Великобритания в годы консервативных правительств М.Тетчер и Дж.Мейджора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 21:08, реферат

Описание работы

В конце 70-х годов ХХ столетия Великобритания вступила в затяжную полосу экономического и политического кризиса. Благоприятная динамика экономических процессов, характерная для середины 1979 г. очень быстро сменилась нарастающим спадом. Негативные последствия имел «нефтяной шок». После свержения в 1979 г. шахского режима в Иране и начала ирано-иракской войны страны ОПЕК повысили цены на нефть в два раза. Уже в 1980 г. страны Запада оказались втянуты в новый кризис перепроизводства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Внутренняя политика 4
2..Внешняя политика 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

тетчер,отработка Лукьяну.docx

— 40.34 Кб (Скачать файл)

В области здравоохранения правительство Тэтчер фактически продолжило политику кабинета Хита. Вместо крупномасштабной программы приватизации Национальной службы здравоохранения предпринимались усилия по ее «деэтатизации», внедрению рыночных начал.

В 1988-1990 гг. была осуществлена новая волна приватизации, коснувшаяся инфраструктуры аэропортов, систем водоснабжения и электроэнергетики. Вновь существенно были снижены ставки налогообложения на прибыли кампаний, а также ставка подоходного налога. Продолжались приватизация муниципального жилья, стимулирование частного домостроительства, реформа системы образования. В 1988 г. была реорганизована пенсионная система. Это позволило снизить уровень ее административного регулирования и усилить адресность социальной помощи. Новый удар был нанесен по организованному рабочему движению. Акт о занятости 1988 г. ужесточил меры против профсоюзов, нарушающих правила объявления забастовок. Акт 1990 г. окончательно ликвидировал правило «закрытого цеха», согласно которому профсоюзы могли добиваться полного членства в профсоюзной организации работников того или иного предприятия и не допускать приема на работу лиц, не состоящих в профсоюзной организации. [2]

Результатом энергичных действий правительства Тэтчер стало быстрое улучшение всех показателей развития британской экономики. Средние темпы роста производства составили в 80-х гг. 3-4 % в год. Быстрый рост экспортно-импортных операций происходил на фоне сохранения устойчивого положительного внешнеторгового сальдо. Наращивались темпы иностранных инвестиций. После успешного завершения периода активной антиинфляционной политики правительство Тэтчер получило возможность заметно увеличить государственные капиталовложения. Основными их объектами стали автомобильная, электронная, полиграфическая, целлюлозно-бумажная, химическая отрасли. В отличие от прежней практики «поддержки хромых уток», эти инвестиции осуществлялись прежде всего в высокорентабельные производства и использовались для дальнейшей модернизации технико-технологической базы. Заметно возрос уровень квалификации работников. Несмотря на определенную напряженность на рынке труда, к концу 80-х гг. начала снижаться безработица (9,8 % в 1987 г., 6,8 % в 1989 г.). Рост квалификации трудовых кадров и внедрение новейших систем менеджмента обусловили быстрое повышение производительности труда.

Свидетельством оздоровления британской экономики стал не только рост ее конкурентоспособности в рамках мировой хозяйственной системы, но и устойчивое увеличение личного потребления. Во второй половине 80-х гг. доходы населения росли примерно на 5 % в год. В этот период уже 64 % семей англичан имели собственные дома, более 70 % - автомобили, более половины могли обучать детей в платных учебных заведениях, обеспечивавших более высокий уровень образования. Эти категории населения относили себя к «среднему классу».

Всего через 5 месяцев после начала второго срока премьерства Мейджора разразился финансовый кризис, вошедший в историю как «Чёрная среда». Кризис был спровоцирован валютными спекулянтами (самым известным из которых был Джордж Сорос), которые сыграли на противоречиях в европейской валютной системе и вызвали резкое падение курса британского фунта. Правительство Великобритании вынуждено было пойти на девальвацию фунта и выйти из европейской валютной системы (ERM). Мейджор признавал, что был очень близок к отставке в дни кризиса и даже написал письмо с просьбой об отставке на имя королевы, хотя так и не отправил его. С другой стороны, министр финансов правительства Норман Ламонт (28 ноября 1990 г. — 27 мая 1993 г.) говорил, что Мейджор был спокоен в эти дни. Несмотря на это, в автобиографии Ламонт последовательно критикует Мейждора за его неспособность принять чёткое решение и его отказ вывести фунт из европейской валютной системы в самом начале кризиса. По мнению Ламонта, из-за этого миллиарды фунтов были потрачены зря на бесплодные попытки удержать курс фунта в необходимых пределах, хотя было уже ясно, что сделать это скорее всего не удастся.

