Ведущие политические концепции XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Содержание работы

1. Введение
2. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.
3. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд.
4. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон.
5. Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Полозникова.docx

— 27.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме: Ведущие политические концепции XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  гр. УК-13 НУ

Полозникова Н. И.

 

Сожержание

1. Введение

2. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.

3. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд.

4. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон.

5. Заключение

 

 

Введение

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно  дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и  самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера  имеет важнейшее значение для  понимания природы политики и  государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через  отношения власти выражается объективная  потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Концепции политической власти, теории политических систем известных политологов, я постараюсь изложить в своей  работе.

 

 

Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.

Макс Вебер выделяет два существенно различных типа бюрократической организации. Одним из этих типов выступает патримониальная бюрократия, которую характеризуют недостаточное развитие рациональных черт и личностный характер отношений власти в управленческих структурах. Патримониальную бюрократию отличает также тенденция к апроприации государственных должностей занимающими их чиновниками. Основу власти патримониальной бюрократии образует, прежде всего, присвоение чиновниками должностей и связанных с ними привилегий и экономических преимуществ. Вместе с тем предельное развитие тенденции к присвоению средств управления чиновниками приводит к распаду бюрократических структур. При этом патримониальная бюрократия трансформируется в господство “сословного" типа, которое уже не является бюрократическим.

Согласно Веберу, лишь в странах Запада в результате рационализации процесса управления складывается иной характер отношений между патримониальным монархом и чиновниками. Бюрократический аппарат западного абсолютистского государства приобретает власть не в результате децентрализации политического режима, а благодаря наличию у чиновников специальных знаний и навыков. В странах Запада впервые происходит переход от патримониального управления к бюрократии современного типа.

Веберовская концепция плебисцитарной демократии, выдвигающая на передний план харизматического лидера, отразила внутренне противоречивый характер политической теории немецкого социолога. Хотя эта концепция оказала заметное влияние на последующее развитие политической социологии, она оценивалась крайне неоднозначно. Однако для Вебера основная угроза демократии и индивидуальной свободе заключалась в прогрессирующей бюрократизации общественной жизни.

В концепции М. Вебера демократия выступает как способ и средство, а не цель в себе. Это способ избрания лидеров, это средство как для придания их правлению законности, так и для привлечения значительной массы населения к политическим делам нации. Тем не менее, демократия, по мнению М. Вебера, не является подходящим средством для решения обычных политических вопросов. Поэтому он считал утопичными теории "народного суверенитета", такие понятия, как "воля народа", "мудрость народа" и т.д., цель которых - исключить господство одного человека над другим. По мнению Вебера, этого нельзя достичь в современных условиях, поскольку прямая демократия и правительство непрофессиональных политиков принципиально невозможны вне пределов мелких государств-городов, ограниченных своими размерами и населением. Согласно Веберу, любая рационализация или же формализация взаимоотношений между людьми в современных больших обществах и государствах неизбежно ведет к авторитаризму.

Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902-1978) - один из самых известных специалистов в области американской политической науки. Его книга «Психопатология и политика» (1930) стала заметным событием в научной жизни. Отсюда естественное стремление проникнуть во «внутренний мир» политиков, понять особенности становления их личности, объяснить побудительные мотивы действий. Каждый человек - загадка, политик, особенно выдающийся политический деятель, - загадка вдвойне. Политика - особая сфера деятельности, она требует от действующих в ней лиц соответствующих способностей. Вместе с тем в политике нередки проявления цинизма, аморализма. Работа Г. Лассуэлла написана в психоаналитическом ключе. Он стремился выявить бессознательные побуждения и мотивы политической деятельности личности, чтобы изучить человека, надо не просто исследовать отдельные факты его биографии и черты характера, необходимо понять его «жизненный план», «стратегию жизни». Отдельные поступки человека, черты характера, всякого рода невротические отклонения - все это трансформации единого внутреннего «ядра» личности.

Г.Лассуэлл четко сформулировал основные достижения психоанализа, созданного З.Фрейдом. Он показал, что для успешного исследования политического поведения необходимо выделять наиболее значимые этапы становления человека, раскрыть их роль в формировании его характера и побудительных мотивов последующей деятельности. Большое внимание было уделено описанию метода свободных ассоциаций, который позволяет понять и, если надо, преодолеть рационализацию - сознательное оправдание людьми своего поведения.

Ганс Моргентау (1904-1980), профессор Чикагского университета, является основателем теории политического реализма в международных отношениях. Моргентау писал, что международные отношения далеки от идеальных, а международная политика может быть определена как «непрерывное усилие, направленное на сохранение и увеличение мощи своей собственной нации и ослабление мощи других наций».

Моргентау своей работой заложил основы детально разработанной теории международных отношений как самостоятельной научной отрасли. Основные положения теории политического реализма (о международной политике как борьбе за власть, о несовпадении национальных интересов государств и, следовательно, конфликтности международной среды) оказались актуальными и для политиков-практиков.

