Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 23:59, реферат
Выборы всегда занимали особое, очень значимое место в жизни стран и народов. Исход выборов наделяет кандидата правом выражать волю народа в ближайшие годы. По средствам выборов назначаются должностные лица на разного уровня государственные посты, от государственного до местного. Цель выборов – определить одного кандидата из нескольких, и исход выборов – это отражение воли народа, его настроения, общественных тенденций. В ходе выборов сталкиваются интересы различных политических сил, разнонаправленных партий и объединений, а результат выборов дает оценку их влияния.
Введение……………………………………………………………………………3
Выборы……………………………………………………………………………..4
Сущность выборов………………………………………………………………...6
Избирательные системы…………………………………………………………..9
Принципы…………………………………………………………………………10
Стадии избирательного процесса………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………………………...15
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
информатики и радиоэлектроники»
Факультет заочного обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по дисциплине «Политология»
Вариант № 11
Тема: «Выборы. Роль выборов в политической
жизни общества.»
Выполнил:
Феркович Д.В.
Минск 2015
Введение…………………………………………………………
Выборы………………………………………………………………
Сущность выборов……………………………………………………………
Избирательные системы………………………………………………………….
Принципы…………………………………………………………
Стадии избирательного процесса………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Выборы всегда занимали особое, очень
значимое место в жизни стран и народов.
Исход выборов наделяет кандидата правом
выражать волю народа в ближайшие годы.
По средствам выборов назначаются должностные
лица на разного уровня государственные
посты, от государственного до местного.
Цель выборов – определить одного кандидата
из нескольких, и исход выборов – это отражение
воли народа, его настроения, общественных
тенденций. В ходе выборов сталкиваются
интересы различных политических сил,
разнонаправленных партий и объединений,
а результат выборов дает оценку их влияния.
Выборы того или иного органа власти или
должностного лица имеют определенную
периодичность. Это позволяет обновлять
состав выбранных органов, подтверждать
или отказывать в доверии выбранным ранее
лицам. За счет этого выбранные лица считаются
с мнением и волей избирателей, прислушиваются
к голосу народа. Поэтому так важен срок,
на который избирается должностное лицо.
Он не должен быть слишком коротким, чтобы
дать время не только на взятие политического
курса, но и на достижение поставленных
целей. Но и слишком длинным он быть не
должен, т.к. в этом случае притупляется
чувство ответственности перед избирателями.
В политической жизни общества выборы
выполняют ряд значимых функций. К примеру,
выборы могут быть механизмом разрешением
политических конфликтов. Так же одна
из функций – это, своего рода, политическая
социализация населения, т.к. все предвыборные
процессы, будь то создание предвыборных
организаций, освещение и пропаганда в
СМИ, да и непосредственно выражение избирательных
прав гражданами, способствуют политическому
просветлению народа и вовлекают граждан
и их объединения в политический процесс.
В наше время в большинстве стран конституцией
принято всеобщее избирательное право.
Вот какое определение всеобщего избирательного
права дает французский политолог М.Дюверже:
«Строго юридически всеобщее избирательное
право – это такое избирательное право,
которое не ограниченно никакими условиями,
связанными с имуществом или способностями».
Выборы
Одним из элементов формирования функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — политико-государственная власть. Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления).
Выборы бывают:
•президентские,
•парламентские,
• муниципальные, т.е. выборы в органы
местного, обычно городского, самоуправления,
•очередные,
•внеочередные,
•дополнительные.
В современных условиях
значение и удельный вес выборов в разных
странах неодинаковы, что определяется
не только количеством представительных
органов, но и значением самих этих органов.
Если, к примеру, в Великобритании выборными
являются только нижняя палата парламента
и органы самоуправления, то во Франции
избираются президент, обе палаты парламента,
органы местного управления.
Неодинакова роль выборов
и в политическом процессе, которая во
многом зависит от существующей политического
системы государства, типа политического
режима. Так, если в демократических государствах
выборы имеют определяющее значение для
стабильного функционирования политической
системы, то в недемократических странах
они не оказывают значительного влияния
на политические процессы. Например, за
40 лет независимого развития Пакистана,
где военные режимы постоянно сменяли
друг друга, всеобщие выборы проводились
только 4 раза (Конституционное право развивающихся
стран. Основы организации государства.1992.
