Выборы, вступление в должность и статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение вопросов связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.
Исходя из указанной цели, можно выделить три основные задачи, поставленные в курсовой работе:
На основе анализа литературы проиллюстрировать основные полномочия Президента РФ.

2
Выявить место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти России.
Показать себя на месте Президента в нашей стране.

Файлы: 1 файл

последний вариан курсовой.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Введение

В конце XX века институт президентства в системе государственной власти является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях Российской Федерации. Его рациональное функционирование и устройство является важным условием обеспечения конституционализма в государстве.

Пост главы государства  существует при всех формах правления. В монархических государствах - это  наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Этим лицом  и является глава государства. Обычно он наделяется широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

При различных формах правления  полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах  функции главы государства существуют номинально, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет собственные полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны.

Конкретно положение главы  государства и его фактическая  роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости  от политических условий и исторических традиций.

На учреждение поста Президента в Российской Федерации повлияли причины внутреннего характера, необходимость усиления исполнительной власти, проведения реформ во всех сферах государственной и политической

жизни, совершенствования  всего государственного механизма.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение вопросов связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.

Исходя из указанной цели, можно выделить три основные задачи, поставленные в курсовой работе:

  1. На основе анализа литературы проиллюстрировать основные полномочия Президента РФ.

 

2

  1. Выявить место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти России.
  2. Показать себя на месте Президента в нашей стране.

Объектом исследования в  курсовой работе является непосредственно должность Президента РФ.

Методологической основой  исследования в курсовой работе явились  научные труды выдающихся отечественных  педагогов, психологов, методистов, философов, историков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Раздел 1.

Выборы, вступление в должность и статус Президента РФ.

    1. Выборы Президента РФ

 

Президентские выборы – это вошедшая с ΧVIII  века в мировую практику и все более широко применяемая в растущем числе государств практика избрания первого лица государства – президента с участием всех граждан государства.

Появлением института  президентства в современном  мире мы обязаны Конституции США 1787 г., которая впервые ввела его  в систему органов государственной  власти и впервые закрепила институт выборного главы государства.

В системе органов  государственной власти Президент  РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей он не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную.

По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую  форму правления, т.е. во главе государства  стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент, он избирается на определенный, устанавливаемый Конституцией срок. Внутри страны и на международной арене Президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, существует принцип ответственности президента.

Избранным на должность президента является гражданин, прошедший процедуру выдвижения, всенародного обсуждения и всеобщего голосования и набравший в первом (или втором) турах большинство голосов. Процедура и процесс президентских выборов определяется соответствующим законодательством конкретных государств.1

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года  Президент избирается гражданами РФ на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, сроком на 4 года.

Однако, после поправок к  конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов Президент Российской Федерации будет избираться на шестилетний срок полномочий.

На мой взгляд, ограничение  президентского срока можно отнести  к важному демократическому завоеванию, которое препятствует узурпации  власти одним лицом.

______________________

1См.:Халипов В.П, Халипова Е.В, Шишкин А.Н. Выборы и власть. Словарь-справочник избирателя. — М., 1999. С. 59

2 См.Федеральный закон Российской Федерации о поправке к конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы» // Российская газета от 31 декабря 2008 года

4

Результаты выборов Президента РФ определяются по мажоритарной системе.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Активное избирательное право обеспечивается отсутствием ценза оседлости, различного рода имущественных ограничений и обеспечивается включением всех граждан Российской Федерации в списки избирателей.

Ограничение права  избирать и быть избранным четко  зафиксировано в ст. 32 Конституции, которая гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»

В нашей стране существуют конституционные требования к кандидату  в Президенты РФ.  Одно из них - более  высокий возраст для Президента по сравнению с активными избирателями. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. Также существует, так называемый, «ценз оседлости» — постоянное проживание в России не менее десяти лет и наличие  гражданства РФ.

