Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:49, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Тема 24. Власть и оппозиция в Беларуси на современном этапе
Власть в Беларуси на современном этапе
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Структура Власти в Республике Беларусь
Действующий президент РБ –Александр Григорьевич Лукашенко.
Родился 30 августа 1954 года в г.п. Копысь Оршанского района Витебской области.
В 1975 году окончил Могилевский
В 1975–1977 годах – инструктор политотдела Западного пограничного округа.
В 1977–1978 годах – секретарь комитета комсомола отдела продторговли г. Могилева, инструктор Октябрьского райисполкома г. Могилева.
В 1978–1990 годах – ответственный
секретарь общества «Знание» г. Шклова,
заместитель командира роты по политработе
воинской части, заместитель председателя
колхоза «Ударник» Шкловского района,
заместитель директора
В 1990 году избран народным депутатом Республики Беларусь. Возглавлял комиссию Верховного Совета Республики Беларусь по изучению деятельности коммерческих структур, созданных при государственных органах управления.
10 июля 1994 года после сложной
борьбы с пятью другими
9 сентября 2001 года вновь избран
Президентом Республики
19 марта 2006 года избран Президентом Республики Беларусь на третий срок, получил поддержку 83% избирателей.
19 декабря 2010 года одержал убедительную
победу (79,6% голосов избирателей)
и был переизбран на пост
Главы белорусского
Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь, возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь.
Президент Национального олимпийского комитета Беларуси.
В 1997 году избран Председателем Высшего Совета Союза Беларуси и России. С января 2000 года - Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства.
В 2005-2006, 2008 годах - Председатель Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества.
В ближайшие годы в Беларуси должны пройти три крупные политические кампании: в 2014 году – выборы в местные Советы депутатов, в 2015-м – президентские выборы, в 2016 году – парламентские.
Оппозиция в Беларуси на современном этапе
В настоящий момент в Республике Беларусь осуществляют деятельность целый ряд незарегистрированных молодежных организаций радикального и оппозиционного толка. Основной причиной нелегального положения этих структур является несоответствие целей и задач, методов и средств их общественно-политической деятельности белорусскому законодательству,
Основные усилия этих организаций направлены на вовлечение в незаконную, с точки зрения действующих правовых норм, политическую деятельность молодых граждан Республики Беларусь, в целях создания политических группировок и боевых групп, которые могут быть использованы в насильственном изменении конституционного строя нашей страны.
Катализатором
процесса зарождения и развития многопартийности
в Беларуси явились демократизация
общественной жизни в конце 80-х
гг. XX в., а также радикальное
Процесс формирования многопартийной системы в Беларуси прошел через несколько этапов. Первый продолжался со второй половины 80-х гг. (создание многочисленных молодежных организаций, таких как «Талака», «Тутэйшыя», историко-мемориальной комиссии Белорусского фонда культуры, сыгравших основную роль в формировании Белорусского народного фронта, учредительный съезд которого состоялся в июне 1989 г. в Вильнюсе) до начала 1990 г.
Второй
этап становления многопартийности
— начало 1990 г. (отмена статьи 6 Конституции
СССР) до 1994 г. Большинство политических
партий возникло в промежутке между
выборами (весна 1990 — май 1995 г.) в
законодательные и
С принятием
Конституции Республики Беларусь 1994
г. и закона Верховного Совета «О политических
партиях» от 5 октября 1994 г. начался
новый этап формирования партий и
общественных объединений. В этих документах
впервые в конституционной
Идеология политических партий, религиозных или общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».
К началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь в 1995 г. было зарегистрировано 34, на начало 1998 г. — 41 политическая партия.
Однако формирование партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после распада СССР суверенных государствах, осуществляется весьма сложным путем. При гипертрофированной многопартийности (наличие партий, не представляющих никого, кроме своего амбициозного лидера и его группы поддержки, имитация партстроительства, отсутствие прочных социальных корней у большинства политических сил, опора на неструктурированный электорат и т. п.) реально существовали лишь единицы партий и объединений, отвечающих минимальному набору требований к политическим образованиям. Это обстоятельство послужило причиной принятия декрета Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», который призван прежде всего ограничить их число. В соответствии с декретом для создания и деятельности политической партии необходимо было не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска (вместо 500 по закону РБ «О политических партиях»).