С. 47). Неоднозначна роль выборов и в странах
с различными партийными системами. В
странах с однопарной системой или с системой
одной доминирующей партии они в основном
не приводят к власти новые политические
силы. Незначительна политическая роль
выборов и в государствах, где часть членов
представительных органов избирается,
а назначается.
В политологической литературе
можно встретить утверждение, согласно
которому выборы являются не более своеобразным
политическим ритуалом, якобы не оказывающим
решающего влияния на политические процессы
государства. Они лишь создают видимость
причастности к принятию политических
решений. Подобное утверждение базируется
на том, что выдвижение кандидата выборные
должности является в основном прерогатива
политических партий. Тем самым свобода
выбора избирателей ограничена жесткими
рамками: им предоставляется лишь право
выбора между кандидатами, утвержденными
конкурирующими партиями. И все же большинство
ученых считают, что в демократических
системах выборы — важнейшая составляющая
механизма осуществления власти.
Сущность политических выборов
проявляется в их функциях. В современных
условиях среди политологов существует
единое мнение по этому вопросу. К наиболее
распространенным социально-политическим
функциям выборов можно отнести следующие:
• смена власти мирным путем;
• осознание и представление различными
социальными группами своих интересов,
которые включают в свои предвыборные
программы партии и отдельные кандидаты;
• легитимация и стабилизация политической
системы, а бич числе законодательных,
исполнительных и некоторых других структур
власти;
• политическая социализация граждан,
повышение их активности. В период выборов
расширяется поток политической информации
и пропаганды, что способствует росту
политической грамотности и активности
избирателей;
• рекрутирование политической элиты.
В результате выборов обновляется состав
правящей и оппозиционной элит, изменяется
политический вес партий и их представителей;
• формирование эффективно действующей
оппозиции, главной функцией которой является
осуществление контроля за деятельностью
правящей элиты.
Процедура политических
выборов регламентирует избирательным
правом каждого государства. Избирательное
право — это совокупность юридических
нор регулирующих участие граждан в выборах,
организация и проведение последних, взаимоотношение
между избирателями и представительными
учреждениями, порядок отзыва депутатов.
В узком значении термин
"избирательное право предусматривает
право гражданина участвовать в выборах
в качестве либо избирающего (активное
избирательное право), либо избираемого
(пассивное избирательное право).
Избирательное право основывается
на принципах все общности, равенства,
прямого (косвенного) и тайного голосования.
Данные принципы закреплены и в Конституции
Республики Беларусь (ст. 64 — 68),
Принцип всеобщего избирательного
права означает, что все совершеннолетние
и психически здоровые граждане, независимо
от пола, расы, языка, общественного и имущественного
положения, профессии, политических и
религиозных убеждений, имеют право голоса
и могут быть избраны в представительные
органы. Однако данный принцип регламентируется
рядом избирательных цензов (ценз — это
условие, ограничивающее участие граждане
в осуществлении тех или иных политических
прав), таких как возрастной, оседлости,
гражданства и др.
Возрастной ценз — это признание
за лицом избирательных прав по достижению
определенного возраста. В большинстве
стран, в том числе и в Республике Беларусь,
активное избирательное право предоставляется
лицам старше 18 лет, в Финляндии, Японии
— с 20 лет, а в Бразилии, Иране, на Кубе
— с 16 лет. Для пассивного избирательного
права этот ценз выше. Например, главой
государства Германии может стать гражданин
по достижении 40 лет, Беларуси и США —
35 лет.
Ценз оседлости означает,
что избирательное право предоставляется
лицу, проживающему в данной стране постоянно
или в данной местности определенное время.
Так, для участия в голосовании на парламентских
выборах требуется постоянное проживание
в соответствующе избирательном округе
США — 30 дней, Японии, ФРГ Д 3 месяца, Канаде
— 12 месяцев.
Ценз гражданства означает,
что в выборах могут участвовать лишь
лица, являющиеся гражданами данного государства
в течение определенного срока. Например,
членом палаты представителей Конгресса
США может быть избрано лицо, состоящее
в гражданстве страны не менее 7 лет, сенатором
— не менее 9 лет. Образовательный ценз
означает, что к выборам допускаются лица,
обладающие установленным объемом образования.