Условие постоянного проживания воспринимается  по-разному. Одни полагают, что требуется непрерывное постоянное проживание в течение указанного срока на день выборов. Другие считают, что речь может идти только о проживании в России не менее десяти лет суммарно. По мнению Л.А. Окунькова, требуется официальное толкование этой нормы, исходящее из того, что Президентом не должно стать лицо, плохо знающее условия жизни и обстановку в нашем государстве.3

Из мировой практики известны более серьезные ограничения  на должность главы государства. Например, языковые, образовательные, национальные и другие барьеры.

Согласно ч. 3 ст. 81 Конституции  РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.  При отсутствии возможности  переизбрать Президента практически  ничтожны шансы его оппозиции мирным путем занять пост главы государства.

Правом выдвижения кандидатов в президенты обладают граждане в  порядке самовыдвижения (но при условии  поддержки группой избирателей  из не менее 500 граждан РФ, которые  обладают избирательным правом), а  также политические партии и избирательные блоки.Чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата, необходимо собрать в свою поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей, при этом в одном субъекте РФ – не более 50 тыс. подписей. Партии (блоки), преодолевшие на последних выборах в Госдуму пятипроцентный барьер, могут выдвинуть своего кандидата на пост Президента РФ  без сбора 2 млн. подписей.

_________________________

3См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 25

5

Расходы на подготовку и  проведение выборов Президента РФ производятся за счет федерального бюджета. Кандидаты  обязаны создавать собственные  избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Агитация (призывы голосовать как за, так и против кандидата, обоснование позиции) должна проводиться в рамках законодательства.

Обязательными сроками проведения выборов президента РФ являются сроки  установленные Конституцией РФ.

Выборы Президента РФ назначает  Совет Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов принимается в пределах 100-90 дней до дня голосования. Это решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. С этого момента начинается регистрация кандидатов на должность Президента РФ.

Орган, осуществляющий организационные  мероприятия по выборам Президента РФ, - постоянно действующая Центральная  избирательная комиссия и ее органы на местах.

Днем голосования на выборах  Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.

Выборы Президента РФ могут  быть проведены досрочно в случае отставки Президента РФ, стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от его должности до истечения срока полномочий. День голосования в этом случае - последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Решающая роль в выборе Президента принадлежит источнику  власти — народу. Именно избиратели своим голосованием определяют, кто достоин быть  Президентом России.

Голосование на выборах Президента РФ осуществляется гражданами по месту  постоянного жительства, где сведения об избирателях заносятся в специальные  списки, Если избиратель в день голосования  не имеет возможности проголосовать в соответствующем избирательном участке, он должен получить открепительное удостоверение.

О дне, времени и месте  голосования на выборах Президента РФ территориальные, и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования.

Голосование на выборах Президента РФ проводится с 8 до 20 ч по местному времени. Оно осуществляется гражданами лично в специальном закрытом помещении путем отметки в избирательном бюллетене.

 

6

Подсчет голосов избирателей  начинается сразу после окончания  голосования и осуществляется без  перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно. Об итогах подсчета извещаются все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил свыше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Если ни один из кандидатов не был избран Президентом РФ, Центризбирком назначает повторное голосование по двум кандидатам, которые получили наибольшее количество голосов – второй тур.

Кандидат, набравший больше голосов, чем другой претендент, считается  избранным в Президенты страны (но при условии, что число голосов, поданных за кандидата-победителя, превышает число голосов самих избирателей, поданных против всех кандидатов).

Повторное голосование может  проводиться по одной кандидатуре, в том случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов остается только один из них. При этом он считается избранным, если набрал не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба кандидата сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, Совет Федерации назначает повторные выборы.

Голосование на повторных  выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через три месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

При проведении повторных  выборов Президента Российской Федерации кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

 

1.2. Вступление в должность Президента РФ.

Президент Российской Федерации  вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет назначены повторные выборы - на тридцатый день со дня опубликования общих результатов выборов.

Информация о работе Выборы, вступление в должность и статус Президента РФ