Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:04, курсовая работа
Актуальность изучения политической культуры современной России заключается в том , что как политический институт она проходит этап своего становления.
Целью работы является раскрытие сущности политической культуры России, характерных черт и проблем развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-определение понятия «политическая культура»
-определение составных элементов политической культуры
-анализ социокультурных предпосылок развития политической культуры России -выделение основных черт современной политической культуры России
Введение………………………………………………………………..3
Глава1. Понятие политической культуры
Типология политических культур ……………………………….. 5
Глава2.Политическая культура России
2.1.Социальные факторы, традиции, определяющие особенности российской политической культуры…………….. 10
2.2.Основные черты российской политической культуры…......12
2.3.Старое и новое в политической культуре россиян………….14
Глава3. Влияние политической культуры……………………….17
Заключение…………………………………………………………...20
Список использованных источников и литературы…………....22
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава1. Понятие политической культуры
Типология политических культур ……………………………….. 5
Глава2.Политическая культура России
2.1.Социальные факторы, традиции, определяющие особенности российской политической культуры…………….. 10
2.2.Основные черты российской политической культуры…......12
2.3.Старое и новое в
политической культуре россиян…
Глава3. Влияние политической культуры……………………….17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………....22
Введение
Несмотря на то, что интерес к изучению политической культуры современного общества в последнее время значительно вырос, нельзя говорить о достаточной разработанности данной проблемы. Подтверждением могут служить различные трактовки самого термина « политическая культура» и многочисленные дискуссии исследователей о ее структуре и месте в механизме функционирования политической системы.
Одним из самых актуальных вопросов изучения политической культуры России является вопрос о форме демократии в стране. Некоторые зарубежные исследователи считают, что направленность на становление демократической культуры в России обречена на неудачу, потому что русские не уважают демократию так, как уважают автократию( это связано как с объектами, так и с субъективными факторами развития политической культуры России). Нельзя спорить с тем, что у каждого народа есть определенный генотип, влияющий на все процессы, происходящие в обществе. Так и формирующаяся государственность в России носит противоречивый характер. С одной стороны, старые государственные структуры приспосабливаются к новым условиям, а с другой – создаются новые механизмы и институты. Современная политическая культура России носит переходный характер.
Актуальность изучения политической культуры современной России заключается в том , что как политический институт она проходит этап своего становления.
Целью работы является раскрытие сущности политической культуры России, характерных черт и проблем развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-определение понятия «политическая культура»
-определение составных элементов политической культуры
-анализ социокультурных
предпосылок развития
-определение путей развития
политической культуры
1.Понятие политической культуры.
Типология политических культур.
Понятие политических культур возникло в русле западной научной традиции. Так, словосочетание « политическая культура» возникло в трудах немецкого ученого И.Гердера в ХVIII веке в его работе « Идеи к философии истории человечества». Но научного определения данному понятию просветитель не дал.
Как научная категория понятие «политической культуры» возникло в современной науке. На сегодняшний день существует множество определений термина и в разных учебниках оно дается по-разному. Но общепризнанным является определение, данное американским ученым Г. Алмондом в статье « Сравнительные политические системы» (1956). Позже с С.Вербой в работе «Гражданская культура» он определил политическую культуру как « систему ценностей, глубоко укоренившихся в сознании мотивации или ориентаций и установок, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике»1. Таким образом, политическую культуру моно определить как ценностно- нормативную систему, которая включает в себя политические традиции, политическое сознание и политическое поведение. Политическая культура в каждый данный момент – это общий итог освоения опыта современной цивилизации, политического образования.
Во второй половине 60-70-х годов развитие категории было связанно с именами американских социологов и политологов Р. Маркрис, В Нойман, Д. Марвик и другими. Термин «политическая культура» стал важнейшим инструментом исследования политических процессов, явлений.
На сегодняшний день существует множество работ, которые посвящены изучению важнейших аспектов политической культуры страны и регионов.
Определение содержания политической культуры требует четкого представления о ее структуре. Элементами структуры политической культуры являются следующие категории:
-политические представления,
-политические ценности и ценностные ориентации,
-политические установки,
-политическое поведение,
-политические традиции.
Н.Баранов объединил все эти многочисленные элементы в основные группы: познавательная ( политические знания, образованность, сознания способы политического мышления), нравственно - оценочная( политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения) и поведенческая( политические установки , типы, формы, стили).2
Политическая культура объединяет в себе совокупность факторов и элементов общественного сознания, связанных с общественно-политическими институтами и политическими процессами, влияющими на формирование и развитие их. Можно сказать словами Г.Алмонда и С. Вербы: «Мы говорим о политической культуре точно так же , как мы можем говорить об экономической культуре или религиозной культуре».3
В политической жизни общества
политическая культура выполняет ряд
определенных функций. Среди важнейших
можно выделить :нормативную
( заключающуюся в определении норм и стандартов
политического поведения), идентификация
( определение себя как члена определенной
группы), ориентации ( включающую стремление
человека к смысловому отображению политических
явлений), адаптации( выражающей потребность
индивида в приспособлении к политической
среде), Социализации
( приобретение политических навыков и
знаний), репродукции
С точки зрения теории типов политической культуры каждой политической культуре страны свойственна особая модель, в которой тесно переплетаются доминирующая культура, субкультура и контркультура. Доминирующая культура- это определенное сочетание основных элементов культуры , которые принимаются и разделяются большинством населения. В нее входят общенациональные символы ,ценности, нормы. Культурные символы , ценности и нормы поведения, тесно связанны с доминирующей культурой, но и отличающейся от нее, называется субкультурой. Контркультура- это совокупность символов, ценностей, норм и образцов поведения, противостоящих доминирующей культуре.4
Типологию политической культуры можно строить по разным основаниям. Так , можно говорить о политической культуре отдельных обществ( политическая культура Франции и Германии), регионов ( европейская политическая культура), по классовой стратификации политической системы ( социалистическая политическая культура ), по историческим этапам развития общества( политическая культура традиционного общества).
