Законодательство Российской Федерации и иные правовые акты о правоохранительных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ, РСФСР и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставов, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий и другими нормативными актами.

Содержание работы

1. Законодательство Российской Федерации и иные правовые акты о правоохранительных органах…………………………………………………….3
2. Организация деятельности и функции нотариата в Российской
Федерации…………………………………………………………………...…….9
Список использованной литературы…………………...………………………19

Файлы: 1 файл

ПО.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Законодательство  Российской Федерации и иные  правовые акты о правоохранительных  органах…………………………………………………….3

2. Организация  деятельности и функции нотариата  в Российской

Федерации…………………………………………………………………...…….9

Список использованной литературы…………………...………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Законодательство Российской Федерации и иные правовые акты о правоохранительных органах.

 

Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ, РСФСР и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставов, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий и другими нормативными актами.

Однако основными источниками курса «Правоохранительные органы» являются законы. По своему содержанию их можно разделить на несколько групп:

1.     Общего характера:

—   Конституция РФ;

—   УПК;

—   ГПК РФ;

—   АПК РФ;

—   Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

—   Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

—    Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»;

—    некоторые иные законы.

2.      О судебной власти, правосудии и судах:

—    Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

—    Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 «О судоустройстве РСФСР»;

—    Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

—    Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

—    Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

—    Федеральный закон от 03 декабря 1994 года № 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»;

—    Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

—    Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;

—    Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»;

—    Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»;

—    Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;

—    Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

—    Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»;

—    Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 “О государственной тайне”;

—    некоторые иные законы.

3.      Об организационном обеспечении деятельности судов и органах его осуществляющих:

—    Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»;

—    Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

—                Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О Судебных приставах»;

—    Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

—    некоторые иные законы.

4.      О прокурорском надзоре и органах прокуратуры:

—    Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

5.      Об организации выявления и расследования преступлений:

—    Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

--       Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

—    Федеральный закон от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;

—    Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»;

—    Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

—    некоторые иные законы.

6.      Об организации юридической помощи:

—    Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

—    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: Утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1;

—    Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

—    Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

—    некоторые иные законы.

Аналогичным образом классифицированными могут быть и другие нормативно-правовые акты о правоохранительных органах.

По своему же содержанию и юридическому значению (силе) правовые акты, регулирующие организацию и компетенцию правоохранительных органов подразделяются на:

—    Конституцию РФ,

—    федеральные конституционные законы,

—    федеральные законы,

—    действующие законы РФ (РСФСР),

—    действующие законы СССР,

—    конституции республик и уставы иных субъектов Российской Федерации,

—   указы Президента РФ,

—   постановления Правительства РФ,

—   нормативные акты министерств и ведомств,

—   иные нормативные акты.

Среди всех законов высшую юридическую силу на территории Российской Федерации имеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ во всех необходимых случаях применяется в качестве акта прямого действия. Так, к примеру, суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а)  когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б)  когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в)  когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г)   когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Когда статья Конституции РФ является отсылочной, правоохранительные органы должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части. 

Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) . Иногда вопросы, правового статуса, организационной структуры и компетенции правоохранительного органа, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения закона отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения.

Правоохранительным органам надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация деятельности и функции

                              нотариата в Российской Федерации.

 

Современный нотариат - система государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации. С другой стороны, нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается: суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК РСФСР, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.

В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, являются очевидными и достоверными. Предмет нотариальной деятельности - дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в суде, а само нотариальное действие в этом случае приостанавливается.

Согласно закону, нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Общими для них являются и правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов. Следовательно, с появлением в законодательстве о нотариате в Российской Федерации нотариуса, занимающегося частной практикой, юрисдикционная природа нотариата в России не изменилась. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба Российской Федерации и совершает все предусмотренные законом нотариальные действия от имени государства. В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную имущественную ответственность по решению суда и в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством. Такая ответственность вполне закономерна, поскольку источник финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, - денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера. После уплаты налогов и других обязательных платежей они поступают в собственность нотариуса.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации и иные правовые акты о правоохранительных органах