В результате перерегистрации в 1999 г. в республике осталось 17 политических партий. Ушли в небытие партии, прозванные «диванными», «карликовыми», «худосочными», не сумевшие сохранить свои позиции в общественной жизни страны. По разным причинам прекратили существование Партия Всебелорусского единства и согласия, Белорусский научно-производственный конгресс, Партия любителей пива, Белорусская гуманитарная партия, Социалистическая партия, Славянский собор «Белая Русь», Белорусская народная партия и многие другие.
Зарегистрированные
в республике политические партии различаются
по идеологическим доктринам, по предлагаемым
способам преобразования белорусского
общества, по отношению к правовому
государству, к проблемам национально-
Вместе с тем такая классификация партий применительно к Беларуси сопряжена со значительной долей упрощения реального положения в обществе и выстраивается совсем не по классическому образцу, принятому на Западе линейному континууму «левые — правые». Например, ПКБ, в отличие от Компартии Беларуси, можно считать партией, находящейся на левом фланге социал-демократического направления, поскольку ее руководство выступает за политический плюрализм, многоукладную экономику, а также за сотрудничество с политической оппозицией.
Крайняя степень фрагментации партийных сил, неспособность к консолидации — все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий, неспособность наиболее заметных объединений расширить свой электорат. В условиях размытости и неопределенности социального адресата, недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия полноценной политической базы для многопартийности трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Более того, между политическими силами со схожей идеологической ориентацией не проявилась тенденция к сплочению и укреплению этих сил, представляющих одну идейную семью. Так, в настоящее время действуют четыре социал-демократические партии, две партии с ориентацией на развитие республиканского строя, две партии с коммунистической идеологией, две партии БНФ и две партии экологического характера.
Одним из
факторов, сдерживающих развитие партийного
строительства в Беларуси, является
то, что сегодня партии не представлены
в органах реальной власти, которую
осуществляет назначенное президентом
и подотчетное ему
Что касается оппозиционных партий Беларуси (БСДП (Народная Грамада), ОГП, Партия БНФ, Консервативно-христианская партия БНФ и др.), то в настоящее время для них характерно отсутствие внутреннего единства и согласованной стратегии, мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере, недостаточное внимание к созданию региональных отделений. Слабой стороной оппозиции является отсутствие общепризнанного авторитетного лидера.
В этой связи представляют интерес оценки лидеров общественного мнения и экспертов (аналитиков, руководителей СМИ, бизнесменов) в ходе опроса, проведенного в ноябре 2001 г. Независимым институтом социально-экономических и политических исследований. Наиболее весомой причиной поражения оппозиции на президентских выборах лидеры назвали ее собственные внутренние проблемы. Это и плохая организованность, и отсутствие единства, и неразбериха с единым кандидатом и т. п. Другая по важности причина — отсутствие ярких лидеров. Третья — оппозиция далека от народа, она не пользуется поддержкой в белорусском обществе, у нее нет привлекательной программы.
Итак, ни
по существу, ни по функциям партии в
Республике Беларусь еще не стали
важнейшим элементом
В последнее время зафиксированы отдельные случаи участия студенческой молодежи в несанкционированных акциях белорусской оппозиции, т.к. в условиях проведения важных политических кампаний (выборы, референдум) представители радикальных и экстремистских группировок принимают активные действия по расширению своего влияния в молодежной среде.
Исходя
из предложенной выше классификации
существующих оппозиционных организаций
выделяют: радикальные движения, которые
ставят целью, как правило, незаконное
изменение конституционного строя
в Беларуси или насильственный захват
власти в стране. Данные организации
исповедуют также националистическую
идеологию и призывают к
Ко второй группе, выделяемой в рамках настоящей классификации, относят т.н. эпатажные молодежные незарегистрированные организации и движения. Основной целью деятельности этих оппозиционных структур является информационное обеспечение акций, проводимых белоруской оппозицией и привлечение к участию в них как можно большего количества участников.
Третью
группу представляют умеренные незарегистрированные
оппозиционные молодежные организации,
которые призывают к построению
в стране правового и демократического
государства, декларируют соблюдение
прав и свобод человека и гражданина,
а также видят будущее
Информация о работе Власть и опозиция в Белоруси на современном этапе