Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:14, контрольная работа
По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики.
Введение.
Внешняя политика: понятие и функции.
Цели и средства внешней политики.
Принципы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.
Вывод.
Тема 33. Внешняя политика государства
План:
По своему содержанию политика
представляет собой общественное отношение
прежде всего по поводу власти. Политика
проявляется через деятельность
институтов и учреждений государственной
власти; науку и искусство
В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений.
Каждому термину и понятию можно дать различное множество определений и значений. В зависимости от убеждения конкретного человека или целого государства трактуются по-разному политические, культурные, религиозные и другие явления. Однако, несмотря на это, существуют понятия, которые имеют одинаковое значение во всех странах, не смотря на то, что излагаться термин может различными словами.
Такое понятие как «внешняя
политика государства» также можно
охарактеризовать различным набором
слов и эпитетов, но смысл у данного
определения всегда будет сводиться
к одной небольшой
Внешняя политика осуществляется в иных
общественных условиях, нежели внутренняя.
Международное сообщество имеет свою
собственную децентрализованную структуру,
составными элементами которой являются
суверенные государства. В конечном счете
политические действия на международной
арене опираются в большей мере не на нормативные
акты, подчиняющие отдельные личности
данной государственной власти, а на совместную
деятельность людей и их сотрудничество.
Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности.
Одной из черт, характеризующих
внешнеполитическую деятельность государства,
является способность этого государства
поддерживать политическую стабильность
на должном уровне внутри государства.
Взаимосвязи и
Реализация внутренних функций государства
приобретает различные форма в зависимости
от складывающихся обстоятельств на международной
арене. Можно выделить некоторые виды
внешней политики, характерные для тех
или иных государств в современных условиях.
Одним из таких видов является пассивная
внешняя политика, которая присуща экономически
слабым государствам, вынужденным приспосабливаться
к международной конъюнктуре. Агрессивная
внешняя политика заключается в формировании
собственной внутренней политики и в стремлении
приспособить (посредством внешней политики)
или принудить к изменениям во внутренней
и внешней политике другие государства.
Активная внешняя политика заключается
в интенсивных поисках равновесия между
внутренней и внешней политикой. Консервативная
внешняя политика заключается в активной
или даже агрессивной охране достигнутого
ранее равновесия между внутренней и внешней
политикой. Такая политика характерна
для некоторых бывших супердержав.
Внешняя политика призвана
регулировать взаимоотношения между государствами
и народами, курс того или иного государства,
его представителей на международной
арене, направленный на достижение национально-государственных
интересов. Для определения сущности внешнеполитического
курса любой страны крайне необходим учет
господствующих внутренних социальных
отношений. Будучи "перенесенными"
на международную арену в лице государства,
они становятся государственной внешней
политикой, направленной на сохранение
и упрочение данной структуры общественных
отношений и форм собственности. Любое
государство стремится к тому, чтобы превратить
свою международную политику в важный
инструмент укрепления своих позиций
и достижения своих классовых целей. В
основе внешней политики любого цивилизованного
государства лежат национальные интересы.
Внешняя политика тем самым выражает национальные
интересы на международной арене, избирает
адекватные средства и методы их реализации.
Основными субъектами внешней политики
являются:
Государство, его институты, а также политические
лидеры и главы государств. Государству
принадлежит определяющая роль в формировании
внешнеполитического курса. Успех внешней
политики зависит от объективности и реальности
отражения насущных общественных интересов,
а также от адекватно выработанных средств
и методов реализации этих интересов и
достижения поставленных целей.
Внешняя политика выполняет
некоторые специфические
- Охранительная функция связана с охраной
прав и интересов данной страны и ее граждан
за границей. Ее назначение состоит также
в приспособлении национальной внешнеполитической
стратегии к полистратегиям систем государств.
Реализация этой функции направлена на
предотвращение угрозы для данного государства,
на поиск мирного политического решения
возникающих спорных проблем. Угрозу для
государства могут представлять снижение
имиджа в глазах мирового сообщества,
появление территориальных претензий
со стороны соседних государств, поддержка
сепаратистских движений в собственной
стране со стороны иностранных государств.
Эффективная реализация данной функции
зависит от способности государства и
соответствующих органов и институтов
определить потенциальные источники угрозы
и не допустить нежелательного течения
событий. Институтами, способствующими
реализации охранительной функции, являются
посольства, консульства, представительства,
культурные центры. Специфические задачи
охранительного порядка реализуют также
разведка и контрразведка.