В основном данный ценз ограничивает пассивное
избирательное право. К примеру, неграмотные
граждане Бразилии не могут быть избраны
в представительные органы. Имущественный
ценз состоит в требовании, чтобы избиратель
или обладал имуществом на определенную
сумму, или уплачивал налоги определенного
размера. Это ограничение практически
не встречается. Ценз пола означает лишение
избирательных прав на основании половой
принадлежности. В странах Запада данный
ценз был отменен в нынешнем веке: во Франции
— в 1944 г., в Италии — в 1945, в Греции — в
1956, в Швейцарии — в 1971, а в Лихтенштейн
— в 1984 г. Однако в некоторых мусульманских
странах существует и поныне. Моральный
ценз означает определенные нравственные
требования, предъявляемые к избирателю.
Например, в Мексике лишаются избирательных
прав лица, злоупотребляющие наркотиками,
во Франции — находящиеся под опекой,
в Нидерландах не голосуют лица, лишенные
родительских прав. Обычно не допускаются
к голосованию лица, отбывающие наказание
в местах лишения свободы по приговору
суда (Российская Федерация, Великобритания).
Религиозный ценз означает принадлежность
избирателя к определенной религии. Так,
членом Иранского парламента могут быть
избраны только лица, исповедующие ислам.
Рассмотренные цензы ограничивают как
активное, так и пассивное избирательное
право. Кроме того, пассивное избирательное
право ограничивается институтом несовместимости
должностей, суть которого заключается
в том, что в представительные органы ряда
стран не могут избираться лица, занимающие
определенную государственную должность.
Например, в Великобритании не разрешается
выдвигать свои кандидатуры в палату общин
пэрам, представителям духовенства, послам,
военнослужащим и лицам, работающим в
полиции. Во Франции парламентский мандат
несовместим с занятием некоторых должностей
армии, с членством в Конституционном
суде, департаме комиссиях, с должностью
судьи, занятием должностей в международных
организациях и др.
Таким образом, существующие
цензы в значительной мере ограничивают
принцип всеобщности. Используя цензы,
государство с их помощью устанавливает
избирательный корпус (электорат'), т.е.
совокупность граждан государства, которые
по закону наделены правом голоса.
В нашей стране выборы осуществляются
по мажоритарной избирательной системе
абсолютного большинства, т.е. для избрания
кандидату необходимо набрать более половины
голосов избирателей (50% + 1 голос). Для признания
выборов состоявшимися необходимо чтобы
в голосовании приняли участие более половины
граждан включенных в списки избирателей.
Кроме такой системы существует еще мажоритарная
система относительного большинства,
при которой для победы кандидату просто
необходимо набрать большинство голосов.
Также существуют пропорциональная, смешанная
и гибридная системы.
Граждане нашей страны обладают избирательным
правом, т.е. наделены как правом избирать,
так и быть избранными.
Принцип равных выборов
основывается на трех условиях. Во-первых,
каждый избиратель должен иметь равное
число голосов. В Беларуси избиратель
имеет один голос, Российской Федерации
— два голоса. Это обусловлено действующими
в данных странах разными типами избирательных
систем.
Во-вторых, голоса избирателей
должны быть равны (иметь одинаковый вес),
т.е. избирательные округа дол быть равными
по численности избирателей (или по численности
населения). Поскольку численность населения
постоянно меняется в связи с миграциями,
смертностью и т.п., практике "нарезка"
абсолютно равных по численности населения
избирательных округов невозможна. Так,
на выборах в Конгресс США разница в количестве
жителей избирательных округов не должна
превышать 2 %.
По Конституции Республики
Беларусь (с изменениями и дополнениями),
принятой на референдуме 9 — 24 ноября 1996
г., в состав Палаты представителей входят
110 депутатов. Для их избрания на предстоящих
выборах должно быть образовано 110 избирательных
округов примерно с равной численностью
избирателей и с учетом административно-
В-третьих, создание государством
равных условий для зарегистрированных
кандидатов: бесплатное обнародование
в государственных СМИ (печать, телевидение,
радио и т.д.) их предвыборных программ,
равное право кандидатов выступать на
предвыборных собраниях и в СМИ. Принцип
прямых выборов означает, что избиратели
прямо (без посредников) избирают членов
представительных органов. Прямые выборы
применяются для избрания органов местного
самоуправления, однопалатных парламентов
и нижних палат двухпалатных парламентов
(Дания, Республика Беларусь, Российская
Федерация), президентов Беларуси, Италии,
России.
