Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:41, контрольная работа
Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воли с целью поддержания целостности и стабильности общества.
В данной работе я рассмотрю сущность власти и ее основные виды. Постараюсь дать наиболее полное определение понятию "власть". Рассмотрю особенности политической власти, ее формы и функции.
А так же рассмотрю множество подходов к определению сущности власти через основные концепции.
Введение
Природа власти, ее разновидности и структура…………………………………………4
Политическая власть и ее особенности. Легитимность власти………………………...7
Принципы делегирования власти. Три «ветви» власти………………………………...10
Заключение
Список литературы
Кафедра права
Контрольная работа
на тему: «Власть в обществе. Особенности политической власти»
по курсу «Политологии»
КОСТРОМА
2013
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Вся жизнь людей неразрывно связана
с властью, которая является наиболее
мощным средством защиты человеческих
интересов, воплощения планов людей,
урегулирования их противоречий и конфликтов.
Ключевая разновидность власти – власть
политическая – обладает колоссальными
конструирующими способностями, представляет
самый мощный источник развития общества,
орудие социальных преобразований и трансформаций.
Однако, наряду с созидательными возможностями,
политическая форма власти может не только
созидать или объединять общество, но
и разрушать те или иные социальные порядки,
дезинтегрировать человеческие сообщества.
Она может быть жестокой и несправедливой
силой, этаким злым демоном общества, потрясающим
его устои и обрывающим судьбы стран и
народов.
По своей природе и происхождению власть,
как таковая, – явление социальное. Складываясь
и существуя в различных областях человеческой
жизни, она способна проявляться в самых
различных сферах общественной жизни
и в разных формах: то в качестве морального
авторитета, то в виде экономического
или информационного господства, то в
форме правового принуждения и т.д. При
это власть может различаться и по объему (семейная, международная
и др.), и по объекту (личная, партийная, общественная
и т.д.), и по характеру применения (демократическая,
бюрократическая, деспотическая и т.д.),
и по другим признакам.
Будучи неотъемлемой
стороной социальной жизни, власть развивается
в процессе эволюции человеческого сообщества,
приобретая те или иные формы в зависимости
от различных этапов исторической эволюции
и общественных изменений. Как непременный
спутник развития общества власть возникла
задолго до появления государства и его
политической сферы. Приблизительно 40
тыс. лет она существовала в догосударственных
и дополитических формах, выступая в качестве
способа поддержания баланса внутриклановых
отношений в виде господства вождей, шаманов
и других лидеров первобытных обществ.
С момента образования государства,
т.е. в течение последних 5 тыс. лет, власть
существует и в своей политической, публичной
форме. Причем начальные, патриархальные
(традиционные) формы политической власти
серьезно отличались от ее современных
форм. В частности, в политическом пространстве
того времени отсутствовали какие-либо
посредники между населением и государственными
структурами, институт разделения властей
или какие-либо иные элементы организации
сложной межгрупповой конкуренции.
В настоящее время в обществе складываются формы надгосударственной политической власти, сосуществующие с аналогичными способами регулирования социальных отношений отдельными (национальными) государствами. Так, ООН формирует всемирную систему международных, а Евросоюз – региональную систему властных отношений, в рамках которых отдельные государства несут определенную ответственность за соблюдение ими прав человека, выполнение межгосударственных договоренностей, за охрану природы и т.д. Их соответствующие институты – Совет Безопасности и Европарламент – контролируют исполнение отдельными государствами и частными организациями обязательных для них решений, применяя для этого систему конкретных мер воздействия: от торговых санкций и приостановки членства в международных организациях до экономической блокады и проведения военных акций в отношении отдельных государств.
Структура
власти - это те компоненты, без которых она
не состоится. Таковыми являются её субъект,
объект, подчинение объекта, источники
и ресурсы власти.
Власть может осуществиться только посредством
взаимодействия субъекта власти и ее объекта.
Субъект выражает свою волю по отношению
к объекту через приказ (распоряжение,
команду), сопровождающийся угрозой санкции
в случае его невыполнения.
Источником власти субъекта
(властное первоначало) может выступать
его сила, красота, богатство, авторитет.
Наконец, власть может порождаться традицией
(власть родителей над детьми, власть старейшин)
и законом, который предоставляет субъекту
власти право требовать и использовать
различные ресурсы. Специфическим источником
власти выступают знания, обладание какой-либо
информацией.
Субъекты политической власти имеют
многоуровневый характер: ее первичный
уровень представлен индивидами, вторичный
- политическими организациями, субъекты
более высокого уровня – политические
элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по другим
критериям.
