Таким образом, власть исходит из практического
умения субъекта реализовывать свой потенциал.
Поэтому сущность власти неразрывно связывается
с волей субъекта, способствующей перенесению
намерений из сферы сознания в область
практики, и его силой, обеспечивающей
необходимое для доминирования навязывание
своих позиций или подчинение. И сила,
и воля субъекта в равной мере являются
ее неизменными атрибутами.
Поэтому, даже заняв выгодную позицию,
субъект должен уметь использовать свой
шанс, реализовать новые возможности.
Таким образом политическая власть как
относительно устойчивое в социальном
плане явление обязательно предполагает
наличие субъекта, наделенного не формальными
статусными прерогативами, а умениями
и реальными способностями к установлению
и поддержанию отношений своего властного
доминирования (со стороны партии, лобби,
корпорации и др.) в условиях непрерывной
конкуренции.
В зависимости от того, насколько эффективны
применяемые субъектом средства поддержания
своего доминирования, его власть может
сохраниться, усилиться или, уравновесившись
активностью другой стороны, достичь равновесия
взаимных влияний (состояние безвластия).
Достижение такого баланса сил (эквилибр)
будет стимулировать к тому, чтобы заново
ставить вопрос либо о переходе сторон
к формам сотрудничества, кооперации,
либо о вовлечении их в новый виток конкуренции
для завоевания новых позиций доминирования.
Учитывая, что в политической сфере главным
субъектом власти является группа, политическую
власть можно определить как систему институционально
(нормативно) закрепленных социальных
отношений, сложившихся на основе реального
доминирования той или иной группы в использовании
ею прерогатив государства для распределения
разнообразных общественных ресурсов
в интересах и по воле своих членов.
- Источники власти
Источники власти - это средства, используемые
субъектами
власти для воздействия на подвластных
с целью достижения поставленных целей.
В самом общем виде ответ на эти вопросы
состоит в следующем: власть произрастает
из субъективных различий людей, из объективной
неоднородности их положения в обществе.
Следовательно, источники власти весьма
разнообразны. В политологии в качестве
таковых чаще всего указываются, физическая
сила, богатство, знания, занимаемое положение
и организация.
- Физическая сила, должно быть, явилась
изначальным основанием власти. Этот источник
власти опирается на страх как фактор
достижения желаемого поведения. Данный
вывод следует из рассмотрения вопросов
происхождения и сущности государства.
В первоначальном акте выяснения «кто
есть кто» господствующее положение занял
тот, кто обладал большей физической силой и с ее помощью смог
навязать свою волю соперникам. Но физическая
сила и сегодня выступает одним из оснований
власти.
- Богатство с незапамятных времен выступает
источником власти по той простой, но убедительной
причине, что его владельцы могут обеспечить
людям средства существования. Взамен
собственники получают повиновение своей
воле тех, кто зависит от них материально.
Следовательно, данный источник власти
опирается на интерес отдельного человека
или группы. В современном мире само по
себе богатство может и не быть непосредственным
источником власти. Однако возможности
обладателей богатства оказывать влияние
на доступ к власти сегодня, пожалуй, велики
как никогда ранее. Например, щедрая оплата
соответствующей работы средств массовой
информации может явиться решающим фактором
в обеспечении господствующего положения
той или иной политической группировки.
- Знания, информация, опыт всегда служили
источником власти. Это было замечено
еще в древности. Действительно, история
дает множество примеров того, каким влиянием
при царствующих особах пользовались
обладатели знаний. Значение знаний, практического
опыта как источника власти особенно возрастает
в условиях развитых цивилизаций, жизнь
которых требует владения самой разнообразной
и обширной информацией, а также множеством
всевозможных умений и навыков.
- Занимаемое положение с древнейших времен
служило важным источником власти. В традиционных
обществах принадлежность к привилегированному
сословию являлась непременным условием
доступа к власти. В современном обществе
занимаемое положение или, что тоже самое,
социальный статус личности является
одним из важнейших источников власти.
