Власть политическая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является ознакомление всех интересующихся политической проблематикой с основами современной политической науки, касающейся вопросов власти. Вопросов о власти множество . Определим же для себя , что же такое власть , какие определения этого термина приняты в литературе, проведем подробнейший анализ понятия власти как центральной проблемы политологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. ….3
Глава 1. Власть и право: понятие, способы взаимодействия…….3
Глава 2. Политическая власть и сферы ее влияния……………12
Заключение…………………………………………………………………. 15
Литература……………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Власть в ТОмский.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Легитимность  власти  не  ограничивается  ее  тремя ,  ставшими  классическими  типами.  Существуют  и  другие  способы  легитимации, и ,  соответственно  ,  типы  легитимности.  Один  из  них  --  идеологическая  легитимность.  Ее  суть  состоит  в  том  в  оправдании  власти  с  помощью  идеологии,  вносимой  в  массовое  сознание. Идеология   обосновывает  соответствие  властей  интересам  народа,  нации  или  класса , ее  право  управлять .  В  зависимости  от  того,  к  кому  апеллирует  идеология  и  какие  идеи  она  использует,  идеологическая  легитимность  может  быть  классовой   или  националистической. 

Важнейшей  социальной причиной  подчинения  одних  людей  другим  является неравномерное  распределение  ресурсов власти. Сам  этот  термин  употребляется  как  в  широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют  собой «се то, что индивид и группа могут использовать для влияния на других». 5

Такое понимание  ресурсов достаточно общо и не позволяет  дифференцировать различные элементы власти (ее субъект, объект, средства), поскольку в этом случае ресурсы  включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.); некоторые свойства объекта (например его политическую доверчивость, привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в стане оппозиции и т.п.), а также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.). При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.

Поэтому для  изучения власти и ее структуры предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют с основаниями власти, хотя чаще к таким основаниям относят также и агентов власти -- ее субъект и объект.

Первостепенная  значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.

 

 

Глава 2.  Политическая власть и  сферы ее влияния.

 

Политическая  власть  характеризуется  рядом  отличительных  признаков:

    1. легальностью  использования  силы  в пределах государства;
    2. верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в  любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
    3. публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть,  в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего  общества с помощью права ко всем гражданам;
    4. моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти,  экономическая, социальная и духовно-информационная власти  полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
    5. многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и  культурно-информационные ресурсы.

 

Стабильность  и  эффективность  власти – это  ее результативность, степень  выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев – элит. В современных условиях  легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора  ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете любые типы  легитимности власти очень во многом определяются надеждами  населения  на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие  дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.6

Однако достичь  эффективности, не обладая легитимностью,  т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В  наши дни большое  число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он  проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире». В последние годы  проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Эго связано с разрушением там  традиционных, идеологических и харизматических механизмов  легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти,  сформированной по демократическим процедурам.7

Неспособность правящих режимов таких государств вывести  свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Для большинства из них,  относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти возможно прежде всего на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

Политическая  власть распределена в обществе неравномерно.  В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство  людей не принимает непосредственного систематического участия  в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.

Заключение.

 

Изучение  мирового  опыта современной  политической  мысли  принципиально   важно  для  модернизации  российской  политической  культуры. Это  не  означает,  однако, ее  слепое  моделирование  по  иностранным  образцам.  Напротив, изучение  успехов и неудач  предшествующих  политических  теорий    позволит  осмыслить  глубину  проблем, оценить  специфику   отечественных  политических  традиций  и  свои  собственные  возможности  на  фоне  действительного  объема   того, что предстоит  сделать.  Это, вероятно, поможет  избежать  промахов  и  ошибок, подобных  совершенным   в  последние  десятилетия  и, особенно, в  недавние  годы.   Основными  причинами  просчетов  были  легкое  отношение  к  задачам   политологии, поверхностное  подражательство, иллюзии.  

Вместе  с  тем новый  российский  опыт   попыток  совершенствования  властных  отношений    не  был  бесплодным. Хотя многие компоненты современной политологии  симулировались, немало  идей, организационных  схем  и  принципов  поведения,  принесли  немало  выгоды  российской  политической   мысли  в  изучении  аспектов  власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

    1. Амелин В. Власть как  общественное явление. // социально – политические науки. – 1991. - №2.
    2. Власть , демократии , привилегии . И. В. Бестужев - Лада . Вопросы  философии . 1991. № 7.
    3. Власть и  право. Л – 1990.
    4. Гаджиев  К.С. Политология  . М . – 1994.
    5. Даль Р. Введение  в  экономическую  демократии. М. -1991.
    6. Даль Р. Пути  перехода  к  демократии. Кентавр 1991. №3.
    7. Коротец  И.Д. Теория  политологии . Р.На Дону 1998 .
    8. Марченко  М.Н. Политология . М. – 2000 .
    9. Политология. Под  редакцией  Марченко  М. Н. М. 1997.
    10. Пугачев  В.П.  Соловьев  А.И.  Введение  в  политологию.  М. – 1998. 
    11. Хайек Ф.А. Дорога  к  рабству // Новый   ми р. 1991. № 7.

 

 

 

1 Власть , демократии , привилегии . И. В. Бестужев - Лада . Вопросы философии. - 1991. -  № 7. – С. 12.

2 Коротец И.Д. Теория  политологии . Р.На Дону 1998 . С. 90.

3 Амелин В. Власть как общественное  явление. // Социально – политические науки. – 1991. – №2. – с. 15.

4 Коротец И.Д. Теория  политологии . Р.На Дону 1998 . С. 98.

5 Пугачев В.П. Введение в политологию М. – 2000. С. 109.

6 Гаджиев  К.С. Политология  . М . – 1994. С. 56.

7 Амелин В. Власть как общественное  явление. // Социально – политические науки. – 1991. – №2. – с. 17.


Информация о работе Власть политическая