Субъекты власти могут быть рассмотрены,
кроме того, и через призму их
публичности, открытости для общества.
С этой позиции можно выделить:
Власть не может существовать без подчинения объекта. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: средств (ресурсов) воздействия, которыми располагает субъект, и от мотивации подчинения, которая может быть вызвана:
Ресурсы власти представляют собой все то, что может
быть использовано для влияния на других,
что повышает потенциал и силу воздействия
субъекта власти.
Существуют открытые и скрытые типы воздействия.
В открытом влияние используются такие ресурсы, как:
Скрытое
влияние предполагает использование методов
убеждения, т.е. рациональных аргументов,
или внушения. В зависимости от того, какие
ресурсы используются, говорят о трех
способах властвования - господстве, влиянии
и стимулировании.
Существуют и другие классификации ресурсов.
Например, ресурсы подразделяются в зависимости
от сфер жизнедеятельности.
Экономические ресурсы -
материальные ценности, необходимые для
общественного производства и потребления,
деньги, плодородные земли, продукты питания
и т.д.
Социальные ресурсы - социальные
и демографические структуры, социальная
инфраструктура: образование, медицинское
обслуживание, социальное обеспечение
и т.д.
Культурно-информационные
ресурсы - знания и информация, а также
средства их получения и распространения:
институты науки и образования, СМИ и др.
Посредством этих институтов контролируется
формирование общественного мнения. Особенно
большую роль на политическую жизнь оказывают
СМИ. Кто контролирует СМИ, тот и обладает
ресурсами убеждения и внушения.
Административно-правовые ресурсы - система
управления, совокупность властных учреждений.
Силовые ресурсы - это оружие и аппарат
физического принуждения (армия, полиция,
спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура
с их вещественными атрибутами: зданиями,
снаряжением, тюрьмами).
Легитимность власти
Дееспособность власти
во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности
политической власти. В легитимности отражается
отношение граждан к власти. Ее можно определить
как состояние власти, когда она
признается большинством народа законной
и справедливой. Легитимность и авторитетность
власти - явления в определенной мере совпадающие.
Легитимность означает согласие народа
с властью, когда он добровольно признает
ее право принимать решения, которые должны
выполняться. Чем ниже уровень легитимности,
тем чаще власть будет опираться на силовое
принуждение. От легитимности следует
отличать легальность власти. Это
юридическое понятие, означающее соответствие
власти действующим законам. Например,
власть президента легальна, т.к. он избран
в соответствии с законом и в осуществлении
своих полномочий опирается на закон;
власть монарха легальна, т.к. не был нарушен
порядок престолонаследия.
Между легитимностью и легальностью может
быть противоречие. Не все законы, принятые
в соответствии с установленной процедурой,
могут оцениваться населением как справедливые,
наконец, законно избранная власть в случае
невыполнения своих обещаний, неудачного
экономического курса, приведшего к резкому
падению уровня жизни, может утратить
доверие со стороны общества. В этом случае
наблюдается процесс делегитимации власти.
В то же время нелегальная по своему происхождению
власть может быть оправдана и поддержана
народом. История знает множество подобных
примеров: свержение монархий в ходе буржуазных
революций, революции в России в 1917 г.,
провозглашение Наполеона императором.
Нарушив предшествующий правопорядок,
новая власть, в конечном счете, обеспечила
себе легитимацию.
Легитимация - это способ
или процесс, посредством которого власть
получает оправдание. Идеальной легитимности
(уровень 100% поддержки населением) не бывает.
В любом обществе есть люди, нарушающие
законы или относящиеся к власти апатично.
Наконец, в демократическом обществе существует
оппозиция официальной власти. Следовательно,
любая власть должна подтверждать свой
авторитет, доказывать населению, что
именно она в наибольшей степени соответствует
его интересам.
Легитимность имеет отношение как к политическому
режиму, в том числе форме правления, так
и к конкретным персональным субъектам
власти. Это создает еще одну линию возможного
противоречия в рамках легитимности. При
легитимном политическом режиме конкретные
политические лидеры (президенты, монархи)
могут утратить поддержку народа. В условиях
демократии это противоречие разрешается
посредством выборов.
Каким образом власть приобретает легитимность?
Обратимся к теории легитимности М. Вебера,
которая считается классической в политологии.
Он выделил три возможных типа легитимности
(господства) в зависимости от ее источников.
Информация о работе Власть в обществе. Особенности политической власти