Влияние политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения политической культуры современной России заключается в том , что как политический институт она проходит этап своего становления.
Целью работы является раскрытие сущности политической культуры России, характерных черт и проблем развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-определение понятия «политическая культура»
-определение составных элементов политической культуры
-анализ социокультурных предпосылок развития политической культуры России -выделение основных черт современной политической культуры России

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава1. Понятие политической культуры
Типология политических культур ……………………………….. 5
Глава2.Политическая культура России
2.1.Социальные факторы, традиции, определяющие особенности российской политической культуры…………….. 10
2.2.Основные черты российской политической культуры…......12
2.3.Старое и новое в политической культуре россиян………….14
Глава3. Влияние политической культуры……………………….17
Заключение…………………………………………………………...20
Список использованных источников и литературы…………....22

Файлы: 1 файл

политическая культура России.docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………..3

 Глава1. Понятие  политической культуры

      Типология политических культур ……………………………….. 5

Глава2.Политическая культура России

2.1.Социальные факторы, традиции, определяющие     особенности российской политической культуры…………….. 10

2.2.Основные черты российской  политической культуры…......12

2.3.Старое и новое в  политической культуре россиян………….14

Глава3. Влияние политической культуры……………………….17

Заключение…………………………………………………………...20

Список использованных источников и литературы…………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Несмотря на то, что интерес к изучению политической культуры современного общества в последнее время значительно вырос, нельзя говорить о достаточной разработанности данной проблемы. Подтверждением могут служить различные трактовки самого термина « политическая культура» и многочисленные дискуссии исследователей о ее структуре и месте в механизме функционирования политической системы.

Одним из самых актуальных вопросов изучения политической культуры России является вопрос о форме демократии в стране. Некоторые зарубежные исследователи считают, что направленность на становление демократической культуры в России обречена на неудачу, потому что русские не уважают демократию так, как уважают автократию( это связано как с объектами, так и с субъективными факторами развития политической культуры России). Нельзя спорить с тем, что у каждого народа есть определенный генотип, влияющий на все процессы, происходящие в обществе. Так и формирующаяся государственность в России носит противоречивый характер. С одной стороны, старые государственные структуры приспосабливаются к новым условиям, а с другой – создаются новые механизмы и институты. Современная политическая культура России носит переходный характер.

Актуальность изучения политической культуры современной России заключается в том , что как политический институт она проходит этап своего становления.

Целью работы является раскрытие сущности политической культуры России, характерных черт и проблем развития.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-определение понятия  «политическая культура»

-определение составных элементов политической культуры

-анализ социокультурных  предпосылок развития политической  культуры России       -выделение основных черт современной политической культуры России

-определение путей развития  политической культуры современной  России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие политической  культуры.

Типология политических культур.

Понятие политических культур возникло в русле западной научной традиции. Так, словосочетание « политическая культура» возникло в трудах немецкого ученого И.Гердера в ХVIII веке в его работе « Идеи к философии истории человечества». Но научного определения данному понятию просветитель не дал.

Как научная категория понятие «политической культуры» возникло в современной науке. На сегодняшний день существует множество определений термина и в разных учебниках оно дается  по-разному. Но общепризнанным является определение, данное американским ученым           Г. Алмондом в статье « Сравнительные политические системы» (1956). Позже с С.Вербой в работе «Гражданская культура» он определил политическую культуру как « систему ценностей, глубоко укоренившихся в сознании мотивации или ориентаций и установок, регулирующих поведение людей  в ситуациях, имеющих отношение к политике»1. Таким образом, политическую культуру моно определить как ценностно- нормативную систему, которая включает в себя политические традиции, политическое сознание и политическое поведение. Политическая культура в каждый данный момент – это общий итог  освоения опыта современной цивилизации, политического образования.

Во второй половине 60-70-х годов развитие категории было связанно с именами американских социологов и политологов  Р. Маркрис, В Нойман,  Д. Марвик и другими. Термин «политическая культура» стал важнейшим инструментом исследования политических процессов, явлений.

На сегодняшний день существует множество работ, которые посвящены изучению важнейших аспектов политической культуры страны и регионов.

Определение содержания политической культуры требует четкого представления о  ее структуре. Элементами структуры политической культуры являются следующие категории:

-политические представления,

-политические ценности  и ценностные ориентации,

-политические установки,

-политическое поведение,

-политические традиции.

Н.Баранов объединил все эти многочисленные элементы в основные группы: познавательная ( политические знания, образованность, сознания способы политического мышления), нравственно - оценочная( политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения) и поведенческая( политические установки , типы, формы, стили).2

Политическая культура объединяет в себе совокупность факторов и элементов общественного сознания, связанных с общественно-политическими  институтами и политическими процессами,  влияющими на формирование и развитие их. Можно сказать словами Г.Алмонда и С. Вербы: «Мы говорим о политической культуре точно так же , как мы можем говорить об экономической культуре или религиозной культуре».3

В политической жизни общества политическая культура выполняет ряд определенных функций. Среди важнейших можно выделить :нормативную    ( заключающуюся в определении норм и стандартов политического поведения), идентификация ( определение себя как члена определенной группы), ориентации ( включающую стремление человека к смысловому отображению политических явлений), адаптации( выражающей потребность индивида в приспособлении к политической среде), Социализации                   ( приобретение политических навыков и знаний), репродукции                            ( преемственность  политических традиций ).

