Великие державы в мировой политике: Китайская Народная Республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:24, доклад

Описание работы

Возникнув в 1949 г., современная Китайская Народная Республика (КНР) прошла через ряд драматических этапов в своей истории, включая разрушительную «культурную революцию», чтобы в конце 1970-х гг. начать внутренние социально-экономические реформы, которые вывели страну в начале 2000-х гг. на траекторию одного из лидеров мирового экономического развития. Стремительный экономический рост Китая, его ускоренная интеграция в мировую экономику и, как следстивие, настоящее и будущее влияние на международные отношения сделали анализ роли КНР в мировой политике и экономике в последние годы весьма актуальной исследовательской темой. Китай (наряду с Индией) меняет мировую конфигурацию соотношения сил, сложившуюся политическую и экономическую иерархию стран.

Файлы: 1 файл

Kitaj_v_mirovoj_politike.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 Культивируемая площадь страны – 13,4%. Крестьяне, составляющие 60% населения, имеют мизерные наделы – от 0.15 до 0.3 га – являющиеся главным источником их существования11.  Одним из главных факторов социально-экономического неравенства горожан и крестьян является игнорирование властью на протяжении почти четверти века интересов сельского хозяйства, деревни, крестьянства.

Власть подчинила всю  жизнь общества и государства  интересам форсирования темпов экономического роста на основе всемерного расширения экспортного производства. На протяжении большей части периода «реформ и открытости» органы власти обеспечивали прикрепление горожан к предприятиям, крестьян – к земле. В 2000-е гг. после смягчения, а в ряде мест отмены раздельной регистрации горожан и крестьян население начало мигрировать из неразвитых провинций в развивающиеся районы. Приток иммигрантов из сельской местности резко обострил конкуренцию на рынке труда. В результате возрасла безработица, которая составляет  по неофициальным данным 20-22% трудоспособных граждан12.

Нищета на одном полюсе контрастирует с богатством на другом. Китай занял второе место в  Азиатско-Тихоокеанском регионе по числу богатейших людей. Почти все они – жители приморских провинций.

Глубокая дихотомия  между современными и традиционными  секторами экономики не только порождает  пропасть между отдельными слоями населения  Китая, но и создает макроэкономические трудности - риск неспособности экономики страны «переварить» интенсивный приток иностранных инвестиций.

Итоги экономического развития страны за последнюю четверть века показывают, что их невозможно оценить  как однозначно положительные. Цена, которую общество заплатило и  продолжает платить за форсированные темпы экономического роста, оказалась чрезмерно высокой.

Экологические проблемы. Как и в большинстве развивающихся стран, особенно с высокими темпами роста, охрана окружающей среды в КНР отнюдь не приоритетна, скорее действует принцип «сначала развитие, потом экология». Результатом стали кислотные дожди, водный кризис, опустынивание и эрозия почв. По имеющимся данным, только 60% сельского населения имеют возможность потреблять воду, соответсвующую санитарным стандартам.

Китай не присоединился  к Киотскому протоколу 1997 г. о сокращении выбросов «парниковых газов» (прежде всего речь идет об углекислом газе СО2). Между тем КНР  - абсолютный мировой лидер по данному показателю.

По некоторым данным, экологическая ситуация в Китае  едва ли не самая худшая в мире. Даже официальные лица этой очень закрытой страны начинают понемногу признавать, что если рост китайского ВВП считать с учетом ущерба, нанесенного окружающей среде, то он будут сосвалять не 8-14, а 1-3% в год.

Поскольку экологические  проблемы трасграничны по своей сути, ухудшение обстановки в среде обитания в КНР прямо затрагивает интересы России. Это не только конрабандная торговля российской древесиной, достигающая половины ее импорта в Китай, но и повторяющиеся загрязнения приграничных рек (р. Амур и др.). С сожалением приходится отмечать вялую реакцию китайских властей на эти нарушения.

  Энергетические проблемы. Китайская экономика крайне ресурсоемкая. Поэтомк Китай остро нуждается в энергоносителях при нынешних темпах его экономического роста. В 2004-2005 гг. на долю Китая пришлось 4-5 % мирового ВВП. При этом удельный вес страны в мировом потреблении первичных энергоресурсов составил примерно 12 %13. Собственные  энергетические ресурсы Китая складываются из угля (одно из крупнейших в мире месторождений), в меньшей  степени - нефти и газа. Поскольку рентабельность использования угля невысока, а разведанные запасы жидкого углеводорода недостаточны для обеспечения внутреннего рынка,  упор делается на их импорт.

Политические  проблемы.   Они могут быть разделены на три категории. Во-первых, это проблемы сепаратизма, особенно обострившиеся в последнее время в связи с выступлениями за независимость в Тибете. Другие регионы, отмеченные сепаратистскими настроениями – уйгурская территория и внутренняя Монголия.

