектр вопросов: взаимоотношение  государства и власти, военные  дела, качества, которыми должны обладать государи, исторические перспективы развития Италии, проблемы политики и морали и др. Все рассуждения, доводы и выводы составляют единую логическую цепочку, которая представляет собой последовательные этапы строительства прочного и крепкого государства. А во главе этого государства должен стоять мудрый и смелый правитель – Государь. Макиавелли создает собирательный образ государя. Это умный, дальновидный, в меру щедрый человек, способный на решительные и бескомпромиссные поступки. Смелость и доблесть – это качества, выделяющие его из общей массы, дающие возможность воспользоваться благоприятными моментами истории для достижения власти. При этом все поступки государя должны руководствоваться здравым смыслом и желанием прославить свое отечество. Макиавелли уверен, что только такому человеку под силу навести порядок в разоренной и униженной Италии.

В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства  повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

 

 

 

 

 

 

                 Список использованных источников

  1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,1989.
  2. Васильев Л.С. История религии Востока, учеб. пособие для ВУЗов. М. Наука,1999.
  3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарика, 1998.
  4. Гусейнов А.А.. История этических учений. Учебник. М.: Гардарики. 2003.
  5. Долгов К. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. Избранные произведения. М., 1982.
  6. История политических учений. Под ред. К.А.Мокичева. - М., 1971.
  7. “Конфуций. Изречения” Изд-во МГУ М.-1992г.
  8. Конфуций. Лунь Юй. Перевод Кривцова Ю. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В двух томах. М., 1972-1973. т.1.
  9. Макиавелли Н.. Государь. Сайт: Lib.ru/ Макиавелли
  10. Томпсон М. Восточная философия. — М.: Фаир-пресс, 2002.
  11. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997
  12. Юсим М.А. Этика Макиавелли. - М., 1990.
  13. http://www.situation.ru
  14. http://www.bibliotekar.ru 
  15. http://www.lib.ru
  16. http://www.rf-u.ru
  17. http://any-book.org
  18. http://www.ref.by



Информация о работе Учения Конфуция и Н. Макиавелли