Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:26, реферат
Существует несколько дефиниций понятия «политическая система», однако более точно дал ее определение американский политолог Г. Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как сложную, многогранную систему взаимодействия государственных и негосударственных институтов, выполняющих определенные политические функции по защите интересов определенных социальных групп
Введение
1. Понятие и сущность политической системы.
2. Структура политической системы общества.
3. Функции политической системы общества.
4. Типология политических систем общества.
Заключение.
Рекомендуемая литература.
Введение
1. Понятие и сущность политической системы.
2. Структура политической системы общества.
3. Функции политической системы общества.
4. Типология политических систем общества.
Заключение.
Рекомендуемая литература.
Введение
Рассматривая такой феномен как политическая власть, мы имеем дело со специфической системой, все элементы которой образуют определенную целостность и решают взаимосвязанные задачи. Наиболее общим понятием, характеризующим сферы реализации политической власти, является политическая система.
1. Понятие и сущность политической системы
Существует несколько
дефиниций понятия «
Вывод: Со времени возникновения
классов развитие общества приобрело
политический характер, а управление
стало осуществляться с помощью
соответствующей политической системы.
В современных политических системах
в регламентации поведения
2. Структура политической системы общества
Несмотря на всю несхожесть, политические системы общества имеют более или менее однотипную структуру. Эта структура включает в себя несколько элементов.
1. Политические отношения,
складывающиеся в обществе по
поводу завоевания и
2. Политическую организацию
общества, охватывающую стабильные
политические организации и
Общественные организации и движения. Это профессиональные, молодежные, творческие, оборонные и другие добровольные объединения граждан, способствующие развитию политической, социальной, трудовой активности, удовлетворению и защите их многочисленных потребностей и интересов. Они действуют в соответствии с закрепленными в их уставах целями и задачами, в рамках государственных законов.
Активным и самостоятельным элементом политической организации общества становятся СМИ. К ним относятся предприятия, организации, учреждения, занимающиеся сбором, обработкой, распространением массовой информации по каналам печати, радио и телевидения. В развитых странах насыщенность СМИ чрезвычайно велика. В начале 90-х годов в Японии, например, на 1 тыс. жителей приходилось 562 экземпляра газет, в России — 422, в США — 268. Телевизоров в США было 190 млн., в России — 100 млн., в Японии — 70 млн. В мире насчитывается 120 информационных и телеграфных агентств, 46 тыс. телевизионных станций, 30 тыс. радиостанций. 700 млн. телевизоров, 1,6 млрд. радиоприемников. Космическое телевидение используют 100 государств, 86, стран ведут вещание на иностранную аудиторию. Поэтому не случайно СМИ называют четвертой властью.
В деятельности СМИ все более важное значение приобретают общечеловеческие ориентиры и их независимость от каких-либо государственных, ведомственных структур. В России большую роль сыграл Закон о печати, который провозгласил независимость печатных органов, отменил цензуру и т. д., но в то' же время повысил ответственность печатных органов, вплоть до судебных и экономических санкций.
Однако для российских СМИ характерны и определенные перегибы. У них ярко выражена гласность критической направленности в ущерб конструктивной гласности. Часть публикаций носит резкий, неуважительный для человеческого достоинства характер. С полос газет и радиотелепередач практически исчезли проблемы труда, осуществления принципа социальной справедливости, появилось безудержное очернительство и охаивание всего и вся. Понятно, что подобные тенденции используются не на пользу, а во вред народу, стране.
3. Политические принципы
и нормы, лежащие в основе
функционирования конкретной
Политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т. д.),. подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.
4. Политическое сознание
и политическая культура, которые
также являются ведущими
Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служит опорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.
Вывод: Итак, структура политической системы общества состоит из четырех взаимосвязанных элементов: политических отношений, политической организации общества, политических норм и принципов, политической культуры и политического сознания.
3. Функции политической системы общества
Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Любая политическая система обладает по меньшей мере четырьмя явными и социально необходимыми функциями. Первой функцией является управление общественными процессами. Она проявляет себя в многочисленных указах, исходящих от высшего политического руководства. Функция управления общественными процессами может осуществляться двумя основными методами. Во-первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией исполнительной властью социальных, экономических и идеологических процессов. Во-вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие. Например, бороться со спекуляцией можно законодательными запретами, но можно бороться с дефицитом, создавая соответствующие социально-экономические предпосылки и ликвидируя тем самым материальную основу спекуляции. Функцию политического управления осуществляют органы законодательной и исполнительной государственной власти.
Пожалуй, центральной функцией политической системы является защита основных политических ценностей. В современных обществах можно выделить несколько групп ценностей, вокруг которых так или иначе вращается вся политическая жизнь:
— национально-государственная безопасность и независимость;
— законность и общественный порядок: — экономическое благосостояние и социальная справедливость;
— свобода, демократия, права
и обязанности человека. Именно защита
и обеспечение основных политических
ценностей провозглашается
Защиту политических ценностей обеспечивают основные институты государства: органы правопорядка и правосудия, армия, информационно-пропагандистские службы.
Другой не менее важной функцией выступает обеспечение единства и согласованности действий различных институтов к органов власти (интегративная функция).
Интеграцию всех органов
власти призваны осуществлять правовые
нормы и политические традиции. Нормы
права, воплощенные в законодательных
актах, выступают регуляторами политической
деятельности, придающими устойчивость
и слаженность всему
Еще одной функцией политической
системы является обеспечение преемственности
и стабильности в развитии системы
власти. В проявлениях этой функции
можно выделить два уровня. Уровень
высшего политико-
На высшем уровне преемственность и стабильность власти может обеспечиваться либо посредством наследования, либо через систему выборов или назначений на высшие государственные посты.
На общем уровне стабильность власти обеспечивается через систему подготовки и выдвижения руководящих кадров для различных политических институтов, а также через направленное приобщение (социализацию) граждан к политической жизни, в процессе которого они усваивают основные политические нормы и ценности.
Таковы главные, можно
сказать, официальные функции