Власть как социально-политический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Исторически сложилось так, что отношения в государстве складываются между разнообразными субъектами по принципу власти и подчинения, одних субъектов более высокого социального статуса над субъектами низких социальных статусов, объединяющим понятием таких отношений в рамках государства является понятие «политическая власть».
Определение понятия «политическая власть» имеет чрезвычайно важное значение для понимания политики, политических отношений, политических учреждений, институтов, организаций, политического процесса и т.д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Политическая власть: принципы организации и функционирования………4
Заключение……………………………………………………………………….8
II.Тесты……………………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………...11

Файлы: 1 файл

политология к.р.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

по теме: Власть как  социально-политический феномен

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Специальность Экономика  малых и средних предпринимательств

Группа ЭП-13 КП

Ф.И.О. Сунгатуллина Гульнара Дамировна

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Политическая власть: принципы организации и функционирования………4

Заключение……………………………………………………………………….8

II.Тесты……………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

             Исторически сложилось так, что отношения в государстве складываются между разнообразными субъектами по принципу власти и подчинения, одних субъектов более высокого социального статуса над субъектами низких социальных статусов, объединяющим понятием таких отношений в рамках государства является понятие «политическая власть».

Определение понятия  «политическая власть» имеет  чрезвычайно важное значение для  понимания политики, политических отношений, политических учреждений, институтов, организаций, политического процесса и т.д.

 Понятие политическая  власть имеет множество определений. Однако в этих определениях не в полной мере отражены существенные стороны политической власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Политическая власть: принципы организации и функционирования

 

Одним из наиболее важных видов власти является политическая власть. Это власть появилась вместе с утверждением социального неравенства людей. В отличие от общественной власти, господствовавшей в первобытном обществе и основывающейся на силе морального авторитета, политическая власть представляет собой отделившуюся от общества и стоящую над ним публичную власть. Источником политической «власти могут быть богатство, занимаемой положение и владение информацией, в так же знание, опыт, особые навыки, нередко и организация».

Политологи дают разные определения политической власти. При этом один из них политическую власть отождествляют с властью государства, другие под политической власти понимают управление общественными делами. Третьи, определяя политическую власть, понимают ее как принуждение. «власть,- пишет, к примеру. Один из сторонников такой точки зрения,- безотносительно от форм своего внешнего проявления в сущности всегда принудительна, так или иначе направлена на подчинение воли членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле». Четвертые исследователи подчеркивают, что политическая власть – это способность класса, социального слоя, партии и т.д. осуществлять свою волю по отношению к другим лицам и их общностям. « в общем смысле,- пишет, например, В.Д. Попов, власть – это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и т.д.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств». Пятые ученые, определяя политическую власть, сводят ее к способности и возможности оказывать лишь воздействие на поведение и деятельность людей. Такую позицию, в частности, занимает Б.И. Краснов. Ссылаясь на Советский энциклопедический словарь, он пишет: «Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия.

Основные черты политической власти:

- наличие объекта и  субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

первичные – крупные социальные группы со своими интересами;

вторичные  - органы государственной  власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита;

- закрепление в законах  полномочий субъекта правления;

- четкий механизм реализации решений политической власти на практике;

- принцип (функционального)  разделения власти;

-легитимность власти;

легальность (законное основание  для власти);

легитимность (поддержка  власти обществом).

Политическая власть в обществе проявляется во всех сферах его жизнедеятельности, во всех видах отношений. Она имеет универсальный характер и проявляется на всех уровнях социальной структуры общества: общественном, включающим наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы) и личном  (частном, приватном), в малых социальных группах и т.д. на всех уровнях власть оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих и управляющих сил и лиц (лидеров, работников управления и т.д.)

 

Функции политической власти:

- управленческая;

- интегрирующая (интеграция  общественных интересов);

- мотивационная;

- мобилизационная;

- контролирующая (обеспечение правопорядка);

- культурная.

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства  во внутренней и внешней политике.

Ядром политической власти является государственная власть, которая  обладает признаками:

- возможность законного использования силы и решений актуальных проблем;

- ее решения обладают обязательностью  для всех и имеют высшую  юридическую силу;

- опирается на систему специальных  институтов и нормы права.

Верховенство государственной  власти проявляется в:

- общеобязательности ее решений для населения;

- возможности отмены постановлений  и решений негосударственных  политических организаций;

- обладании рядом исключительных  прав;

- наличии специальных средств  воздействия на население, отсутствующих  у других организаций;

- наделении правами и обязанностями  граждан.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех  решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям  большинства граждан. Легитимность  - это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает из убеждения, что власть закона, сформирована самим народом и служит его интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, потому что власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества.

Значение принципа легитимности, позволяет отличать законно установленную  власть от узурпированной , то есть насильственно захваченной; определяет границы правомерности использования властью насильственных мер; способствует признанию международным сообществом неправомерности насильственного изменения госграниц и соблюдении режимом страны норм международного права.

Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами. М.Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения:

- традиционный тип  легитимности основан на привычке  подчиняться власти, вере в ее  божественный характер и священность  права престолонаследия; харизматический  тип легитимности основывается  на вере населения в исключительные качества политического деятеля;

- рационально-легальная  легитимность основана на вере  участников политический жизни  в справедливость тех правил, на основе которых формируется  власть. Институты власти в своей  деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера;

- идеологическая легитимность  состоит в обосновании соответствия  власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образу, характеру) народа. Возможность власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе была сделана  попытка раскрыть понятие политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместимость в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения.

Классическая постановка вопроса о власти исходит от того, сто она представляет собою совокупность политических институтов, посредством  функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство - необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государство, по Веберу, состоит в том, что единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Политическая власть, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения  предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть – первооснова политики.

 

 

II. Тесты

 

1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:

 

Сферы жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

Экономическая

Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.п

Материальные ценности, деньги, плодородные  земли, полезные ископаемые

Социальная

Социальные группы и слои, на некоторые  опирается власть

Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика

Административно-силовые

Совокупность властных учреждений

Оружие, аппарат физического принуждения

Юридические

Совокупность законов, на которые  опирается власть в практической деятельности

Конституция, законы, программные  документы политических партий

Культурно-информационные

Система организаций

Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через  учебные учреждения


 

2. Какой из перечисленных методов является демокра-тическим в осуществлении политической власти?

б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции.

3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) политическая власть;

реальная способность данного  класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах;

б) государственная власть;

  форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения;

в) власть;

способность одних людей оказывать  воздействие на деятельность других;

г) медиакратия;

власть, основывающаяся на воздействии  средств массовой информации;

д) теократия;

форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;

е) анархизм.

социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан.


4. Какое понятие определяется как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»?

б) легитимность.

5. Кто из мыслителей внес существенный вклад в разработку теории разделения властей?

г) Аристотель;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Афанасьев, Ю. Власть как цель и средство [Текст] / Ю. Афанасьев // Свободная мысль-XXI. 2005. № 1.

Макарин, А. В. Бюрократия в системе политической власти [Текст] / А. В. Макарин. СПб., 2001

Ракитянский, Н. М. Портретология власти [Текст] / Н. М. Ракитянский. М., 2004.

Халипов, В. Ф. Кратология – наука о власти : концепция [Текст] / В. Ф. Халипов. М., 2002Шестопал, Е. Б. Новые тенденции восприятия власти в России [Текст] / Е. Б. Шестопал // Полис. 2005. № 3.

 

 

 

 




Информация о работе Власть как социально-политический феномен