Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:27, реферат
Власть это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких – либо средств – воли, авторитета, права, насилия.
Существуют разные виды власти: экономическая, политическая (государственная, общественная), семейная.
По субъектам различают классовую, групповую, личную власть. По формам проявления власти: господство, руководство, управление, организация, контроль.
1. Что такое Власть и каковы её основные виды. Причины возникновения политической власти.
2. Субъекты и объекты политической власти. Основания власти (харизматическое, традиционное, рациональное).
3. Ресурсы власти и каково их назначение. Функции политической власти.
4. Легитимность власти и как она достигается в условиях тоталитаризма, авторитаризма и демократии.
5. Типы политической власти. Разделение и распределение власти в различных политических режимах в парламентских, президентских, авторитарных, ассамблеи, президенциализма.
6. Список используемой литературы.
Ресурсы власти представляют собой «всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». К ресурсам власти относятся: принуждение, насилие, страх, поощрение, убеждение, традиции, право, мифы и др. Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на её объект, в соответствии с целями субъекта.
Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.д.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Можно выделить следующую классификацию ресурсов:
Выделяются следующие функции политической власти:
Понятие «политическая власть», прежде всего, означает государственную власть вообще. Власть выступает как главное орудие государственного управления.
Легитимность означает общественное признание власти и согласие ей подчиняться. Но это вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, экстремисты, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества.
В целом принцип легитимности сформировался как результат либерально – демократической оценки власти.
Вебер выделял три типа легитимного господства:
Традиционная форма основывается на вере, что существующий институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков, и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти.
Рационально – легальное господство основывается на предположении, что существующая политическая система , атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам.
Харизматическое господство опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его ауру, его обладание какими либо выдающимися качествами.
Что же касается тоталитарного режима, то его главной предпосылкой обычно считается индустриальная стадия развития современного общества. В принципе это верно, но данное положение нуждается в уточнении.
Два события 20 века породили полное господство государственной власти над отдельной личностью:
В целом тоталитарному режиму присущи следующие черты:
Основополагающим принципом режима является принцип «Все, что не разрешено, то запрещено».
Идеология тоталитарного режима теоретически обосновывает необходимость жёсткого контроля и регламентации жизни, в том числе и личной (фашистская идеология, сталинизм).
В тоталитарном обществе ничего не делается без ведома властей.
Ещё Платон в своих трудах разделял древнегреческие города – государства на следующие типы: монархия – правление одного хорошего человека, её искажённая форма – тирания; аристократия – правление нескольких хороших людей, её искажённая форма – олигархия. Кроме этих типов Платон выделял ещё один, который считал наихудшим – демократия (правление многих или всего народа).
Т. Гоббс различал 3 формы государства в зависимости от числа людей в руках, которых сосредоточена власть: правление одного – монархия, части граждан – аристократия, и всего народа или большинства – демократия. Что касается тирании и олигархии, говорил Гоббс, то они лишь «различные названия монархии и аристократии». Т. Гоббс отдавал предпочтение монархической форме правления.
Ш. Монтескье
в первых 13 книгах своего главного труда
«О духе законов» (1747) разработал типологизацию,
в которой различает три
Республика – верховная власть находится в руках или всего народа или его части, монархия – управляет один человек. При этом он подчёркивал что монархия – это система, в которой властвует один, но строго придерживаясь установленных законов, а деспотия – система, при которой правит один не признавая каких бы то ни было фиксированных законов, на основе произвола. Монтескье рассматривал аристократию и демократию как формы республиканского правления.
В наши дни в большинстве случаев используется однолинейная схема типологизации: либо по вертикали – разграничение и сравнение «низших» и «высших» форм правления (рабовладельческие - феодальные), либо по горизонтали (диктаторские - либеральные).
В большинстве современных государств государственная власть делится на три ветви: исполнительная, законодательная и судебная.
Родоначальником
теории разделения властей является
Дж. Локк. Из теории общественного договора
он выводит происхождение
Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения государственной воли народа. Кроме законодательной она выполняет следующие функции: финансовую, распорядительную, связанную с формированием высших исполнительных и судебных органов; контроль за деятельностью исполнительной власти.
Исполнительная власть – один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно – правовых актов на всей территории страны.
Судебная власть – один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющих правосудие.
В различных политических режимах эти ветви государственной власти обладают разной степенью независимости друг от друга.
В парламентских режимах реальная власть принадлежит исполнительному органу – парламенту и премьер – министру. Президент наделён лишь весьма ограниченным кругом полномочий (представительская функция и обязанность подписывать законы страны).
В президентских режимах верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законы принятые парламентом. Президент страны сам определяет политику государства на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны.
При авторитарных режимах вся реальная власть находится в одних руках, управление обществом осуществляется путём репрессий, принуждения. Правитель остаётся вне реального контроля и ограничения со стороны закона и общества.
В условиях президенциализма вся полнота власти принадлежит президенту, но в отличие от президентской республики характер этой власти авторитарный.
Список использованной литературы:
1. Гаджиев К.С. Политология:
Учебник. – М.: Университетская книга, Логос,
2008. – 468 с.
2. Политология: Учебник /под ред. Ачкасова В.А., Гуторовваа В.А. - М.: ЮРАЙТ,
2009. – 697 с.
3. Политология: Учебник /под ред. М.А. Василика.
- М.: Гардарики, 2008. – 588 с.
4. Политология: учебник / А.Г. Грязнова и
др. М.: Инфра-М, 2010. – 396 с.
Информация о работе Власть как фундаментальная проблема политологии