Организация также является одним из самых
мощных источников власти. Она издавна
служила не только мобилизации людей и
материальных ресурсов, но и претворению
в жизнь принимаемых властных решений. Фактически
занимаемая должность имеет смысл в качестве
источника власти только как элемент организации.
- Харизма. Источником власти выступает
и харизма, т.е. культ личности руководителя.
Она обладает большой гибкостью, не требует
ни длительного времени для своего формирования,
ни рационального набора общепризнанных
норм. Руководитель харизматического
типа часто становиться национальным
героем, символизирующим идеалы страны.
- Престиж. Власть основывается на отождествлении
или стремлении к отождествлению индивида
или группы с другими индивидами или группой,
обладающими более высокими позициями
на сложившейся в обществе шкале оценок
престижности социального статуса, должности
и т. д. Чем сильнее идентификация объекта
власти с ее субъектом, тем сильнее власть
последнего.
- Авторитет. Власть строится
на силе привычки, традиций, культурных
ценностей, на принятии данной структуры
социальных отношений как уходящей вглубь веков данности (так было, так есть,
так будет), структуры, предполагающей
границы, за которые не может выйти ни
объект, ни субъект власти. Это чувство
«долженствования», проявляющееся в привычке
поступать так, как принято, воспитывается
родителями, учителями, религией, этической
системой.
- Закон (в самом широком смысле: как юридически-правовые нормы, закрепляющие право на власть в виде управленческого статуса, руководящей должности и т. д.). В данном случае речь идет о власти, которая зиждется на влиянии, проистекающем из признания другими, вне зависимости от их субъективного восприятия тех, кто властвует, от права последних вводить нормативные распоряжения или отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение.
В настоящее время существует социально-
психологическая классификация источников
власти, предложенная Х. Хекхаузеном, и
принятая в отечественной политической
психологии. Выделяются шесть источников
власти и даются их характеристики.
1. Власть вознаграждения. Ее сила
определяется ожиданием объекта
власти того, в какой мере субъект
в состоянии удовлетворить один
из его (объекта) мотивов, и насколько
субъект поставит это удовлетворение
в зависимость от желательного
для него поведения объекта
власти. Власть вознаграждения в
политике практически не применяется,
хотя использование этого источника
власти является одним из самых
эффективных в управлении поведением
человека.
2. Власть принуждения. Определяется
ожиданием со стороны объекта
той меры, в какой субъект способен
наказать его за нежелательные
для него действия, фрустрацией
того или иного мотива и
того, насколько субъект сделает
неудовлетворение мотива зависящим
от нежелательного поведения
объекта власти. Принуждение заключается
в том, что пространство возможных
действий объекта власти в
результате угрозы наказания
суживается. Это самый часто применяемый
и в политике, и в повседневной
жизни источник власти. Традиционное
выражение «Не пора ли власть
употребить?» подразумевает, в первую
очередь, применение силы по отношению
к оппонентам.
3. Нормативная власть. Субъект власти
имеет право контролировать соблюдение
определенных правил поведения
и в случае необходимости настаивать
на них. Нахождение в иерархии
властных отношений подразумевается
должностным положением самого
носителя власти и обязательном
подчинении установленным правилам
и нормам объекта власти.
4. Власть эталона. Основана она
на идентификации объекта с
субъектом и желанием объекта
быть похожим на субъект власти
по различным параметрам и
характеристикам (основания могут
быть различными – личностными
и психологическими, профессиональными
и моральными и т.д.).
5. Власть знатока. Ее сила зависит
от величины приписываемых субъекту
власти со стороны объекта
особых знаний, умений, навыков, относящихся
к сфере того поведения, о котором
идет речь.
6. Информационная власть. О ее
наличии можно говорить в том
случае, когда субъект владеет
информацией, способной заставить
объект власти увидеть последствия
своего поведения в новом свете.
3. Структурные
элементы власти