Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 16:36, реферат
Человек решительный, самостоятельный, настойчивый, на пути достижения цели или при осуществлении выбора, сравнительно легко преодолевает всевозможные препятствия, как внешние, так и внутренние. Такого человека принято характеризовать как волевого, т.е. обладающего силой воли. Нерешительному же человеку, склонному к сомнениям, поддающемуся влиянию других, бывает довольно сложно сделать тот или иной выбор, заставить себя совершать определенные действия на пути к достижению цели, требующие с его стороны каких-либо усилий. Такого человека обычно называют безвольным, слабохарактерным.
Введение ……………………………………………… 2
1 Воля и волевые регуляции
1.1 Определение и понятие……………………..3
1.2 Функции воли………………………………...4
1.3 Волевой акт…………………………………..6
1.4 Волевые свойства личности…………………8
1.5 Волевая регуляция поведения………………11
2 Волевое поведение
2.1 Структура волевого поведения……………..13
2.2 Характеристики волевого действия…………16
3 Волевые качества юристов
3.1 Профессиональные качества юристов………18
Заключение…………………………………............19
Список литературы………………………………………20
3.1 Профессиональные качества юристов………18
Несомненно, каждый человек в своей жизни сталкивался с ситуациями, требующими от него проявления силы воли, будь-то достижение поставленной цели, исполнение желания или необходимость выбора, как самого простого, так и жизненно важного.
Человек решительный, самостоятельный, настойчивый, на пути достижения цели или при осуществлении выбора, сравнительно легко преодолевает всевозможные препятствия, как внешние, так и внутренние. Такого человека принято характеризовать как волевого, т.е. обладающего силой воли. Нерешительному же человеку, склонному к сомнениям, поддающемуся влиянию других, бывает довольно сложно сделать тот или иной выбор, заставить себя совершать определенные действия на пути к достижению цели, требующие с его стороны каких-либо усилий. Такого человека обычно называют безвольным, слабохарактерным.
Понятие о природе воли очень многообразно. Если обратиться за помощью к словарям русского языка, можно найти следующие определения воли. «Воля – это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели» (Толковый словарь Ожегова). «Воля – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления» (Большой энциклопедический словарь). «Воля – данный человеку произвол действий, свобода, простор в поступках» (Толковый словарь Даля). Не будет преувеличением сказать, что воля – понятие многоликое. Даже с обычной точки зрения, воля – это и свобода, и простор, и отсутствие принуждения, но также это и самоограничение, и самоконтроль, и подчинение некоторых свойств (например, лень) необходимости прилагать волевые усилия для достижения определенных целей.
С точки зрения философии воля рассматривается как сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. В некотором смысле это определение перекликается с общепринятой в психологии трактовкой воли. Однако существуют определенные отличия. «В психологии под волевыми процессами разумеется гораздо более узкий класс процессов, чем те, которые разумеются под философским понятием воли. Дело в том, что с философской точки зрения любое целенаправленное сознательное действие является волевым по определению. В психологии условились обозначать волевыми такого рода действия, которые имеют свои особенности. Причем субъективно-эмпирически эти особые действия, которые составляют класс действий волевых, описываются как действия, которые требуют какого-то особого усилия, особого акта
Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть осознаваемое желание. (Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал: «Это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей»)
Во-вторых, волю можно рассматривать
как нечто, что позволяет человеку,
наоборот, управлять своими желаниями,
воплощать их в
В третьих, воля — это то, для чего нет точного определения. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…». Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. Также важно соотношение мотива и цели. Ф. Н. Ильясов волю определяет как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».
Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях - стимулирующей и тормозной.
Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека .Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия
Активности присущи мимовольность и произвольность хода действий и поведения. Если активность выступает свойством воли, то она характеризуется произвольностью, т.е. предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Такая активность не подчиняется актуальным побуждениям, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуации (над ситуативностью).
Можно указать еще на одну особенность стимулирующей функции. Если у человека отсутствует актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее он осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым, вызывая переживания, связанные с предполагаемыми последствиями действия).
Так, после длительного выполнения неинтересной работы ребенок отказывается продолжать ее. Но достаточно экспериментатору попросить поработать еще, аргументируя это тем, что таким действиям надо будет обучить других детей, что они хотят этого, и ребенок охотно соглашается и долгое время выполняет монотонную работу. В таком случае ребенок увидел себя в роли "учителя" и смысл ситуации для него изменился.
Принуждение человека к действиям создают определенную упорядоченную систему - иерархию мотивов - от естественных потребностей до высших побуждений, связанных с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Если исходить из понимания свободы как моральной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет подчинение личных мотивов социально значимым, а акцент переносится на проблему направленности личности. Основным проявлением воли становится поступок.
Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.
Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Примерами тормозной функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности. Да, взять на себя ответственность в сложном деле, зная, что соучастник может "сломаться", чтобы дать ему шанс подняться, выдержать осуждение окружающих, если дело, которое осуждается, принесет пользу в будущем. Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни. Это может быть решение сдержаться в принципиальном для человека споре; не дать выхода агрессии; довести неинтересное, но необходимое дело до конца; воздержаться от развлечения ради занятий и т.п.
Итак, в понятии "воля" отчетливо прослеживается целостный характер психики человека. По мнению Л. С. Выготского, генеральный путь развития психики пролегает сквозь межфункциональные связи.
Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.
Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие – с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способствуют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные – препятствуют.
Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.
Самостоятельность – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.