С точки зрения теории типов политической культуры каждой политической культуре страны свойственна особая модель, в которой тесно переплетаются доминирующая культура, субкультура и контркультура. Доминирующая культура- это определенное сочетание основных элементов культуры , которые принимаются и разделяются большинством населения. В нее входят общенациональные символы ,ценности, нормы. Культурные символы , ценности и нормы поведения, тесно связанны с доминирующей культурой, но и отличающейся от нее, называется субкультурой. Контркультура- это совокупность символов, ценностей, норм и образцов поведения, противостоящих доминирующей культуре.4

Типологию политической культуры можно строить по разным основаниям. Так , можно говорить о политической культуре отдельных обществ( политическая культура Франции и Германии), регионов                    ( европейская политическая культура), по классовой стратификации политической системы ( социалистическая политическая культура ), по историческим этапам развития общества( политическая культура традиционного общества).

Но особой популярностью пользуется типология, разработанная Г. Алмандом и С. Вербой. Проанализировав политические культуры 13 стран, ученые выделили три идеальных типа политической культуры : приходской, подчинения и участия .

Приходской тип политической культуры распространен в обществах, где нет самостоятельных политических институтов. Члены таких обществ не интересуются политикой и поэтому не связывают факты жизни с политической системой. Разделение властей отсутствует, и власть олицетворяет вождь или иное лицо, которое решает все вопросы общественной жизни единолично.

Подчинение (подданнический тип политической культуры) характерен для обществ, пассивных в отношении политики. Члены общества покорно ждут милости от «начальства». Хорошо понимая устойчивость политической системы, сообщество не считает себя способным влиять на решение власти.

Участия( партиципантный тип политической культуры) господствует в обществах, члены которого являются политически активными и грамотными. Каждый гражданин считает возможным влияние  на принятие политических решений.  

Но так как эти типы являются идеальными ,в чистом виде они не встречаются .В реальности в обществах различают смешанный тип политической культуры, который  Г. Алмонд и С. Верба назвали «гражданской культурой».

В середине 90-х годов ХХ века появилась усовершенствованная типология политических культур , разработанная голландскими учеными –политологами  Хьюнком и Хикспурсом.

В основу классификации легли лишь две группы –пассивные и активные политические культуры . К пассивным относятся уже известные нам политологи Г. Алмонда и С. Вербы приходская культура и культура подчинения . Помимо этих типов к группе пассивных культур относится так называемая « культура наблюдателей»5 (отличающаяся более высоким уровнем субъективного политического интереса к фактам и явлениям политики ).Пассивной эта группа называется потому, что характерной чертой вышеперечисленных культур  является политическая апатия.

К активным типам относятся культуры протестная (низкий уровень политических интересов и доверия к власти),клиенистская (низкий уровень политических интересов при доверии к власти ),автономная (средний уровень интереса к политике и низкий уровень доверия),гражданская (средний уровень интересов при высоком уровне доверия ),уже известная культура участия (высокий уровень политического интереса при низком уровне доверия )и гражданская участия ( высокий уровень интересов при высоком уровне доверия).Характерной чертой указанных культур является высокий уровень участия в политических процессах ,а также убежденность людей в реальной возможности влиять на применяемые властью решения.

Помимо этих классических типологий существуют и специфические. Например ,типология предложения У. Розенбаумом. Он берет за основу степень согласованности общества относительно основополагающих политических ценностей, и наличие и специфику субкультур. Исследователь выделил два крайних варианта политической культуры: интегрированную и фрагментарную.

Для фрагментарной культуры характерно отсутствие согласия относительно базовых понятий политического устройства страны, преобладание местных политических авторитетов над национальными,  отсутствие процедур улаживания социальных конфликтов и доверия между отдельными группами общества.

Для интегрированной политической культуры характерны непротиворечивость политических идентификаций , низкий уровень политического насилия, преобладание гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверие в политических отношениях социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политическая  культура России.

2.1. Социальные  факторы, традиции, определяющие особенности  российской  политической культуры.

Политическая культура представляет собой результат развития многих сотен лет. Это развитие включает в себя политические знания, политическое сознание, политическое поведение, политическое мышление ,-одним словом , все то, что входит в понятие « политическая культура».

Развитие перечисленных структур элементов обусловлено социально –экономическими, национально-культурными и общественно-историческими факторами .

Развитие политической культуры и ее современное состояние во многом обусловлено социокультурными факторами .

Политическая культура Древней Руси приобрела вечевую форму .Такая форма препятствовала принятию нововведений и во многом ограничивала возможность формирования централизованного государства. Вечевой образ жизни оказал большое влияние на образование государственности.

Огромное влияние на формирование политической культуры оказало и географическое положение России между Европой и Азией. Россия стала  преемницей и европейского типа культуры, ставящего во главу угла личность и ее свободы, и азиатского, основой которого является общество, коллектив и государство . Взаимодействие двух типов культур в России принимает разные формы и характеризует культуру России как во многом противоречивую, конфликтную. Спор «западников»и « славянофилов» по поводу пути России является ярким тому подтверждением .И такая противоречивость сохраняется и по сей день.

Важным фактором в развитии политической культуры являлось геополитическое пространство, на котором уживались народы с разными типами культур. По утверждению Баранова, в таких условиях формировалась этатистская ориентация политической культуры .6 Точнее выразил эту мысль исследователь Э.Баталов, написавший , что в России государство воспринимается как « становой хребет цивилизации, гарант целостности и существования общества , устроитель всей жизни».7

Помимо этатизма геополитическое положение России сформировало две главные черты русского характера , которые отмечал  Д.Лихачев в статье        « О национальном характере русских»: преданность идее свободы и максимализм ,стремление во всем доходить до крайности, до предела. Освоение громадных территорий России происходило не только за счет сильной государственной власти, но и силами беглых крестьян. Вольнолюбие как и основа сформировала ценный культурный класс- русское казачество.

Информация о работе Влияние политической культуры