Власть и опозиция в Белоруси на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Sonka_Pavla.docx

— 2.16 Мб (Скачать файл)

Тема 24. Власть и оппозиция в Беларуси на современном этапе

 

Власть в Беларуси на современном этапе

 

Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

 

Структура Власти в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

Действующий президент РБ –Александр Григорьевич  Лукашенко.

Родился 30 августа 1954 года в г.п. Копысь Оршанского района Витебской области.

В 1975 году окончил Могилевский государственный  педагогический институт им. А.А. Кулешова, в 1985 году – Белорусскую сельскохозяйственную академию. Историк, экономист.

В 1975–1977 годах – инструктор политотдела  Западного пограничного округа.

В 1977–1978 годах – секретарь комитета комсомола отдела продторговли г. Могилева, инструктор Октябрьского райисполкома г. Могилева.

В 1978–1990 годах – ответственный  секретарь общества «Знание» г. Шклова, заместитель командира роты по политработе  воинской части, заместитель председателя колхоза «Ударник» Шкловского района, заместитель директора комбината  строительных материалов г. Шклова, секретарь  парткома колхоза им. В.И. Ленина, директор совхоза «Городец» Шкловского района.

В 1990 году избран народным депутатом  Республики Беларусь. Возглавлял комиссию Верховного Совета Республики Беларусь по изучению деятельности коммерческих структур, созданных при государственных  органах управления.

10 июля 1994 года после сложной  борьбы с пятью другими кандидатами  избран Президентом Республики  Беларусь. За А.Г. Лукашенко проголосовали  80,3% принявших участие в голосовании  граждан.

9 сентября 2001 года вновь избран  Президентом Республики Беларусь, получив 75,6% голосов избирателей.

19 марта 2006 года избран Президентом  Республики Беларусь на третий  срок, получил поддержку 83% избирателей.

19 декабря 2010 года одержал убедительную  победу (79,6% голосов избирателей)  и был переизбран на пост  Главы белорусского государства.

Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь, возглавляет Совет  Безопасности Республики Беларусь.

Президент Национального олимпийского комитета Беларуси.

В 1997 году избран Председателем Высшего  Совета Союза Беларуси и России. С января 2000 года - Председатель Высшего  Государственного Совета Союзного государства.

В 2005-2006, 2008 годах - Председатель Межгосударственного  совета Евразийского экономического сообщества.

В ближайшие  годы в Беларуси должны пройти три  крупные политические кампании: в 2014 году – выборы в местные Советы депутатов, в 2015-м – президентские  выборы, в 2016 году – парламентские.

Оппозиция в Беларуси на современном этапе

В настоящий  момент в Республике Беларусь осуществляют деятельность целый ряд незарегистрированных молодежных организаций радикального и оппозиционного толка. Основной причиной нелегального положения этих структур является несоответствие целей и задач, методов и средств их общественно-политической деятельности белорусскому законодательству,

Основные  усилия этих организаций направлены на вовлечение в незаконную, с точки  зрения действующих правовых норм, политическую деятельность молодых  граждан Республики Беларусь, в целях  создания политических группировок  и боевых групп, которые могут  быть использованы в насильственном изменении конституционного строя  нашей страны.

Катализатором процесса зарождения и развития многопартийности в Беларуси явились демократизация общественной жизни в конце 80-х  гг. XX в., а также радикальное реформирование советского общества в последующее  время. Правовым основанием для формирования партийной системы стало принятие в январе 1990 г. решения съезда народных депутатов СССР об отмене статьи 6 Конституции СССР. В тот период отмена монополии КПСС на власть вызвала активное политическое творчество масс.

Процесс формирования многопартийной системы  в Беларуси прошел через несколько  этапов. Первый продолжался со второй половины 80-х гг. (создание многочисленных молодежных организаций, таких как  «Талака», «Тутэйшыя», историко-мемориальной комиссии Белорусского фонда культуры, сыгравших основную роль в формировании Белорусского народного фронта, учредительный  съезд которого состоялся в июне 1989 г. в Вильнюсе) до начала 1990 г.

Второй  этап становления многопартийности — начало 1990 г. (отмена статьи 6 Конституции  СССР) до 1994 г. Большинство политических партий возникло в промежутке между  выборами (весна 1990 — май 1995 г.) в  законодательные и представительные органы власти. К сентябрю 1994 г. было зарегистрировано уже 25 партий.

С принятием  Конституции Республики Беларусь 1994 г. и закона Верховного Совета «О политических партиях» от 5 октября 1994 г. начался  новый этап формирования партий и  общественных объединений. В этих документах впервые в конституционной истории  белорусского законодательства был  закреплен принцип политического  плюрализма, порядок образования и деятельности партий. Согласно статье 4 Конституции, «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или  общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться  в качестве обязательной для граждан».

К началу избирательной кампании по выборам  в Верховный Совет Республики Беларусь в 1995 г. было зарегистрировано 34, на начало 1998 г. — 41 политическая партия.

Однако  формирование партийной системы  в Беларуси, как и в других возникших  после распада СССР суверенных государствах, осуществляется весьма сложным путем. При гипертрофированной многопартийности (наличие партий, не представляющих никого, кроме своего амбициозного лидера и его группы поддержки, имитация партстроительства, отсутствие прочных  социальных корней у большинства политических сил, опора на неструктурированный электорат и т. п.) реально существовали лишь единицы партий и объединений, отвечающих минимальному набору требований к политическим образованиям. Это обстоятельство послужило причиной принятия декрета Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», который призван прежде всего ограничить их число. В соответствии с декретом для создания и деятельности политической партии необходимо было не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска (вместо 500 по закону РБ «О политических партиях»).