История политических идей, по мнению Моргентау, - это борьба двух точек зрения на природу человека, общества и политики. Представители одной верят в возможность рационального и одновременно основанного на моральных принципах политического порядка. Сторонники другой точки зрения - концепции политического реализма - считают, что мир несовершенен. Чтобы создать рационально обоснованный политический порядок, необходимо учитывать несовершенную природу человека. Для современного мира характерны конфликты интересов.

Первый принцип политического реализма связан с вероятностным характером политической деятельности в сфере международных отношений. Под политическим реализмом Г. Моргентау понимал такую политическую доктрину, которая основана на учете противоречивых сторон человеческой природы и признании ограниченных возможностей для построения справедливого и нравственного политического порядка.

Вторым принципом политического реализма является принцип национальных интересов, понимаемых втерминах власти и могущества. Концепция национального интереса позволяет рассматриватьмеждународную политику как сферу, относительно независимую от таких областей, как экономика, религия, этнические отношения.

Третий принцип политического реализма состоит в том, что политический реализм избавляет теорию международных отношений от двух заблуждений - исследования мотивов и намерений, лежащих в основе политических действий, а также изучения идеологических предпочтений субъектов международных отношений.

Четвертый принцип политического реализма связан с динамическим пониманием национальных интересов. Интересы меняются в зависимости от исторических условий. Здесь Моргентау ссылается на М.Вебера, который писал, что интересы (материальные и идеальные), а не идеи определяют тип социального действия. Различные виды интересов, определяющих политические действия, формируются в конкретный исторический период и в конкретном политическом и культурном контексте.

 

 

Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд

Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии преодоления  некоторых недостатков модели Д. Истона. Теория Д. Истона рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. В целой серии работ, написанных в 1950-60-е гг. («Политическая система» (1953), «Модель для политического исследования» (1960), «Системный анализ политической жизни» (1965)), Д. Истон пытается выстроить целостную теорию, основывающуюся на изучении «прямых» и «обратных» связей между собственно политической системой и ее внешней средой, в известном смысле заимствуя кибернетические принципы «черного ящика» и «обратной связи», и используя тем самым в ходе концептуализации системный подход и элементы общей теории систем. Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) «политическая система»; 2) «среда»; 3) «реакция» системы на воздействие среды; 4) «обратная связь», или воздействие системы на среду (схема 1).

Механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Во-первых, это «вход», воздействие внешней  среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую систему  в форме требований и поддержки. Во-вторых, «конверсия» (или преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. В-третьих, это «выход», принятие решений и  их реализация в форме практических акций. И наконец, в-четвертых, результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через «петлю обратной связи». Политическая система  является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью являются выживание  и сохранение устойчивости системы  посредством адаптации и приспособления к среде. В основе этого механизма  лежит принцип «гомеостатического равновесия», согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать  на нарушение её баланса со внешней средой.

Недостатками модели политической системы по Д. Истону являются:

· чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки" населения и недооценка ее самостоятельности;

· некоторый консерватизм, ориентирующий  на сохранение стабильности, неизменности системы;

· недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

Взаимодействие социальной среды  с институциональной системой, таким  образом, составляет динамику политического  процесса. На том же уровне у Габриэля Алмонда происходит, по сути, и «конверсия» интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов.

Во втором блоке, «уровне системы», происходит адаптация общества к  политической системе, от которой зависят  перспективы ее стабильного воспроизводства  или наоборот радикального изменения. Во-первых, это функция социализации индивидов к стандартам и ценностям  политической системы, связанная с  социальными институтами церкви, семьи и школы. Во-вторых, это функция  рекрутирования сторонников или противников системы, в-третьих, это функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций. В переходный период прежняя политическая система ослабевает, прежде всего, из-за дисфункционального характера старых институтов, не обеспечивающих адекватную социализацию, рекрутирование и эффективную пропаганду.

Интересно, что данная концепция  политического «круговорота», циклического функционирования политической системы  была особенно распространена в США  и Европе именно в 1950-60-е годы, и  как это на первый взгляд не парадоксально, не менее популярна в 1970 - первой половине 80-х годов в СССР. Некоторая либерализация тоталитарных, автократических режимов в СССР и Восточной Европе в 60-70-е годы также давала известное основание, и даже оптимизм рассматривать функционирование социалистической политической системы и советской модели как нечто вроде «вечного движения». Но уже в конце 1960-х и особенно в первой половине 70-х годов даже сами «отцы-основатели» общесистемной и функциональной теорий политической системы начинают ревизию некоторых ее оснований под влиянием развернувшихся в третьем мире бурных процессов политического развития. Например, Г. Алмонд предлагает соединить функциональную политическую теорию с динамическим подходом «развития», перенося тем самым акценты с выживания и воспроизводства политической системы на ее трансформацию и изменение.

 

 

Концепции политических режимов и  их классификации: Х. Арендт, Р. Арон.

Информация о работе Ведущие политические концепции XX века