Утопические представления об обществе и государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Утопический социализм, согласно Большой Советской Энциклопедии, это мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Это учение об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении.

Содержание работы

Введение стр. 2
1. Возникновение утопического социализма. Роль Томаса Мора, «Утопия» и ее значение стр. 3
2. Три этапа в развитии утопического социализма стр. 6
3. Проблемы государства и права во взглядах французских социалистов-утопистов А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Их значение стр. 12
Заключение стр. 25
Список используемой литературы стр. 26

Файлы: 1 файл

контрольная политология объединенная.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет  имени М.В. Ломоносова»

 

Кафедра политологии

 

Ф.И.О. студента: Киприянова Ксения Евгеньевна

 

 

Институт естественных наук и биомедицины, 6 курс отделения заочного обучения, отделение географии.

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Политология

 

на тему: Утопические представления  об обществе и государстве

 

 

 

 

 

 

 

Отметка о зачёте

       
           

(дата)

             
     

Руководитель 

       

Р. А. Ханталин


 

                                        

 
 

(дата)


 

 

 

 

                                                           Архангельск

 

                                                                 2012

Оглавление:

 

 

Введение                                                                                                         стр. 2

1. Возникновение утопического  социализма. Роль Томаса Мора, «Утопия»  и ее значение                                                                                                     стр. 3

2. Три этапа в развитии  утопического социализма                                    стр. 6

3. Проблемы государства  и права во взглядах французских  социалистов-утопистов А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Их значение                   стр. 12

Заключение                                                                                                     стр. 25

  Список используемой  литературы                                                                стр. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Утопический социализм, согласно Большой Советской Энциклопедии, это мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Это учение об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении.

Исследование данной темы в настоящее время актуально. Оно раскрывает представления об идеальном обществе, возникшие в XVI – XIX веках. Поскольку современное нам общество нельзя назвать идеальным, идеи социалистов-утопистов интересны и поныне.

Утопический социализм  является предтечей социализма, его  идеи послужили одним из теоретических источников марксизма.

Задачи данной работы:

- изучить возникновение  утопического социализма, обозначить  роль Томаса Мора в его развитии.

- описать три этапа  в развитии утопического социализма;

- проанализировать проблемы государства и права во взглядах французских социалистов-утопистов конца XVIII - начала XIX веков, их влияние на дальнейшее развитие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возникновение утопического социализма. Роль Томаса Мора, «Утопия» и ее значение.

 

Утопия есть слово греческое: «у» по-гречески значит «не», «топос» — место. Утопия — место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка [5].

В XVI – XVII веках, наряду с политико-правовыми идеями, превозносящими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, этот строй отрицающие. Это – учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые выражали идеи угнетенных народных масс. Угнетение трудовых масс, усилившееся в период первоначального накопления капитала, вызвало стремление к коренному переустройству общества и организации идеального общества и государства, в которых бы отсутствовала частная собственность.

В сочинениях утопических  социалистов были по-новому представлены вопросы государства и права. Карл Маркс называет Т. Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии».

Политико-правовая идеология  утопического социализма, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов. Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести к качественно новым взглядам на государство, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого.

Т. Мор и Т. Кампанелла считали, что угнетательская природа  государства связана с наличием частной собственности. Поэтому они видят политический идеал в обществе, где частная собственность ликвидирована. Они связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении делами города [1].

Томас Мор является создателем первой литературной утопии, то есть сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном, прямо-таки идилличном обществе (дословно «утопия» - значит «нигдея», то есть место, которого нет). Полное название произведения – «Утопия. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове «Утопия» (1516). Впервые в мировой литературе Мор нарисовал подробную картину социального строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Сокращенно заголовок главного произведения Мора – «Утопия» - дал название всему домарксистскому периоду социалистических и коммунистических мечтаний.

В произведении «Утопия» Мор подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. Монархи, пишет он, безжалостно, вопреки здравому смыслу, повелевающему заботиться о подданных, беспощадно угнетают их. Хотя честь и безопасность государя коренятся в благосостоянии народа, при дворах королей не хотят этого знать, и правительства притесняют угнетенных. Критика современного законодательства Англии и описание политического строя будущего занимают в «Утопии» значительное место. Мор до некоторой степени угадывает сущность государства: «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются ничем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах» («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 76). По сути дела, он подходит к пониманию угнетательской роли описываемого им государства.

Усматривая главную  причину всех социальных бедствий (паразитизма, нищеты, тунеядства, войн и т.д.) в  существовании частной собственности, Мор полагал, что «распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожить собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот» («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 58).

Своеобразная черта  моровской утопии заключалась в  провозглашении необходимости коммунистических преобразований не только в сфере  потребления, но и в самом производстве прежде всего. Огромная заслуга Мора состояла в том, что он сумел в XVI в. подняться  от коммунистической организации потребления к коммунистической организации производства. Более того, Мор показал при этом, что только на основе общественной собственности может быть осуществлен идеал, выдвинутый гуманистами эпохи Ренессанса, - идеал высокоразвитой личности. И добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает – так характеризовал писатель придуманное им государство («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 57).