В течение 7 месяцев после чёрной среды Мейджор сохранял состав своего правительства неизменным, но затем, исходя из политической целесообразности, предложил Ламонту (ставшему крайне непопулярным) другой правительственный пост (министр по делам окружающей среды). Оскорбившись, Ламонт подал в отставку, а ключевой пост канцлера казначейства занял политический тяжеловес — Кеннет Кларк. Затянувшаяся пауза на фоне продолжавшегося кризиса была воспринята наблюдателями, как неспособность премьера принимать решения, и популярность Мейджора ещё больше упала. [7]

После вынужденного выхода Великобритании из европейской валютной системы британская экономика восстанавливалась довольно быстрыми темпами. Этому способствовала гибкая экономическая политика с плавающим валютным курсом и низкой ставкой рефинансирования, а также то, что падение курса фунта повысило привлекательность британских товаров за рубежом, и экспорт резко вырос.

 

 

2.Внешняя политика

Внешнеполитическая стратегия правительства М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы, включение в орбиту британской политики широкого круга глобальных и региональных вопросов, в том числе и выходящих за рамки непосредственных интересов страны. Жесткость и решительность, свойственные для политического стиля «железной леди», стали характерными и для действий британской дипломатии. [6]

Уже в первые месяцы после прихода к власти команде Тэтчер пришлось дебютировать на дипломатической арене в чрезвычайно острой ситуации. На конференции Содружества в Лусаке в 1979 г. была предпринята решающая попытка разрешить многолетний южно-родезийский кризис. Британская сторона выступила инициатором и гарантом конституционной реформы в Южной Родезии, проведения всеобщих выборов в этой стране. Уже в 1980 г. независимая Республика Зимбабве (названная так по имени африканского населения страны) стала членом Содружества. [7]

На Лусакской конференции Тэтчер продемонстрировала не только стремление активно участвовать в развитии Содружества, но и готовность отстаивать при этом приоритеты национальной политики. Присоединившись к принятой на конференции «Декларации по расизму и расовым предрассудкам», Великобритания оставила за собой право самостоятельно определять принципы иммиграционной политики, формы участия в согласованной политике Содружества по отношению к странам, нарушающим принцип расового равноправия. В последующие годы, избегая прямой поддержки ЮАР, Великобритания лишь формально принимала участие в санкциях Содружества против этой страны.

Развивая экономические отношения со странами Содружества правительство Тэтчер постаралось строить их в духе прагматизма и рациональности. Потенциал Содружества стал использоваться не столько для помощи наименее развитым странам, сколько для комплексного взаимовыгодного сотрудничества. В своем стремлении избавиться от традиций патернализма Тэтчер блокировала инициативу Индии о создании специального экономического фонда для беднейших стран, проект премьер-министра Ямайки о формировании специального международного органа по поддержке борьбы развивающихся стран с наркомафией.

Тэтчер поддержала постепенную трансформацию Содружества в многостороннюю международную организацию, строящую своюдеятельность на основе обычных норм международного права, а не «особых отношений». Такой подход был окончательно закреплен в Ванкуверской декларации Содружества 1987 г. Но в конечном итоге лидирующее положение Великобритании в Содружестве лишь укрепилось. Сделав ставку на развитие двусторонних взаимовыгодных отношений с бывшими колониями, Великобритания сумела в конце 80-х - начале 90-х гг. значительно укрепить свое экономическое и военно-политическое присутствие в традиционных зонах влияния.

