Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 10:07, контрольная работа
Описание работы
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Содержание работы
Введение 3 1 Политическая власть: принципы организации и функционирования 4 1.1 Понятие политической власти 4 1.2 Определение и структура власти 7 1.3 Соотношение политики и власти 13 Заключение 16 2 Тесты 17 Список используемой литературы 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: "Политология"
на тему: № 5 Власть как социально-политический
феномен
Исполнитель: студент(ка)
Группа:
Ф.И.О
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение 3
1 Политическая власть: принципы
организации
и функционирования 4
1.1 Понятие политической
власти 4
1.2 Определение и структура
власти 7
1.3 Соотношение политики
и власти 13
Заключение 16
2 Тесты 17
Список используемой литературы 20
Введение
Понятие власти является одним
из центральных в теории государства и
права, так и политологии. Оно дает ключ
к пониманию политических институтов,
политических движений и самой политики.
Определение власти, понятие, ее сущность
и характера имеет важнейшее значение
для понимания природы политики и государства,
позволяет выделить политику и политические
отношения из всей суммы общественных
отношений.
Разгадка феномена власти,
приращение всякого нового знания о природе
власти и механизмах властвования является
едва - ли не самой главной задачей политологии.
Первые попытки разобраться в парадоксах
и механизмах политической власти были
предприняты еще в ранний период политической
Индии, Китая и Греции.
Власть является одной из
важнейших политологических категорий,
неразрывно связанной с политикой. Именно
властью определяются территории государств,
обеспечивается реализация общих интересов
населения. Власть представляет собой
особый вид общественных отношений, присущий
всем этапам развития человечества. Через
отношения власти выражается объективная
потребность людей в саморегуляции и организации.
В обществе всегда есть различные индивидуальные
и групповые интересы, которые необходимо
регулировать, соподчинять, снимая социальную
напряженность.
Таким образом, властные
отношения служат механизмом регуляции
общественной жизни, гарантом целостности
различных обществ, древнейшей формой
их организации.
1 Политическая власть:
принципы организации и функционирования.
1.1 Понятие политической
власти
Для того чтобы власть выполняла
общественные функции, была прочной и
стабильной, она должна быть институциализирована,
то есть, закреплена в определенных институтах,
учреждениях, формах. Тем самым воспроизводятся
и закрепляются отношения властвования
и подчинения, разделение управленческого
труда и связанные с ними привилегии. Тем
самым устанавливается оптимальная социальная
иерархия, лестница, и занятие тех или
иных ступенек этой лестницы позволяет
принимать решения, приказывать, разрешать
или запрещать.
Формой общественной
организации власти является
господство. Господство определяется
как механизм осуществления власти,
который принимает форму социальных
институтов и предполагает деление
общества на господствующую и
подчиненные группы, иерархию и
социальную дистанций между ними,
выделение особого аппарата управления.
Господство — это политический
порядок, при котором од командуют,
а другие подчиняются, хотя первые
могут находиться под демократическим
контролем вторых.
Господство включает
экономические, политические, идеологические
аспекты. Многие политологи считают
экономическое господство наиболее
важным, ибо это власть собственников
средств производства, денег, других
общественных богатств. Деньги оказывают
сильное влияние на проведение
избирательных кампаний и итоги
выборов, используются для подкупа
политиков, для влияния на средства
массовой информации и так
далее. Политическая власть санкционирует
экономическое господство. Потому
государственная власть есть
верховенство экономически господствующих
сил. Идеологическое господство
призвано обосновать этот порядок,
оправдать его, представить как справедливый
и гуманный.
В современных демократических
государствах всевластие крупного
капитала сдерживается конкуренцией,
участие трудящихся в принятии
производственных решений, в распределении
прибыли, налоговой политикой государств
и другими способами. В этих
странах достаточно санкционированная
политическая власть, способная
подчинить экономическую власть
собственным целям, иметь первенство
над экономикой. Политическая власть
не допускает монополизации средств
массовой информации в руках
определённых лиц и группировок,
а также правительства, ибо это
может помочь определенной группировке
длительное время сохранять свое
господство, невзирая на неэффективность
экономической и иной политики.
Демократический строй предполагает
разделение господства путем
формирования множества центров
экономического влияния, разделения
власти между государством, партиями,
группами интересов, а также самой
государственной властью на законодательную,
исполнительную и судебную, утрачивает
культурно-информационного плюрализма,
достаток образования.
Политическое господство
проявляется обычно как средство
приобретения социального господства,
то есть привилегированного положения
в обществе.
Высокая должность
способствует накоплению богатства,
доступу к знаниям для себя
и своих детей. Богатство, в свою
очередь, повышает шансы на вхождение
в политическую элиту, доступ
к образованию, средствам массовой
информации.
Таким образом, происходит
накопление власти, усиление господства.
Альтернативой господству является
самоуправление общества, однако, оно
возможно в небольших пределах
и территориях, а не в рамках
современных государств.
Своими словами можно
определить политическую власть
как разновидность социальной
власти, которой присуши свои
признаки, принципы и функции.
Проявление власти
естественно для человека и
заложено в биологических, природных
и социальных на его жизни.
Командование и исполнение —
два универсальных принципа власти,
которые нераздельны и взаимодействуют,
как и два типа личности
— властной и подчиняющейся. Оба
эти типа общественно необходимы.