В результате перерегистрации в 1999 г. в республике осталось 17 политических партий. Ушли в небытие партии, прозванные «диванными», «карликовыми», «худосочными», не сумевшие сохранить свои позиции в общественной жизни страны. По разным причинам прекратили существование Партия Всебелорусского  единства и согласия, Белорусский  научно-производственный конгресс, Партия любителей пива, Белорусская гуманитарная партия, Социалистическая партия, Славянский собор «Белая Русь», Белорусская  народная партия и многие другие.

Зарегистрированные  в республике политические партии различаются  по идеологическим доктринам, по предлагаемым способам преобразования белорусского общества, по отношению к правовому  государству, к проблемам национально-культурного  возрождения. Взяв за основу классификации  партий эти критерии, их можно расположить  примерно следующим образом:  «левые партии» Компартия Беларуси, Партия коммунистов Белорусская, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Аграрная партия; левоцентристские партии (социал-демократические и социалистические): Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Белорусская социал-демократическая Грамада, Белорусская партия труда; Социал-демократическая партия народного согласия; «правые» и правоцентристские партии: Консервативно-христианская партия БНФ, партия БНФ, Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия.

Вместе  с тем такая классификация  партий применительно к Беларуси сопряжена со значительной долей  упрощения реального положения  в обществе и выстраивается совсем не по классическому образцу, принятому  на Западе линейному континууму «левые — правые». Например, ПКБ, в отличие  от Компартии Беларуси, можно считать  партией, находящейся на левом фланге социал-демократического направления, поскольку ее руководство выступает  за политический плюрализм, многоукладную  экономику, а также за сотрудничество с политической оппозицией.

Крайняя степень фрагментации партийных  сил, неспособность к консолидации — все это подтверждает очевидные  слабости белорусских партий, неспособность  наиболее заметных объединений расширить  свой электорат. В условиях размытости и неопределенности социального  адресата, недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия полноценной политической базы для  многопартийности трудно определить, кого реально представляют партии и  их руководители. Более того, между  политическими силами со схожей идеологической ориентацией не проявилась тенденция  к сплочению и укреплению этих сил, представляющих одну идейную семью. Так, в настоящее время действуют  четыре социал-демократические партии, две партии с ориентацией на развитие республиканского строя, две партии с коммунистической идеологией, две  партии БНФ и две партии экологического характера.

Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в органах реальной власти, которую  осуществляет назначенное президентом  и подотчетное ему правительство. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности  играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между  государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле над властью. Так, в 1995 г. в Верховный Совет  Республики Беларусь 13-го созыва своих  представителей сумели провести 16 партий. В Палату представителей 2-го созыва (2000) вошли представители политических партий, получивших 17 мест (заметим, что  ведущие оппозиционные партии бойкотировали  эти парламентские выборы). Анализ партийного представительства в этом органе позволяет сделать вывод, что партии в силу разных причин не пользуются доверием избирателей.

Что касается оппозиционных партий Беларуси (БСДП (Народная Грамада), ОГП, Партия БНФ, Консервативно-христианская партия БНФ и др.), то в настоящее  время для них характерно отсутствие внутреннего единства и согласованной  стратегии, мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом  лагере, недостаточное внимание к  созданию региональных отделений. Слабой стороной оппозиции является отсутствие общепризнанного авторитетного лидера.

В этой связи  представляют интерес оценки лидеров  общественного мнения и экспертов (аналитиков, руководителей СМИ, бизнесменов) в ходе опроса, проведенного в ноябре 2001 г. Независимым институтом социально-экономических  и политических исследований. Наиболее весомой причиной поражения оппозиции  на президентских выборах лидеры назвали ее собственные внутренние проблемы. Это и плохая организованность, и отсутствие единства, и неразбериха  с единым кандидатом и т. п. Другая по важности причина — отсутствие ярких лидеров. Третья — оппозиция  далека от народа, она не пользуется поддержкой в белорусском обществе, у нее нет привлекательной  программы.

Итак, ни по существу, ни по функциям партии в  Республике Беларусь еще не стали  важнейшим элементом государственного устройства и проводником демократических  ценностей в общество. Они не смогли приобрести достаточно сил, чтобы составить  конкуренцию властным структурам. Не претендуя на обоснованный прогноз, можно предположить, что в лучшем случае им предстоит не один год  целеустремленной работы по сплачиванию  своих рядов и завоеванию авторитета в обществе.

В последнее  время зафиксированы отдельные  случаи участия студенческой молодежи в несанкционированных акциях белорусской  оппозиции, т.к. в условиях проведения важных политических кампаний (выборы, референдум) представители радикальных  и экстремистских группировок принимают  активные действия по расширению своего влияния в молодежной среде.

Исходя  из предложенной выше классификации  существующих оппозиционных организаций  выделяют: радикальные движения, которые  ставят целью, как правило, незаконное изменение конституционного строя  в Беларуси или насильственный захват власти в стране. Данные организации  исповедуют также националистическую идеологию и призывают к использованию  незаконных и насильственных методов  и средств борьбы со своими политическими  и идеологическими оппонентами.

Ко второй группе, выделяемой в рамках настоящей  классификации, относят т.н. эпатажные молодежные незарегистрированные организации и движения. Основной целью деятельности этих оппозиционных структур является информационное обеспечение акций, проводимых белоруской оппозицией и привлечение к участию в них как можно большего количества участников.

Третью  группу представляют умеренные незарегистрированные оппозиционные молодежные организации, которые призывают к построению в стране правового и демократического государства, декларируют соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также видят будущее Республики Беларусь только в составе Европейского Союза. Основной объем работы этих организаций  связан с проведением различных  семинаров, тренингов, летних лагерей  и конференций по наиболее актуальным проблемам деятельности белорусской  оппозиции.

Информация о работе Власть и опозиция в Белоруси на современном этапе