Готовность отстаивать свои интересы в любой точке земного шара правительство Тэтчер продемонстрировало в 1982 г., когда возник англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Этот архипелаг, расположенный в юго-западной части Атлантического океана, являлся спорной территорией между двумя странами на протяжении полутора столетий. С 1833 г. он находился под контролем англичан. С середины XX в. Аргентина активизировала свою борьбу за возвращение островов. 2 апреля 1982 г. аргентинские войска в ходе операции «Суверенитет» высадились на острова. Губернатор Р. Хант был смещен и вместе с сотней морских пехотинцев гарнизона депортирован на родину. В тот же день на экстренном заседании британского правительства было принято решение о разрыве отношений с Аргентиной и отправке к Фолклендским островам военной эскадры в составе 40 кораблей. [5]

В конце апреля британская эскадра начала военные действия в районе Фолклендских островов. После потопления 2 мая британской подводной лодкой «Конкерор» крейсера «Генерал Бельграно» аргентинские военные корабли были вынуждены вернуться на свои базы. Сражение в последующие дни разворачивалось преимущественно в воздухе. Аргентинским летчикам удалось потопить новейший британский ракетный эсминец «Шеффилд» и несколько других судов. 21 мая британские спецподразделения сумели высадиться на острова. Лишь к 15 июня, после ожесточенных боев, аргентинский гарнизон капитулировал. Аргентинские вооруженные силы потеряли убитыми около 1300 человек, англичане - 250 человек. Но правительство Тэтчер сполна использовало пропагандистский эффект «небольшой победоносной войны». [4]

Мейджор занял пост премьер-министра незадолго до того, как началась война в Персидском заливе. Он играл в этой войне одну из ключевых ролей. В частности, именно он убедил американского президента Джорджа Буша-старшего объявить территорию иракского Курдистана запретной зоной для полетов иракской авиации. Это помогло защитить курдов и мусульман-шиитов от преследований со стороны режима Саддама Хусейна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, приход к власти в Англии правительства во главе с М. Тэтчер в 1979 г. явился этапным для развития экономики Великобритании. Понятие «тэтчеризм», как и рейганомика», вошло в мировую экономическую литературу, отражая новые концептуальные видения экономической политики (в рамках неолиберализма, или «нового консерватизма», отказа от концепций неокейсианского регулирования).

Неоксйсианцы - последователи Кейнса, дополнившие и конкретизировавшие положения его теории эффективного спроса. Ими была создана теория регулирования экономики в различных конъюнктурных условиях (спада и роста) через государственный бюджет.

В вопросах экономической политики Тэтчер были убежденным консерватором. Политика поощрения конкуренции, которую она сделала реальностью, придала динамизм британской экономике. Тэтчер объявила о введении в действие широкомасштабной программы сокращения налогов и о проведении монетаристской политики в сфере денежного обращения. Последствия монетаристской политики вызвали длительный период стагнации в Великобритании, роста безработицы. Но из-за ослабления импорта и увеличения продажи промышленной продукции в страны, экспортирующие нефть, торговый баланс страны улучшился. Снижение налогов способствовало росту капиталовложений, оживлению экономической жизни.

При Тэтчер были осуществлены структурные изменения экономики Великобритании, модернизация производственного аппарата. Рост валового внутреннего продукта достиг самого высокого показателя в Западной Европе, выросла производительность труда. В середине 80-х годов начался экономический подъем.

Мейджор разочаровал Ротшильдов, поскольку сумел добиться лишь минимального большинства и с большим трудом провел Маастрихтский договор через парламент. Не удалось ему ввести в Великобритании единую европейскую валюту. Он заявил, что европейские страны могут пользоваться единой валютой, если им так нравится, а Великобритания повременит с вхождением в зону евро.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Британский электорат: концепции «упадка двухпартийности». М., 1987.  – 250 с.

2.Консерваторы у власти: опыт Великобритании. М., 1992.

3.Крылова, Н.С. Содружество Наций: политико-правовые проблемы / Н.С.Крылова, М., 1991.

4.Матвеев, В.А. Британия вчера и сегодня / В.А.Матвеев,М., 1991.

5.Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. В 3 ч. М., 2001. Ч. 2.

6.Попов В.И. Маргарет Тэтчер // Вопросы истории, 1997. - № 4.

7.Попов В.И. Маргарет Тэтчер, Джон Мейджор: проблемы экономики // МЭМО,1991. - № 7.

 


Информация о работе Великобритания в годы консервативных правительств М.Тетчер и Дж.Мейджора