Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:14, реферат

Описание работы

Одним из ярких примеров политической активности индивида является участи в выборах. Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая власти образующая воля народа и от них дается главный импульс к формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Содержание работы

Введение
Выборы, как проявление политической активности граждан.
Политическая активность.
Определение, функции и виды выборов.
Принципы выборов
Избирательная система.
2.1 Основные характеристики субъектов выборов
2.2 Избирательное право
2.3 Избирательная кампания
2.4 Типы избирательных систем
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

- голосование;

- определение результатов  выборов.

Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие  кандидатам и политическим партиям  развернуть полноценную избирательную  кампанию.

Смысл процедуры назначения выборов состоит в назначении дня голосования. Этот день может  быть строго фиксированным. Но в большинстве  стран такой заранее определённой даты выборов нет, и поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату.

Важность этапа избирательной  кампании – выдвижение кандидатов определяется тем, что в его рамках формируется круг лиц, из числа которых  будут избраны президенты, депутаты, губернаторы, советники органов  местного самоуправления и другие.

В России используются различные  способы выдвижения кандидатов:

- самовыдвижение (кроме выборов  на пост президента), при котором  обычно требуется поддержка подписями  некоторого числа избирателей;

- выдвижение группой избирателей;

-выдвижение политическими  партиями.

Процедура выдвижения кандидатов может предполагать выдвижение не только отдельных кандидатов, но и их списков, формируемых партиями (в том числе  и в России). Такой порядок заключает  в себе, по меньшей мере, два негативных момента. Во-первых, в этом случае избиратели голосуют не за личности, а за партию. При этом Россию отличает высокий  уровень политической фрагментации, партийные программы расплывчаты, идеологические различия между партиями зачастую трудно определить. В этой ситуации избирателю весьма непросто сделать осознанный выбор. Во-вторых, большинство из тех, кто включён  в список (в Росси их число может  быть до 270 человек), избирателям не знакомо. В лучшем случае им известны несколько фамилий, возглавляющих  список. Получается, что избиратели голосуют «вслепую».

В ряде стран порядок выдвижения кандидатов предполагает внесение определённой денежной суммы – избирательного залога, который возвращается в том  случае, если кандидат наберёт установленный  процент голосов. В России при  выборах депутатов в Государственную  Думу предусмотрены два варианта действий: либо внесение избирательного долга, либо сбор подписей в поддержку  кандидата.

Одновременно с процессом  выдвижения кандидатов происходит регистрация. Все граждане, имеющие право голоса, заносятся в списки избирателей. В России и большинстве европейских  стран такие списки составляют местные  органы власти.

Предвыборная борьба. На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности  вступают в острую конкурентную борьбу. В её рамках отдельные кандидаты  и политические партии осуществляют сложный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение желаемого результата.

На первый взгляд цель названных  субъектов выборов одна – победа. Однако некоторые из участников избирательной  кампании включаются в неё ради привлечения  внимания или укрепления известности  с расчетом на будущие выборы. Существует также практика выдвижения однофамильцев  кандидатов-соперников. Этот прием  ориентирован на то, чтобы сбить  с толку избирателей и снизить число голосов, подданных за соперника.

Предвыборная кампания должна быть тщательно подготовлена, что  предполагает создание штаба кампании, разработку её стратегии и тактики, накопление ресурсов. Особое место  в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики  предвыборной кампании. Стратегия представляет собой содержательную часть предвыборной кампании, а тактика – её техническую  сторону. Другими словами, стратегия  дает ответ на вопрос, что нужно  предпринять, чтобы достичь поставленной цели, а тактика – как при  этом необходимо действовать.

Для того чтобы ознакомить каждого избирателя со своей предвыборной программой, партии проводят митинги  и собрания, организуют встречи кандидатов с жителями своего избирательного округа, выступают в прессе, по радио и  телевидению.

Техника проведения предвыборных кампаний с каждым годом совершенствуется. Сегодня партии широко используют услуги политологов, социологов, социальных психологов, изучающих общественное мнение, настроения избирателей. Политические лидеры пользуются услугами имиджмейкеров – специалистов по созданию имиджа. Профессиональная «упаковка» кандидатов и их платформ для политической рекламы в средствах массовой информации весьма дорогостоящее мероприятие.

Поэтому особую роль в проведении предвыборной кампании кандидата или  партии играет её финансирование. Финансовые средства формируются за счёт членских взносов, доходов от издательской деятельности партии, государственного финансирования, добровольных пожертвований. Эти легальные  источники финансирования не могут  покрыть всех расходов. Общепризнанным считается тот факт, что кандидаты  и политические партии обеспечивают проведение своей предвыборной кампании также и за счёт нелегальных источников. К их числу относятся коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юридических  лиц.

Для того чтобы минимизировать использование нелегального финансирования и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов, существует практика законодательного регулирования финансовых параметров избирательной кампании, предусматривающая:

- ограничение предвыборных  расходов;

- сужение количества источников  финансирования;

- государственное финансирование  в виде субсидий или компенсации  предвыборных расходов;

- тщательный учёт используемых  средств и гласность источников  финансирования.

Голосование. Предвыборная агитация прекращается за день до голосования. Последний день перед голосованием предоставляется избирателям для  того, чтобы они самостоятельно окончательно обдумали свой выбор и приняли  решение. Голосование проходит тайно. Избиратели заполняют бюллетени  в кабинках и опускают их в урну для голосования.

Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда. Это единственное ограничение  позволяет говорить о всеобщем избирательном  праве в Российской Федерации.