Они воспроизводятся в крупных
общественных структурах и отношениях
между ними, например, государства
и общество, правительства и массы,
партий и лидеров и так далее.
Координация этих отношений
и относится к общественным
функциям политической власти. Власть
призвана формировать политическую
систему общества, политические
отношения между государством
и обществом, общественными группами,
классами, политическими институтами,
партиями, гражданами, органами государственного
управления. Власть призвана контролировать
эти отношения, превращать их
по возможности в бесконфликтные
и организованные.
Власть управляет делами
общества и государства на
разных уровнях: макроуровне высших
центральных политических институтов,
государственных учреждений, партий
и организаций; среднем уровне ("мезоуровне"),
который образуют учреждения
регионального, областного и районного
масштаба; микроуровне, охватывающим
непосредственное политическое
общение людей, малых групп, самоуправление.
На этом уровне формируется
политическая культура, складываются
мнения, убеждения людей. Этот уровень
не является низшим, он составляет
политическую ткань общества
в целом, включая и все другие уровни
власти.
От функционирования
политической власти во многом
зависит тип политического режима
в обществе, открытости или закрытость
общества, характер политических
отношений и другие политические
характеристики данного государства,
включая стабильность, авторитет, разделение
и сотрудничество властей, роль
оппозиции, демократию.
Таким образом, к наиболее
важным, общественно значимым функциям
политической власти можно отнести
следующие:
• поддержание общественного
порядка и стабильности;
• выявление, ограничение
и разрешение конфликтов;
• достижение общественного
согласия (консенсуса);
• принуждение во имя социально
значимых целей и сохранения
•стабильности; управление
делами общества.
Из выше сказанного,
мне ближе всего мнение Венгерова,
который определяет политическую
власть как способность, право
или возможность распоряжаться
кем-либо или чем-либо; оказывать
решающее воздействие на судьбу,
поведение или деятельность людей
с помощью различного рода
средств - права, авторитета, воли, принуждения.
1.2 Определение и структура
власти
В политической литературе
существуют многочисленные определения
власти.
Например, Т. Гоббс считал,
что власть - это средство достичь блага
в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное
стремление к власти, прекращающееся лишь
смертью.
М. Вебер определял власть
как возможность осуществить свою волю
вопреки сопротивлению других.
Р. Даль полагал, что власть
дает возможность одному человеку заставить
другого делать то, что он по своей воле
не сделал бы.
В то же время X. Арендт считала,
что власть вовсе не принадлежит отдельному
человеку, а только группе людей, действующих
совместно.
С. Луке, отвергая это суждение,
утверждает, что в основе всех определений
власти лежит примитивное представление:
некий "А" тем или иным образом воздействует
на "Б".
П. Моррис уточняет, что власть
- не просто способ воздействия на кого-то
или что-то, а действие как процесс, направленный
на изменение кого-то или чего-то.
О том же говорит и А. Гидденс:
обладание властью означает способность
менять порядок вещей.
Г. Лассуэлл и А. Каплан в
книге "Власть и общество" подчеркивают,
что власть есть участие в принятии решений.
Для Т. Парсонса власть -
это система ресурсов, с помощью которых
достижимы общие цели.
Р. Арон считает, что власть
- это потенция, которой владеет человек
или группа для установления отношений
с другими людьми или группами, согласными
с их собственными желаниями.
Б. Рассел определят власть
как производство намеренных результатов.
Дидро правовые начала государственной
власти обосновывает ее суверенностью,
построенной на общественном договоре.
Государственная власть, по его мнению,
возникает как продукт общественного
договора, который придает обществу организованную
политическую форму. Люди лишь частично
передают государству свою естественную
независимость с целью обеспечения интересов
и объединения воли и силы всех. Государственная
власть, следовательно, основана на воле
народа, который является сувереном. "Лишь
нация есть истинный суверен; истинным
законодателем может быть лишь народ, лишь
воля народа является источником политической
власти". Главная цель государства есть
обеспечение неотъемлемых прав граждан
и их счастья.
Многие ученые подчеркивают
естественный характер власти. Зло не
в самой власти. Каждый человек изначально
в той или иной мере стремится к власти
и славе, хотя есть люди, которые всегда
стремятся командовать, а другие - подчиняться.
Между этими крайностями масса людей,
которые в одних ситуациях легче подчиняются,
в других - командуют. Есть тип людей, которые
вообще не любят командовать. В то же время
без стремления к власти не бывает лидеров.
Ни один лидер не достигает успеха, если
не получает радость от власти, если не
обладает самоуверенностью. Надо принять
во внимание также власть организации.
Только на стыке двух форм власти - индивидуальной
и организации - в точке соприкосновения
проявляется сущность власти как таковой,
такое ее свойство, как принуждение.
Несмотря на различия в подходах
ученых к определению сущности власти,
выделяются и общие ее характеристики.
Власть включает в себя понятие о способности
и возможности, господстве и подчинении.
Без подчинения нет власти, без власти
нет подчинения.
Проявлением власти является
действие, которое побуждает людей делать
что-то, чего они не сделали бы по своей
воле. Это власть над кем-то. Однако есть
и власть для чего-то, например, ради достижения
определенной цели. Поэтому, как замечает
А. Гидденс, власть по своей природе не
является угнетением, она просто есть
способность выбирать образ действий
или возможность добиваться результатов.
Власть не является препятствием на пути
к свободе, а как раз служит для нее посредником,
промежуточным звеном.