- Информационно-
- Организаторская функция внешней политики
заключаются также в инициативных организаторских
действиях, направленных на поиски выгодных
контактов и создание благоприятных внешнеполитических
условий деятельности государства. Существенное
значение для реализации этих функций
имеет деятельность центральных органов
внешней политики (МИД, посольств).
- Регулирующая функция внешней политики
необходимы для того, чтобы ликвидировать
нарушения равновесия в системе внешнеполитических
связей. В процессе реализации внешнеполитической
деятельности органов государства проявляется
гибкость политической стратегии государства.
Жесткая политическая система всегда
реагирует на нарушение внешнеполитического
равновесия незначительным количеством
реакций, свобода выбора решений невелика.
Мобильность политической системы зависит
от многих факторов, в том числе исторического
опыта системы, основных свойств ее структуры.
В процессе негоциаторной деятельности
проявляется качество дипломатии, осуществляется
приспосабливание средств внешней политики
к ее целям.
Указанные выше функции внешней политики
имеют универсальный характер. Универсальность
возникает вследствие того, что все подсистемы
внешней политики тесно взаимосвязаны,
и ни одна функция в отдельности не может
удовлетворить потребности государства
в достаточной степени.
4. Принципы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.
Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, члены Европейского союза), участники Содружества Независимых Государств, страны мирового Юга, а также многосторонняя дипломатия. Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями. Ключевые внешнеэкономические
задачи на российском направлении –
наращивание объемов Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, четкого и ответственного выполнения ими своих международных обязательств. Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды. Беларусь – надежный партнер Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической стабильности в регионе, но и по стратегически важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией. Мы выступаем за развитие
равноправного диалога и Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового партнерства со странами СНГ на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений – Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства/Таможенного союза, Организации Договора о коллективной безопасности. Мы поддерживаем процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической сфере, поступательного формирования режима свободной торговли, активизации сотрудничества участников Содружества в области борьбы с организованной преступностью, терроризмом, в военной сфере. В рамках Евразийского экономического
сообщества Беларусь заинтересована в
наращивании взаимовыгодного Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; усилению координации действий государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями. Беларусь намерена укреплять
и расширять дальнюю « Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами указанных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики. Основные направления
развития отношений – активизация
политического и экономического
взаимодействия с традиционными
партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,
Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба,
ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание
диалога и активный выход и
закрепление на рынках государств,
имеющих значительный потенциал
для взаимовыгодного Республика Беларусь выступает
за развитие конструктивного и Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Приоритетной задачей
является продвижение ключевых белорусских
инициатив в рамках ООН: о признании
многообразия путей прогрессивного
развития в качестве ценности человеческой
цивилизации; об установлении глобального
партнерства против рабства и
торговли людьми, разработке Стратегии
ООН по борьбе с торговлей людьми;
об отмене практики применения односторонних
принудительных мер для оказания
давления на суверенные государства; о
проведении в рамках ООН Десятилетия
возрождения и устойчивого Интересам Беларуси отвечает усиление значимости Движения неприсоединения как влиятельного субъекта международных отношений; активизация диалога и сотрудничества между ДН и другими крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения. Беларусь выступает за сохранение и дальнейшее укрепление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью устранения существующих недостатков и перекосов в работе и превращения ОБСЕ в эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников. Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. Намерены активно участвовать в деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу. Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь законодательно закреплены в Законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г. № 60-З. Международная активность Беларуси призвана, в первую очередь, обеспечивать безопасность государства и защиту национальных интересов от любых внешних вызовов и угроз, содействовать формированию благоприятных условий для стабильного экономического развития страны и повышения благосостояния граждан. Важным условием является равноправная интеграция Беларуси в мировое политическое, экономическое, культурное пространство. Принципиальное значение для нашего государства имеет обеспечение защиты прав и свобод его граждан за границей, сохранение белорусского этноса за пределами страны. Географическое положение
Республики Беларусь, на территории которой
сходятся важнейшие транспортные пути
между Европой и Азией, и непростая
история страны, испытавшей на себе
разрушительные последствия многочисленных
европейских войн и конфликтов, обусловили
курс на многовекторность внешней политики
как ее фундаментальный принцип,
предполагающий развитие сбалансированных
конструктивных отношений с партнерами
в различных регионах мира. При
выстраивании диалога и взаимовыгодного
сотрудничества с ними Беларусь руководствуется
принципами прагматизма и
5.Вывод.
Международные отношения
охватывают весьма широкую, а поэтому
трудную для понимания область
явлений и процессов, полное познание
которых, теоретическое упорядочение
и анализ их взаимосвязей при нынешнем
состоянии знаний и несовершенстве научного
аппарата почти невозможны.
|
Литература: