Существует множество элит. Влияние каждой
из них ограничено специфической для нее
областью деятельности. Ни одна из них
не способна доминировать во всех областях
жизни. Плюрализм элит определяется сложным
общественным разделением труда, многообразием
социальной структуры. Каждая из множества
базисных, «материнских» групп — профессиональных,
региональных, религиозных, демографических
и других — выделяет свою собственную
элиту, защищающую ее ценности и интересы
и одновременно активно Бездействующую
на нее. Различия между элитами важнейших
общественных секторов более значительны,
чем различия между слоями элиты, принадлежащими
к одному сектору.
3. Деление общества на элиту
и массу относительно, условно
и часто размыто. Между ними
существуют скорее отношения
представительства, чем господства или
постоянного руководства. Элиты находятся
под контролем материнских групп. С помощью
разнообразных демократических механизмов
— выборов, референдумов, опросов, прессы,
групп давления и т.д. — можно ограничить
или вообще предотвратить действие сформулированного
Михельсом «закона олигархических тенденций»
и удержать элиты под влиянием масс. Этому
способствует конкуренция элит, отражающая
экономическую и социальную конкуренцию
в современном обществе. Она предотвращает
складывание единой господствующей руководящей
группы и делает возможной подотчетность
элит массам.
4. В современных демократиях
элиты формируются из наиболее
компетентных и заинтересованных граждан,
которые весьма свободно могут входить
в состав элиты, участвовать в принятии
решений. Главный субъект политической
жизни — не элиты, а группы интересов.
Различия между элитой и массой основаны
главным образом на неодинаковой заинтересованности
в принятии решений. Доступ в руководящий
слой открывают не только богатство и
высокий социальный статус, но прежде
всего личные способности, знания, активность
и т.п.
5. В демократических государствах
элиты выполняют важные общественные
функции, связанные с управлением.
Говорить же об их социальном
господстве неправомерно.
Концепции плюрализма элит широко используются
для теоретического обоснования современных
западных демократий. Однако эти теории
во многом идеализируют действительность.
Многочисленные эмпирические исследования
свидетельствуют о явной неравномерности
воздействия различных социальных слоев
на политику, о преобладании влияния капитала,
представителей военно-промышленного
комплекса и некоторых других групп. Учитывая
это, некоторые сторонники плюралистического
элитизма предлагают выделять наиболее
влиятельные «стратегические» элиты,
чьи «суждения, решения и действия имеют
важные предопределяющие последствия
для многих членов общества».
Своего рода идейным антиподом плюралистического
элитизма выступают леволиберальные теории
элиты. Важнейший представитель этого
направления Чарльз Райт Миллс еще в 50-х
гг. пытался доказать, что США управляются
не многими, а одной властвующей элитой.
Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые
положения макиавеллистской школы, имеет
и специфические, отличительные черты:
1. Главный элитообразующий признак
— не выдающиеся индивидуальные
качества, а обладание командными позициями,
руководящими должностями. Властвующая
элита, пишет Миллс, «состоит из людей,
занимающих такие позиции, которые дают
им возможности возвыситься над средой
обыкновенных людей и принимать решения,
имеющие крупные последствия <...> Это
обусловлено тем, что они командуют важнейшими
иерархическими институтами и организациями
современного общества <...> Они занимают
в социальной системе стратегические
командные пункты, в которых сосредоточены
действенные средства, обеспечивающие
власть, богатство и известность, которыми
они пользуются». Именно занятие ключевых
позиций в экономике, политике, военных
и других институтах обеспечивает власть
и тем самым конституирует элиту. Такое
понимание элиты отличает леволиберальные
концепции от макиавеллистских и других
теорий, выводящих элитарность из особых
качеств людей.
2. Групповая сплоченность и разнообразие
состава властвующей элиты, которая
не ограничивается элитой политической,
непосредственно принимающей государственные
решения, а включает и руководителей корпораций,
политиков, высших государственных служащих
и высших офицеров. Их поддерживают интеллектуалы,
хорошо устроившиеся в рамках существующей
системы.
Сплачивающим фактором властвующей элиты
является не только общая заинтересованность
составляющих ее групп в сохранении своего
привилегированного положения и обеспечивающего
его общественного строя, но и близость
социального статуса, образовательного
и культурного уровня, круга интересов
и духовных ценностей, стиля жизни, а также
личные и родственные связи.
Внутри правящей элиты существуют сложные
иерархические отношения. Хотя Миллс остро
критикует господствующую элиту США, раскрывает
связь политиков с крупными собственниками,
он все же не сторонник марксистского
классового подхода, рассматривающего
политическую элиту лишь как выразителей
интересов монополистического капитала.
3. Глубокое различие между элитой
и массой. Выходцы из народа
могут войти в элиту, лишь заняв
высокие посты в общественной
иерархии. Однако реальных шансов
на это у них немного. Возможности
влияния масс на элиту посредством выборов
и других демократических институтов
весьма ограниченны. С помощью денег, знаний,
отработанного механизма манипулирования
сознанием властвующая элита управляет
массами фактически бесконтрольно.
4. Рекрутирование элиты осуществляется
преимущественно из своей собственной
среды на основе принятия ее
социально-политических ценностей. Важнейшими
критериями отбора являются обладание
ресурсами влияния, а также деловые качества
и конформистская социальная позиция.
5. Первейшая функция властвующей
элиты в обществе — обеспечение
своего собственного господства. Именно
этой функции подчинено решение управленческих
задач. Миллс отрицает неизбежность элитарности
общества, критикует ее с последовательно
демократических позиций.
Сторонники леволиберальной теории элиты
обычно отрицают прямую связь экономической
элиты с политическими руководителями,
действия которых, как считает, например,
Ральф Милибанд, не определяются крупными
собственниками. Однако политические
руководители стран развитого капитализма
согласны с основными принципами рыночной
системы и видят в ней оптимальную для
современного общества форму социальной
организации. Поэтому в своей деятельности
они стремятся гарантировать стабильность
общественного строя, основанного на частной
собственности и плюралистической демократии.
В западной политологии основные положения
леволиберальной концепции элиты подвергаются
острой критике, особенно утверждения
о закрытости властвующей элиты, непосредственном
вхождении в нее крупного бизнеса и др.
В марксистской же литературе, напротив,
это направление из-за его критической
направленности оценивалось весьма положительно.
3. Типология, социальная
результативность и рекрутирование
элиты
Каждое из рассмотренных выше
основных направлений элитарной теории
отражает те или иные стороны действительности,
ориентируется на определенные исторические
эпохи и страны. Выделенные в них важнейшие
черты и аспекты элиты позволяют дать
ее общее определение. Политическая элита
— это составляющая меньшинство общества
внутренне дифференцированная, неоднородная,
но относительно интегрированная группа
лиц (или совокупность групп), в большей
или меньшей степени обладающих качествами
лидерства и подготовленных к выполнению
управленческих функций, занимающих руководящие
позиции в общественных институтах и (или)
непосредственно влияющих на принятие
властных решений в обществе. Это относительно
привилегированная, политически господствующая
группа, претендующая на представительство
народа и в демократическом обществе в
той или иной мере подконтрольная массам
и относительно открытая для вхождения
в ее состав любых граждан, обладающих
необходимой квалификацией и политической
активностью.
Ее существование обусловлено
действием следующих основных факторов:
1) психологическим и социальным неравенством
людей, их неодинаковыми способностями,
возможностями и желанием участвовать
в политике; 2) законом разделения труда,
который требует профессионального занятия
управленческим трудом как условия его
эффективности; 3) высокой общественной
значимостью управленческого труда и
его соответствующим стимулированием;
4) широкими возможностями использования
управленческой деятельности для получения
социальных привилегий (поскольку политико-управленческий
труд прямо связан с распределением ценностей);
5) практической невозможностью осуществления
всеобъемлющего контроля за политическими
руководителями; 6) политической пассивностью
широких масс населения, главные интересы
которых обычно лежат вне политики.
Эти и некоторые другие факторы
обусловливают элитарность общества.
Сама политическая элита неоднородна,
внутренне дифференцирована и существенно
различается на разных исторических этапах
и в разных странах. Это, а также специфика
исследовательских подходов усложняют
ее классификацию.
В зависимости от источников
влияния элиты подразделяются на наследственные,
например аристократия, ценностные —
лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные
общественные и государственные позиции,
властные — непосредственные обладатели
власти и функциональные — профессионалы-управленцы,
имеющие необходимую для занятия руководящих
должностей квалификацию. Среди элит различают
правящую, непосредственно обладающую
государственной властью, и оппозиционную
(контрэлита); открытую, рекрутирующуюся
из общества, и закрытую, воспроизводящуюся
из собственной среды, например, дворянство.
Сама элита делится на высшую
и среднюю. Высшая элита непосредственно
влияет на принятие решений, значимых
для всего государства. Принадлежность
к ней может быть обусловлена репутацией,
например, неофициальные советники президента,
его «кухонный кабинет», или положением
в структурах власти. В западных демократиях
на каждый миллион жителей приходится
примерно 50 представителей высшей элиты.
Среди самой высшей элиты часто выделяют
ядро, характеризующееся особой интенсивностью
коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее
обычно 200—400 человек.
К средней элите относят примерно
5 процентов населения, выделяющихся одновременно
по трем признакам — доходу, профессиональному
статусу и образованию. Лица, обладающие
высшими показателями лишь по одному или
двум из этих критериев, относятся к маргинальной
элите. Как отмечает Карл Дойч, «в целом
люди, чей образовательный уровень гораздо
выше, чем их доход, обычно более критичны
к существующим отношениям, в своих политических
убеждениях тяготеют к центризму или левому
радикализму. Лица, чей доход заметно превышает
уровень образования, также зачастую не
удовлетворены своим положением, престижем
и, как правило, занимают правые политические
позиции. Таким образом, взгляды 5 процентов
взрослого населения страны, составляющего
элиту общества, определяемые соотношением
доходов, профессионального статуса и
образовательного уровня, могут многое
поведать о том, что политически приемлемо
и что не приемлемо для данной страны».
Многие политологи отмечают
тенденцию возрастания роли средней элиты,
особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой»,
— высших служащих, менеджеров, ученых,
инженеров и интеллектуалов — в подготовке,
принятии и реализации политических решений.
Эти слои обычно превосходят высшую элиту
в информированности, организованности
и способности к единым действиям.
К политической элите, непосредственно
участвующей в процессе принятия политических
решений, примыкает элита административная,
предназначенная для исполнительской
деятельности, однако на деле обладающая
большим влиянием на политику.
Одной из достаточно содержательных
классификаций политической элиты в демократическом
обществе является выделение в зависимости
от степени развитости и соотношения вертикальных
(социальная представительность) и горизонтальных
(внутри-групповая сплоченность) связей
элиты ее четырех основных типов: стабильной
демократической («этаблированной») элиты
— высокая представительность и высокая
групповая интеграция; плюралистической
— высокая представительность и низкая
групповая интеграция; властной — низкая
представительность и высокая групповая
интеграция и дезинтегрированной — низкие
оба показателя (см. табл.).
|
Социальная представительность |
|
высокая |
низкая |
Групповая
интеграция |
высокая |
стабильная демократическая |
властная |
|
низкая |
плюралистическая |
дезинтегрированная |
Оптимальной для общества является
стабильная демократическая элита, сочетающая
тесную связь с народом с высокой степенью
групповой кооперации, позволяющей понимать
политических оппонентов и находить приемлемые
для всех, компромиссные решения.
Элитарность современного общества
достаточно доказанный факт. Всякие попытки
ее устранения и политической нивелировки
населения, приводили лишь к господству
деспотических, нерезультативных элит,
что в конечном счете наносило ущерб всему
народу. Устранить политическую элитарность
можно лишь за счет общественного самоуправления.
Однако на нынешнем этапе развития человеческой
цивилизации самоуправление народа скорее
привлекательный идеал, чем реальность.
Для демократического государства имеет
первостепенную значимость не борьба
с элитарностью, а формирование наиболее
результативной, полезной для общества
элиты, обеспечение ее социальной представительности,
своевременное качественное обновление,
предотвращение тенденции олигархизации,
превращения в замкнутую господствующую
привилегированную касту.
Социальная результативность
элиты, характеризующая эффективность
выполнения ею функций руководства обществом,
складывается из многих показателей. К
числу важнейших из них относятся оптимальное
сочетание горизонтальной и вертикальной
интеграции и эффективная система рекругирования,
обеспечивающая высокую профессиональную
компетентность и необходимые для руководящих
кадров ценностные ориентации: честность,
уважение законов и прав человека, заботу
об общем благе и т.п.