Власть и политика в оценках Макса Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы будет анализ веберовского понимания политики и власти. Задачей ознакомление с работами Вебера по поводу власти и политики. Актуальность изучения работ Макса Вебера всегда была высокой, а в последнее время еще более усилилась. Так как сравнительно молодые науки социология и политология вошли в наиболее активную фазу своего развития.

Содержание работы

Введение.
Господство как форма власти.
Многозначность термина «политика».
Сущность политики и ее интерпретация в политической науке.
Политика как отношения по поводу власти (директивный подход).
Политика как деятельность по управлению обществом (функциональный подход).
Политика как особый тип социального отношения «друг—враг» (К. Шмитт)
Социальный смысл и функции политики.
Структура политики и содержание ее различных форм.
Функции политики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная полит.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

(реферат)

по курсу: «Политология»

на тему: « Власть и  политика в оценках М.Вебера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность изучения работ Макса Вебера всегда была высокой, а в последнее время еще  более усилилась. Так как сравнительно молодые науки социология и политология вошли в наиболее активную фазу своего развития. В России идеи Вебера имеют широкое распространение. Как известно, все новое - это хорошо забытое старое, и в докладе немецкого ученого Макса Вебера «Политика как призвание и профессия», можно найти ответы на многие вопросы, возникающие сегодня. Тем более что работа содержит множество исторических фактов, анализ исторических процессов, рассказ о наиболее выдающихся политиках прошлых веков.

Итак, термин “политика”, согласно теории Макса Вебера, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят как о политическом, то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обуславливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти“ради неё самой”, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт.

Целью данной работы будет анализ веберовского понимания политики и власти. Задачей ознакомление с работами Вебера по поводу власти и политики.

 

Господство как форма власти.

 

«Власть обусловлена  просто шансом действующего лица на то, чтобы навязать свою волю другому индивиду даже при условии сопротивления со стороны последнего». Существуют разные виды власти: социальная власть, т.е. власть, основанная на красоте знании, престиже и т.д.; экономическая власть, т.е. власть, основанная на обладании финансами, средствами производства и т.д.; политическая власть, т.е. власть, признаваемая в силу закона, традиции харизмы и поддерживаемая возможностью использования легитимного насилия.

По мнению Вебера, политика характеризуется господством, осуществляемым одними людьми над другими, само же господство является институализированной формой власти. Следовательно, политическая власть - наиболее сильная форма власти, подкрепленная соответствующими социальными институтами и предполагающая наличие верховенства в системе отношений и подчинение ему. В «Экономике и обществе» Вебер имеет в виду, в первую очередь, политическую власть (господство), предполагающую возможность не только отдавать приказания, но и обязанность подчиняться им. Если подчинение отсутствует, то можно говорить о чем угодно, только не о господстве. Основания для подчинения (основания легитимности) могут быть разными - это и материальная заинтересованность управляемых, получающих выгоды от данного режима, или же их элементарная слабость, неорганизованность, выражаемая в неспособности ему противостоять. Однако сам М. Вебер в качестве классифицирующего признака выбирает моральную убежденность подчиненных в праве господина на власть. Исходя из этих убеждений, вызывающих повиновение масс, он выводит свою типологию господства: традиционное, легально-рациональное и харизматическое. 

В «Хозяйстве и обществе»  Вебер разрабатывает детальную  характеристику каждого типа господства. Традиционное господство он в свою очередь разбивает на несколько  подвидов: геронтократическое (власть принадлежит старейшим), патриархальное, патримониальное и феодальное. Легально-рациональное господство означает господство порядка обезличенных законов и правил, а основными его субъектами являются политики и чиновники. При этом бюрократия обладает рядом преимуществ перед выборными должностными лицами, так как в силу своей обезличенности и постоянства имеет монопольный доступ к определенным видам служебной информации. Немецкий социолог разрабатывает «кодекс» поведения бюрократии, чтобы уменьшить ее тенденции к злоупотреблению властью. В целом, М. Вебер, в отличие от своего предшественника К. Маркса, положительно расценивает появление и функционирование бюрократического аппарата - при условии соблюдения этических правил. 

Следующий тип господства — харизматический — основан на вне обыденном даре господина (харизме) и безоговорочной вере в нее его последователей. «Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. В отличие от революционной силы “ratio”, которая действует или извне (путем изменения жизненных обстоятельств и жизненных проблем и посредством этого изменения отношения к ним), или путем интеллектуализации, харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным жизненным формам и к “миру” вообще». Партийный лидер, по мнению Вебера, — самый распространенный тип носителя политической харизмы в условиях плебисцитарной демократии1.  
Политическая власть, ее особенности и политический режим.

Существует множество  определений власти. Приведем некоторые  из них.

Власть-это способность, право или возможность распоряжаться  кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

Власть - это политическое господство над людьми.

Власть - это система  государственных органов.

Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть - это способность  или потенциальная возможность  принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие  на поведение и действия людей.

Власть - одно из центральных  понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни - в животном мире. Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит немецкому политологу М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле.     

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной  чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция  определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность  отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

Таким образом, можно  определить политическую власть как  способность и возможность принимать  и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак  и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить  на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.

Характерные признаки власти:

    • доминирование властной воли;
    • наличие особого аппарата управления;
    • суверенитет органов власти;
    • монополия на регламентацию жизни общества;
    • возможность принуждения в отношении общества и личности.

К отличительным признакам  политической власти относятся:

    • легальность в использовании силы;
    • верховенство - обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;
    • публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов;
    • моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.

Политический режим (от лат. "режим" - порядок управления) - это совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти.

Политология выделяет четыре основных политических режима: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический

Критерии

Режимы

Демократический

Тоталитарный

Авторитарный

Законодательство

Развитая система демократических  законов

Система законов минимальна

Система законов мало разработана

Полномочия главы государства

Строго ограничены законом

Фактически не ограничены

Практически не ограничены

Представительные органы

Имеют широкий круг полномочий

Марионеточны

Марионеточны или отсутствуют

Принцип разделения власти

Реализован

Формально признается

Отвергается

Полномочия местных  органов власти

Максимальные

Формально широкие

Минимальные

Партии

Многопартийность

Правящая партия огосударствленна

Одна массовая политическая партия

Идеология

Политический плюрализм

Господство одной идеологии

Одна официальная идеология

Права и свободы

Разрешено все, что не запрещено законом

Запрещено все, что не разрешено законом

Разрешено все, что не имеет отношения к политике

Карательные органы

Строго регламентированы законом

Осуществляют массовые политические репрессии

Осуществляют тайный политический сыск

Оппозиция

Действует легально

Запрещена

Отрицается


 

Либеральный и демократический  режимы похожи, поэтому в таблице  дана характеристика лишь демократического режима. Принципиальная разница заключается  в том, что либеральная власть позволяет обществу и социальным группам влиять на принимаемые решения, а демократическое общество само выбирает носителей власти.

Многозначность  термина «политика»

 

В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.). По его определению, политика — это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

В 1515 г. итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Никколо Макиавелли (1469—1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций».

По мере роста разнообразия интересов  и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все  более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864—1920) заметить, что политика «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

Современное понимание политики многозначно. Так, например, в третьем издании (1961) международного словаря американского лексикографа Н. Уэбстера (1758—1843) политика определяется следующим образом:

1) раздел этики, связанный  более с государственным и  общественным организмом в целом,  чем с отдельной личностью,  разновидностью (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властные структур) или иных социальных организаций; общественная и социальная этика;

2) политические отношения или деловое соревнование между соперничающими группами интересов, а также индивидуумами за власть и лидерство;

Информация о работе Власть и политика в оценках Макса Вебера