Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:11, контрольная работа
Целью настоящей работы является ознакомление всех интересующихся политической проблематикой с основами современной политической науки, касающейся вопросов власти. Вопросов о власти множество . Определим же для себя , что же такое власть , какие определения этого термина приняты в литературе, проведем подробнейший анализ понятия власти как центральной проблемы политологии.
Введение…………………………………………………………………….. ….3
Глава 1. Власть и право: понятие, способы взаимодействия…….3
Глава 2. Политическая власть и сферы ее влияния……………12
Заключение…………………………………………………………………. 15
Литература……………………………………………………………….16
Легитимность власти не ограничивается ее тремя , ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации, и , соответственно , типы легитимности. Один из них -- идеологическая легитимность. Ее суть состоит в том в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие властей интересам народа, нации или класса , ее право управлять . В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «се то, что индивид и группа могут использовать для влияния на других». 5
Такое понимание ресурсов достаточно общо и не позволяет дифференцировать различные элементы власти (ее субъект, объект, средства), поскольку в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.); некоторые свойства объекта (например его политическую доверчивость, привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в стане оппозиции и т.п.), а также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.). При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.
Поэтому для
изучения власти и ее структуры предпочтительнее
более узкая трактовка
Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.
Глава 2. Политическая власть и сферы ее влияния.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
Стабильность и эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев – элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бразилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.6
Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Эго связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.7
Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти возможно прежде всего на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.
Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.
Заключение.
Изучение мирового опыта современной политической мысли принципиально важно для модернизации российской политической культуры. Это не означает, однако, ее слепое моделирование по иностранным образцам. Напротив, изучение успехов и неудач предшествующих политических теорий позволит осмыслить глубину проблем, оценить специфику отечественных политических традиций и свои собственные возможности на фоне действительного объема того, что предстоит сделать. Это, вероятно, поможет избежать промахов и ошибок, подобных совершенным в последние десятилетия и, особенно, в недавние годы. Основными причинами просчетов были легкое отношение к задачам политологии, поверхностное подражательство, иллюзии.
Вместе с тем новый российский опыт попыток совершенствования властных отношений не был бесплодным. Хотя многие компоненты современной политологии симулировались, немало идей, организационных схем и принципов поведения, принесли немало выгоды российской политической мысли в изучении аспектов власти.
Литература.
1 Власть , демократии , привилегии . И. В. Бестужев - Лада . Вопросы философии. - 1991. - № 7. – С. 12.
2 Коротец И.Д. Теория политологии . Р.На Дону 1998 . С. 90.
3 Амелин В. Власть как общественное явление. // Социально – политические науки. – 1991. – №2. – с. 15.
4 Коротец И.Д. Теория политологии . Р.На Дону 1998 . С. 98.
5 Пугачев В.П. Введение в политологию М. – 2000. С. 109.
6 Гаджиев К.С. Политология . М . – 1994. С. 56.
7 Амелин В. Власть как общественное явление. // Социально – политические науки. – 1991. – №2. – с. 17.