Политическое устройство, которое Мор считает идеальным, основано на всеобщем равенстве и  свободе. Его политический идеал  пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ним и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями Утопии. Главная обязанность государства и должностных лиц в том, чтобы организовать производство и распределение. Вместе с тем задачей государства является борьба с преступностью, а также обеспечение мирных условий для граждан идеального государства.

У Томаса Мора должностные  лица – не привилегированное сословие, а слуги народа. Во главе государства  стоит выборное лицо, которое называется адемом, или барзаном, которое фактически отправляет президентские функции. Если он будет заподозрен в стремлении к тирании, он может быть смещен со своего поста. То же самое касается и других должностных лиц.

Все остальные должностные  лица и сенат, состоящий из старых опытных граждан, переизбирается каждый год. Фактически в «Утопии» Томаса Мора элементы непосредственной демократии сочетаются с представительным правлением. Он пишет: «Ни один чиновник не внушает страха. Их называют отцами и они ведут себя достойно» («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 62).

Труд в идеальном  обществе Мора носит обязательный характер. Рабочий день длится не более шести  часов; граждане имеют время для  занятий искусством, наукой; здесь  нет денег; потребности в еде  ограничены до минимума. Мор писал: «У всех мужчин и женщин без исключения есть одно общее дело 0 сельское хозяйство. < … > Помимо сельского хозяйства (которым, как я сказал, заняты все), каждый изучает что-нибудь еще, как бы именно свое. Они обычно заняты прядением шерсти или обработкой льна, ремеслом каменщиков, жестянщиков или плотников» («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 63). Потребление материальных благ с точки зрения Мора – не истинное предназначение человека, поэтому и производство вещей не самоцель. Коль скоро оно должно быть подчинено интересам самих работающих, то стремиться надо не к изобилию материальных благ, а к обилию досуга, отдаваемого духовному и физическому совершенствованию. Ведь куда лучше не тратить времени на изготовление вещей, без которых можно обойтись, и, следовательно, меньше работать, чем губить жизнь в тщеславной погоне за показным и ненужным избытком.

Распределение в каждом городе Утопии (всего их 54) осуществляется следующим образом. «Каждый город  делится на четыре равные части. В  середине каждой части есть рынок  со всякими товарами. Туда каждое хозяйство свозит определенные свои изделия, и каждый их вид помещают в отдельные склады. Любой глава хозяйства просит то, что надобно ему самому и его близким, притом без денег, вообще безо всякого вознаграждения уносит все, что только попросит. Да и зачем ему в чем-либо отказывать? Когда всех товаров достаточно и ни у кого нет страха, что кто-нибудь пожелает потребовать более, чем ему надобно?» («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 66).

Все же социальный идеал, выдвинутый Мором, не был в строгом смысле социалистическим; на первое место выдвигается не совпадение личных и общественных интересов, а подчинение индивидуального общему. Утопийцы получают все необходимое от общины, однако то, что есть «необходимое» и «лишнее», «нужное» и «ненужное», определяет в значительной мере не индивидуум, а община [2].

Томас Мор в своем  творении проповедовал идеи гуманизма. «Ничто из того, что есть в мире, не сравнится с человеческой жизнью», писал он. («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 56)

Однако отмечая гуманистический дух «Утопии», нельзя игнорировать, затеснять черты уравнительности, аскетизма в учении Мора, во всяком случае в его трактовке материальных потребностей людей. Всякая работа у утопийцев остается «телесным рабством», она не доставляет выполняющим ее гражданам никакого удовольствия. За тем, чтоб все усердно трудились. У утопийцев следят специальные должностные лица – сифогранты «Главное и почти единственное дело сифогрантов – заботиться и следить, чтоб никто не сидел в праздности, но чтобы каждый усидчиво занимался своим ремеслом – однако же не работал бы не переставая с раннего утра и до поздней ночи, подобно вьючному скоту. < … > Сами они, однако, не избавляют себя от труда, чтобы своим примером легче побудить к нему остальных» («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 63-65).

 Также в «Утопии»  Мора сохраняется рабство, что  свидетельствует об отсутствии  подлинного равенства. Однако  следует рассказать, кто есть  рабы в Утопии: «Они обращают  в рабство тех, кто из них  допустит позорный проступок, или же тех, кто в чужих городах осужден на казнь за совершенное им злодеяние» («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 70).

Социалистический идеал  Томаса Мора был  ярким протестом  как против феодализма, так и против капиталистических отношений. Замечательны его высказывания против захватнических войн. Война, писал он, дело поистине зверское, хотя никому из зверей  не присущаона с таким постоянством, как человеку. Мор утверждал: «если же борешься за истину оружием и смутой, то наилучшая и светлая религия погибнет из самых суетных суеверий, подобно тому, как гибнут хлеба в терновнике и в кустах (оттого, что наихудшие люди наиболее упорны)» («Утопический социализм. Хрестоматия», стр. 73).  Выдающаяся заслуга Томаса Мора состоит в соединении идеи демократии и свободного развития личности с идеей ликвидации частной собственности.

При всей своей прогрессивности, учение Томаса Мора было утопическим, ибо в материальных условиях современного ему общества не было предпосылок  для развития социализма. Ограниченность воззрений Мора, исходившего из низкого уровня развития техники, сказывается в том, что он ориентируется на ремесленный труд, а для выполнения особо трудных работ в его «Утопии» служит рабство. [1].

Информация о работе Утопические представления об обществе и государстве