Участие граждан в голосовании  на выборах рассматривается как  один из наиболее значимых показателей  степени их политического участия  в целом.

Пик политической активности граждан приходится на средний возраст  – от 25 до 50 лет. В последние десятилетия  социологи отмечают достаточно высокую  избирательную активность пожилых  людей. Пенсионеров приводит на избирательные  участки интерес к проблемам  социального страхования и медицинского обеспечения. Помимо этого пожилые  люди имеют больше свободного времени  для участия в политической жизни.

Завершается избирательная  кампания подсчётом голосов и  определением результатов выборов. Эти действия реализуются избирательными комиссиями. Их прерогативой является также признание выборов состоявшимися  или несостоявшимися, что зависит  от числа принявших участие в  голосовании. В зависимости от существующих норм выборы могут быть признаны состоявшимися. Так порог явки избирателей должен составить не менее 25% от общего числа  избирателей на выборах депутатов  в Госдуму и не менее 50% на выборах  президента. В противном случае назначаются  повторные выборы.

Сама процедура определена результатов выборов не составляет особой проблемы, поскольку строго упорядочена, и все действия оговорены  в избирательном законодательстве. Однако даже если все предшествующие этапы избирательной кампании свидетельствуют  о демократическом характере избирательной системы, на этом её заключительном этапе выборы могут превратиться в фикцию – в случае, если будут иметь место фальсификации итогов голосования.

 

2.4 Типы избирательных систем

Когда речь идёт о подведении итогов голосования, также употребляется  термин «избирательная система», но уже  в другом значении.

Избирательная система в  узком смысле – это способ определения  результатов выборов. Выделяют три  основных типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Мажоритарная система  подразумевает голосование за отдельных  кандидатов (независимых или выдвинутых от партий). В основе мажоритарной (от французского majorite – большинство) системы лежит принцип большинства: победившим считается тот кандидат, который получил больше половины голосов (минимум 50%+ один голос).

Достоинством этой разновидности  мажоритарной системы заключается  в том, что избранным оказывается  тот кандидат, которого поддержало большинство прогосовавших.

Её специфический недостаток – выборы часто оказываются нерезультативными. Во-первых, потому что, зачастую устанавливается  нижний порог явки избирателей. Во-вторых, чем больше в округе баллотируется  кандидатов, тем меньше вероятность  того, что кто-то из них наберёт  абсолютное большинство голосов. В  последнем случае проводится второй тур выборов.

В целом мажоритарный тип  избирательной системы имеет  ряд достоинств:

- препятствует созданию  многочисленных партийных фракций  в парламенте;

- способствуя победе крупных  политических партий, позволяет  формировать устойчивое правительство,  опирающееся на парламентское  большинство;

Однако у мажоритарной системы есть и определённые недостатки:

- значительная часть избирателей  может быть не представлена  в выборном органе, так как  голоса, поданные за проигравших в выборах, пропадают.;

- происходит сокращение  представительства политических  партий во властных структурах;

- возникают диспропорции  между числом полученных партиями  мандатов и количеством проголосовавших  за них избирателей.

При пропорциональной системе  избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвигаемые партиями. В её основе лежит принцип пропорциональности, то есть распределение мандатов между  партиями осуществляется в соответствии (пропорционально) числу поданных голосов.

В России, применяющую эту  систему, действует заградительный пункт: определяется минимальное число  голосов (в процентах), которое должна набрать партия, чтобы принять  участие в распределении мандатов. Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают в парламенте ни одного места.

Достоинства пропорциональной системы:

- позволяет точнее, чем  мажоритарная система, учитывать  политические предпочтения избирателей;

- обеспечивает представительство  в парламенте даже небольшим  политическим партиям.

Пропорциональная система  также не является идеальной и  имеет ряд недостатков:

- политические силы, пользующиеся  в масштабах страны значительно  меньшей поддержкой, чем крупные  политические партии, получают представительство  в выборном органе. Их роль  к тому же может не соответствовать  реальному месту в политической  системе;

- могут возникать сложности  при формировании правительства  и в ходе его деятельности, если ни одна партия не будет  иметь абсолютного большинства  в парламенте.

С целью соединить преимущества различных избирательных систем и смягчить их недостатки используется смешанная избирательная система. Этот тип избирательной системы  представляет собой комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем.

Порядок формирования Федерального Собрания – парламента страны - является смешанным, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Выбору в Государственную Думу проводятся на основе смешанной избирательной системе: 225 депутатов избираются на основе мажоритарной системы относительного большинства, 225 депутатов – на основе пропорциональной системы.

Выборы президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.

Заключение

При непосредственном участии  выборов в демократических государствах осуществляется представительство  интересов различных социальных групп населения в органах  государственной власти, достигается  соответствие политики и решений  органов государственной власти и управления интересам и потребностям различных социальных групп населения, происходит обновление политической элиты, обеспечивается достаточно конвенциальное разрешение реально существующих и  потенциальных противоречий между  насущными интересами граждан и  деятельностью властных структур.

В текущий исторический момент предполагает необходимый минимум  культуры участия в избирательном  процессе, предполагает повышенное осознание  того, что полномочия на власть всего  лишь отражения волеизъявления граждан, выраженного в ходе конкурентных периодически проводимых законных выборов. Освещение демократических политико–правовых ценностей участия в избирательном процессе – важный элемент современной государственной политики, общественных изменений в этой области.

Информация о работе Выборы, как проявление политической активности. Избирательная система