Но особой популярностью пользуется типология, разработанная Г. Алмандом и С. Вербой. Проанализировав политические культуры 13 стран, ученые выделили три идеальных типа политической культуры : приходской, подчинения и участия .
Приходской тип политической культуры распространен в обществах, где нет самостоятельных политических институтов. Члены таких обществ не интересуются политикой и поэтому не связывают факты жизни с политической системой. Разделение властей отсутствует, и власть олицетворяет вождь или иное лицо, которое решает все вопросы общественной жизни единолично.
Подчинение (подданнический тип политической культуры) характерен для обществ, пассивных в отношении политики. Члены общества покорно ждут милости от «начальства». Хорошо понимая устойчивость политической системы, сообщество не считает себя способным влиять на решение власти.
Участия( партиципантный тип политической культуры) господствует в обществах, члены которого являются политически активными и грамотными. Каждый гражданин считает возможным влияние на принятие политических решений.
Но так как эти типы являются идеальными ,в чистом виде они не встречаются .В реальности в обществах различают смешанный тип политической культуры, который Г. Алмонд и С. Верба назвали «гражданской культурой».
В середине 90-х годов ХХ века появилась усовершенствованная типология политических культур , разработанная голландскими учеными –политологами Хьюнком и Хикспурсом.
В основу классификации легли лишь две группы –пассивные и активные политические культуры . К пассивным относятся уже известные нам политологи Г. Алмонда и С. Вербы приходская культура и культура подчинения . Помимо этих типов к группе пассивных культур относится так называемая « культура наблюдателей»5 (отличающаяся более высоким уровнем субъективного политического интереса к фактам и явлениям политики ).Пассивной эта группа называется потому, что характерной чертой вышеперечисленных культур является политическая апатия.
К активным типам относятся культуры протестная (низкий уровень политических интересов и доверия к власти),клиенистская (низкий уровень политических интересов при доверии к власти ),автономная (средний уровень интереса к политике и низкий уровень доверия),гражданская (средний уровень интересов при высоком уровне доверия ),уже известная культура участия (высокий уровень политического интереса при низком уровне доверия )и гражданская участия ( высокий уровень интересов при высоком уровне доверия).Характерной чертой указанных культур является высокий уровень участия в политических процессах ,а также убежденность людей в реальной возможности влиять на применяемые властью решения.
Помимо этих классических типологий существуют и специфические. Например ,типология предложения У. Розенбаумом. Он берет за основу степень согласованности общества относительно основополагающих политических ценностей, и наличие и специфику субкультур. Исследователь выделил два крайних варианта политической культуры: интегрированную и фрагментарную.
Для фрагментарной культуры характерно отсутствие согласия относительно базовых понятий политического устройства страны, преобладание местных политических авторитетов над национальными, отсутствие процедур улаживания социальных конфликтов и доверия между отдельными группами общества.
Для интегрированной политической культуры характерны непротиворечивость политических идентификаций , низкий уровень политического насилия, преобладание гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверие в политических отношениях социальных групп.
2. Политическая культура России.
2.1. Социальные факторы, традиции, определяющие особенности российской политической культуры.
Политическая культура представляет собой результат развития многих сотен лет. Это развитие включает в себя политические знания, политическое сознание, политическое поведение, политическое мышление ,-одним словом , все то, что входит в понятие « политическая культура».
Развитие перечисленных структур элементов обусловлено социально –экономическими, национально-культурными и общественно-историческими факторами .
Развитие политической культуры и ее современное состояние во многом обусловлено социокультурными факторами .
Политическая культура Древней Руси приобрела вечевую форму .Такая форма препятствовала принятию нововведений и во многом ограничивала возможность формирования централизованного государства. Вечевой образ жизни оказал большое влияние на образование государственности.
Огромное влияние на формирование политической культуры оказало и географическое положение России между Европой и Азией. Россия стала преемницей и европейского типа культуры, ставящего во главу угла личность и ее свободы, и азиатского, основой которого является общество, коллектив и государство . Взаимодействие двух типов культур в России принимает разные формы и характеризует культуру России как во многом противоречивую, конфликтную. Спор «западников»и « славянофилов» по поводу пути России является ярким тому подтверждением .И такая противоречивость сохраняется и по сей день.
Важным фактором в развитии политической культуры являлось геополитическое пространство, на котором уживались народы с разными типами культур. По утверждению Баранова, в таких условиях формировалась этатистская ориентация политической культуры .6 Точнее выразил эту мысль исследователь Э.Баталов, написавший , что в России государство воспринимается как « становой хребет цивилизации, гарант целостности и существования общества , устроитель всей жизни».7
Помимо этатизма геополитическое положение России сформировало две главные черты русского характера , которые отмечал Д.Лихачев в статье « О национальном характере русских»: преданность идее свободы и максимализм ,стремление во всем доходить до крайности, до предела. Освоение громадных территорий России происходило не только за счет сильной государственной власти, но и силами беглых крестьян. Вольнолюбие как и основа сформировала ценный культурный класс- русское казачество.