При косвенных (непрямых)
выборах граждане избираю выборщиков,
которым поручают выбирать от их имени.
Посредством косвенных (двухступенчатых)
выборов избираются, например, верхние
палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты
Бразилии, США, Финляндии.
В Республике Беларусь закреплены следующие
принципы избирательного права:
Выборы являются всеобщими.
Ст. 64 Конституции РБ гласит: «… Право
избирать имеют граждане РБ достигшие
18 лет». Исключения составляют граждане
признанные недееспособными или лица,
содержащиеся под стражей по приговору
суда.
Выборы являются свободными и демократичными.
Ст. 65 Конституции РБ гласит: «… Избиратель
лично решает, участвовать ли ему в выборах,
и за кого отдавать свой голос. Подготовка
и проведение выборов проводятся открыто
и гласно». Все участники должны иметь
свободный доступ к СМИ, чтобы пропагандировать
свою программу. Выборы же, которые проводятся
с нарушением прав человека, с нарушением
прав кандидатов, не считаются свободными
и демократичными. А власть, полученная
таким путем со временем утрачивает свою
силу и теряет доверие граждан, затем отвергаясь
ими.
Выборы являются равными.
Ст. 66 Конституции РБ гласит: «… Избиратели
имеют равное количество голосов. Кандидаты,
избираемые на государственные должности,
участвуют в выборах на равных основаниях».
Выборы являются тайными.
Ст. 68 Конституции РБ гласит: «… Контроль
за волеизъявлением избирателей в ходе
голосования запрещен». Принцип тайного
голосования предполагает исключение
контроля за волеизъявлением избирателя.
Этим гарантируется гражданам свобода
выбора и защита их от возможного давления
со стороны различных политических сил.
При тайном голосовании гарантируется
возможность каждому избирателю собственноручно
заполнить бюллетень одинакового образца
в изолированном помещении и лично опустить
его в урну. Оно введено в большинстве
стран.
Таковы основные принципы
избирательного права, за нарушение которых
в соответствии с законами государств
предусмотрены различные меры наказания.
Избирательный процесс включает в себя
следующие стадии:
Назначение выборов;
Образование избирательных округов,
избирательных участков, составление
списков избирателей;
Выдвижение кандидатов и их регистрации;
Предвыборная компания;
Голосование;
Опрос на выходе или экзит-поллы;
Подсчет голосов
Назначение выборов. На этой
стадии назначается дата выборов. Назначается
она уполномоченным органом в соответствии
с законодательством страны. А в некоторых
странах дата указана в конституции или
в законе.×
Затем формируются избирательные
участки и начинается регистрация избирателей.
Регистрация может быть обязательная
или добровольная. При обязательной регистрации
государство само составляет списки избирателей
на основании свидетельства о их проживании
на определенной территории. При добровольной
предусматривается, что избиратели должны
сами зарегистрироваться на избирательном
участке. Но такая форма негативно влияет
на выборную активность, не все граждане
регистрируются. Для избирательного процесса
создаются центральные избирательные
органы, участковые комиссии.×
Затем начинается выдвижение
кандидатов. На данном этапе формируется
круг лиц из которых будут выбраны лица
на выборный пост. Затем проходит процедура
регистрации.×
Предвыборная компания. Это трудоемкий
процесс включающий в себя работу кандидатов,
партий, агитационных групп. Для проведения
предвыборных компаний требуются специальные
исследования в области политического
и социального маркетинга. Для агитации
среди избирателей и убеждения их в достоинствах
того или иного кандидата используются
различные средства, к примеру:×
- реклама в СМИ;
- агитационная программа;
- проведение различного рода акций, митингов,
распространение партийной символики;
- встреча кандидатов с избирателями;
- плакатная агитация, графики и мн.др.
Затем наступает этап самого
голосования. В нашей стране выборы прямые
т.е. мы голосуем за кандидата. Но в некоторых
странах используют косвенные выборы,
где граждане сначала избирают промежуточные
органы, которые в свою очередь назначают
должностное лицо.×
Этап подсчета голосов. Существуют
различные методы, для подсчета поданных
бюллетеней: ручной и автоматизированный.×
После завершения подсчета голосов оглашают
результаты выборов.
Информация о работе Выборы. Роль выборов в политической жизни общества