Во-вторых, на местном  уровне социально-экономические проблемы вызывают раздражение и протест населения. Ответ властей часто сопряжен с использованием механизмов репрессивного аппарата.

Во-третьих, существует нарастающее противоречие между рыночной экономикой Китая и авторитарным политическим режимом страны, которому не вылилось пока в серьезный кризис благодаря повышенному вниманию, которое руководство страны уделяет этой проблеме. Единственное за последние десятилетия крупное антиправительственное выступление – протест пекинских студентов на площади Тяняньмынь в 1989 г., подавленное властями с использованием военной силы. В остальном политическая ситуация достаточно стабильная. Этому способствуют такие меры правящей элиты, как непротивление и даже поощрение дискуссий в обществе по вопросам модели реформ14 (хотя Коммунистическая партия Китая – КПК-  держит их под своим контролем), включение в ряды КПК зарождающегося среднего класса предпринимателей и интеллигенции.

Компартия Китая хорошо усвоила уроки развала Советского Союза и КПСС. Пекин отверг проведение шоковой терапии путем радикальных политических реформ и заимствует опыт политического устройства у стран восточной Азии, в частности, Сингапура. Речь идет о так называемой демократии участия, которая подразумевает лидерство авторитарной партии при небольшом расширении народного участия в политическом процессе, а также руководстве при помощи норм права.

 XVII съезд КПК 2007 г. предпринял попытки решения внутренних проблем Китая. Поставлена цель построения к 2020 г. «общества среднего достатка» на основе увеличения к этому времени уровня ВВП на душу населения в четыре раза по сравнению с показателями 2000 г. Однако дотичь этой цели можно, лишь изменив экономическую политику. По мнению китайского руководства, экономика должна постепенно отходить от сформировавшейся в 1990-е гг. экспортно-ориентированной модели, направленной на увеличение вывоза дешевых товаров из КНР и привлечение иностранных инвестиций в развитие производства за счет использования сравнительно дешевой рабочей силы. Вместо этого на съезде поставлена задача «увеличить капиталовложения в инновации и сделать упор на совершение прорыва в области ключевых технологий». Фактически речь идет о том, чтобы устранить зависимость Китая от импорта передовых технологий. Для этого предложено увеличить финансирование фундаментальных исследований, а также ускорить доведение их результатов до производства путем создания цепочек, объединяющих вузы, НИИ и предприятия. Кроме того, была поставлена задача усилить социальную направленность политики, направленную на смягчение противоречий, обострившихся в период ускоренных реформ предшествующего периода. Наконец, концепция развития Китая не обходит вниманием и еще одну крайне важную проблему – борьбу с загрязнением окружающей среды.

Внешние проблемы. Сюда относится, прежде всего, мировой энергетический кризис, сопровождающийся длительным ростом цен на нефть. Ситуация усугубляется тем, что Китай поздно – в период высоких цен на нефть – приступил к созданию национального резервного нефтяного фонда и диверсификации источников поступления энергоресурсов. Цепочка последствий в этом случае может выглядеть так: рост цен на нефть и бензин в условиях продолжающегося «автомобильного бума»; рост инфляции; удорожание и, как следствие, падение темпов роста (или сокращение) экспорта и соответственно темпов роста ВВП, сверхмерно завязанного на внешние рынки.

Промежуточным фактором риска, имеющим как внутриполитическое, так и международное звучание, является тайваньская проблема. Схема кризиса весьма очевидна: провозглашение Тайванем независимости – война – международные санкции против Китая – кризис экспортного производства, отток иностранного капитала – инфляция, товарно-сырьевые дефициты – сокращение ВВП – социальный взрыв – кризис внутри КПК… Если, конечно, Китай пойдет на военные действия, о чем он, впрочем, недвусмысленно дает понять. Объективно выходом для китайского руководства является максимально возможное сохранение нынешнего статус-кво и поддержка тех политических сил на Тайване, прежде всего партии Гоминьдана, которые придерживаются тех же позиций и обещают не поднимать вопрос о независимости в течение ближайших 50 лет.

Итак, угроза полномасштабного кризиса в Китае в ближайшие 5-10 лет существует и является весьма серьезной. В этом случае окажутся затронутыми не только китайские национальные интересы, но и интересы мирового сообщества, в том числе и России, от которых потребуются адекватные ответные действия. Мировое сообщество заинтересовано в сохранении динамичного и устойчивого развития Китая. Кризис в Китае – развиваясь по «эффекту домино» - несет угрозы восточноазиатской и мировой экономике и политике15.

 

Отношения России и Китая.

