Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:30, доклад
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов.
Музыка и политика
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов.
Взаимосвязь политики с другими
общественными сферами
Это связано со следующими сущностными проявлениями политики:
o политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
o политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.
Музыка всегда играла важную роль в жизни людей, так же как и любовь искусство. Согласитесь, что вас уже начинают переполнять эмоции, когда вы стоите в очереди за билетом, и нет разницы, покупаете ли вы билет на концерт любой группы или билеты в театр моссовета. Сейчас человек постоянно находится в разнородном музыкальном пространстве, который влияет на его внутренний мир и сознание.
Тем не менее в музыкальной культуре Европы в связи с массовыми общественными движениями двух последних веков сложилась мощная традиция политически ангажированного искусства. Сила эмоционального воздействия музыки, ее воспитательная действенность ясно осознаются политиками, идеологами, религиозными деятелями, художниками, придерживающимися определенных политических и идеологических взглядов. Они стремятся использовать музыкальное искусства для утверждения своих жизненных и художественных идеалов.
В этом ряду следует прежде всего назвать музыку Французской буржуазной революции и ее художественный венец – Марсельезу.
Заметную роль сыграли мотивы социального протеста в джазовой и рок-музыке. На протяжении своей истории джаз нередко воспринимался «как символ угнетенного, но стремящегося к своему освобождению негритянского народа». Но джазовая культура приобретала также значение общесоциального протеста. Е. Овчинников пишет, что «в годы второй мировой войны джаз был под запретом в странах, принадлежавших к фашистскому блоку, … и стал как бы музыкальным лозунгом движения сопротивления».
Сходные общественные функции приоретала на протяжении своего развития и рок-музыка. Творчество уже первых английских бит-групп было нередко отмечено острой социальной направленностью. В последующие годы рок-музыка была своеобразным клапаном, выпускавшим «пар» социально-психологического напряжения и агрессивности, в которых постоянно пребывала большая часть западной молодежи. Особенно широкое распространение рок-музыка получила к началу 70-х годов, став явлением большой социальной значимости. Она оказалась действенным средством протеста молодежи западного мира против обыденности, способом выражения своей неудовлетворенности несправедливостью окружающей действительности, орудием социальной критики, вызовом сложившимся художественно-эстетическим канонам.
Конечно, рок-музыка явление
сложное и неоднозначное. В ней
проявляются самые разные тенденции.
Ее специфическим моментом является
неприятие всего «взрослого». Попав
в руки крупного бизнеса, рок-музыка
нередко приобретает черты
Особый пласт
Музыка пробуждает наиболее понятные чувства. С ее помощью в прошлом поднимали на битву, праздновали победы, венчали на царство, провожали в могилу. Многие великие музыкальные произведения родились под влиянием исторических потрясений: на Бетховена глубоко подействовали победы Наполеона, Шостакович воспел мужество и стойкость своих соотечественников, умиравших от голода в блокадном Ленинграде. Если брать не столь давнее прошлое, то музыку использовали в глобальных событиях и кампаниях, приводивших к масштабным результатам. Концерт Live Aid помог и помогает миллионам людей узнать о голодающих жителях Эфиопии лучше, чем любая речь. Ростропович сделал свою виолончель маяком свободы, выступив около Берлинской стены. А кто может забыть тот эмоциональный подъем, который вызвал Бернстайн, когда дирижировал "Одой к радости" Бетховена во время падения стены?
Нацистский режим признавал уникальное значение музыки для привлечения и возбуждения народных масс. Широко использовалась музыка для пропаганды нацистского режима: на митингах и других общественных мероприятиях. Например, часто исполнялась и была очень популярна "Песня Хорста Весселя" (нем. Horst Wessellied) - неофициальный гимн Национал-социалистической рабочей партии Германии.
Многие пропагандистские песни были адресованы молодежи, так организацией Гитлерюгенд (нем. Hitlerjugend) была разработана специальная программа музыкального развития.
В разные исторические периоды и в разных социальных условиях музыка и музыканты по тем или иным причинам обращаются к политической проблематике, участвуют своим творчеством в общественных процессах, прямо или косвенно связанных с политической жизнью. В одних случаях это делается сознательно, композиторы и исполнители занимают ясную гражданскую и «с открытым забралом» выступают за утверждение своих взглядов. В других случаях политическая позиция автора может быть завуалирована, автор может быть политически индифферентным, он может даже выступать против политического истолкования его творчества. Но важно не то, что он думает, и не то, чего он хочет. Важно то, какие общественные последствия имеет его творчество.
В целом, размышления на тему
музыки и политики приводят к интересным
выводам о зависимости