Взаимоотношения России и Китая нельзя назвать однозначными. С одной стороны, страны определили свои отношения как стратегическое партнерство, что закреплено в двух основополагающих межгосударственных договоренностях - Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка (1997 г.) и Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией (2001 г.). В соответствии с этими документами Россия и Китай выстраивают свою глобальную и двустороннюю политику. Важнейшее значение для обеих стран имеет то, что их позиции по ключевым международным проблемам совпадают (хотя Китай не позиционирует их так резко, как Россия). Это относится, прежде всего, к гегемонистской политике США и стран НАТО. Активно развиваются  экономические и культурные взаимоотношения. Россия  ведет строительство столь необходимого для Китая нефтепровода к его территории. При высоких потребностях КНР в нефти, газе и электроэнергии  строительство энергомостов с Россией содержит для последней большие перспективы; при четком регулировании миграционных процессов несомненную пользу для России может принести использование китайской рабочей силы для строительства дорог, заготовки и переработки древесина, в сельском хозяйстве, в чем китайцы хорошо себя зарекомендовали. Китай является основным импортером российского  вооружения. Контакты высшего руководства двух стран носят регулярный характер.

С другой стороны, если отвлечься от официальных межгосударственных отношений, то в контактах  двух стран можно обнаружить достаточно подспудных камней. Прежде всего, они связаны с остротой внутренних проблем Китая, которые он не прочь решить за счет соседних стран, и с особенностями территорий России, примыкающих к КНР.  Следует напомнить, что протяженность российско-китайской границы огромна – 4200 км. На всем этом пространстве российские территории отличаются крайне низкой плотностью населения, неразвитой инфраструктурой, оторванностью от Центра, слабостью государственных институтов, распыленностью экономических мощностей и при этом -огромным богатством природных ресурсов (нефть, газ, лес и проч.). Напротив, территории Китая, примыкающие к российским, чрезвычайно плотно заселены (по ту сторону Амура, только в трех провинциях, проживает около 300 млн китайцев) и кране бедны как плодородными почвами, так и природными ресурсами. Если добавить к этому отсутствие у России стратегии использования восточных территорий и наличие соответствующей стратегии у Китая в отношении решения своих проблем, то напрашивается естественный вывод - объективные условия для  расширения экономических (а возможно, и территориальных) интересов КНР за счет соседней России имеются.

Начнем с наихудшего сценария. Восток России (в лучшем случае пространство к востоку от Байкала, возможно – к востоку от Енисея, в худшем – к востоку от Урала) за пару десятилетий превратится в гигантское «Косово» в том смысле, что  формально будет числиться за Россией, но реально станет частью Китая в финансово-экономическом и демографическом смысле (в отдельных гетто будут жить немногочисленные граждане России). Возможно, Россия продолжит держать рядом с этими гетто гарнизоны российской армии, которые все равно не будут иметь никаких шансов в случае реального столкновения с силами НОАК (от обмена ядерными ударами, стоит надеяться, стороны воздержатся). Китайская армия окажется на российской территории, просто перейдя ставшую чисто формальной границу. Казахстан, видимо, будет просто поглощен, на бумаге оставшись независимым.

Впрочем, в настоящее  время явной угрозы суверенитету России со стороны Китая нет. Не надо ждать от него классической военной агрессии, ее вероятность невелика. Пекин  «привязывает» восточные регионы России к себе экономически, а также демографически за счет поощрения миграции своих граждан в Россию. При этом проводимые в России опросы китайских мигрантов в последние годы показывают, что обосноваться в России планируют более 35 процентов, а уехать через Россию в другие страны — свыше 14 процентов. Вернуться на родину собираются менее половины респондентов16. Россия, не имея пока никакой стратегии и тем более «контрстратегии» на Дальнем Востоке, сама его «сдает».

Китай практически не скрывает своих экспансионистских  намерений. В стране полуофициально принята концепция «стратегических границ и жизненного пространства». Предполагается, что территориальные и пространственные рубежи обозначают лишь пределы, в которых государство с помощью реальной силы может «эффективно защищать свои интересы». «Стратегические границы жизненного пространства» должны перемещаться по мере роста «комплексной мощи государства». При этом НОАК в 2010 г. должна превратиться в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства». В школьных учебниках истории Академии наук Китая история российско-китайских отношений рассматривается как агрессия России против Китая и захват его «исконных» земель. В академических кругах лишь ведется дискуссия на тему, где именно проходит западная граница этих самых исконных земель: доходит ли она до Урала, или можно ограничиться Енисеем, или достаточно восстановить границу по Нерчинскому договору 1689 г. (Читинская область)? Таким образом, под возможные территориальные претензии подведена положенная идеологическая и пропагандистская база.

Информация о работе Великие державы в мировой политике: Китайская Народная Республика