Западники и славянофилы: социально-политические аспекты дискуссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Рассказывая о двух течениях западников и славянофилов, не могу не заметить, насколько эта тема актуальна сейчас. По сей день существуют как их сторонники, так и их противники. Вопрос о том куда больше тяготеет Россия к Западу или Востоку не потерял значение и в наши дни. Спор, начатый славянофилами и западниками, то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых идеологов.
Поставленные ими вопросы до сих пор остаются актуальными. Почему?
Целью моей работы является исследование различий мировоззрения западников и славянофилов. Исследуя материал по данной теме, я попробовала решить следующую задачу:

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
Основная часть:……………………………………………………………...
2.1.Западники………………………………………………………..............
2.2.Славянофилы………………………………………………….................
2.3. Сравнительная характеристика мировоззрений………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Сама курсовая.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

  Основные позиции славянофильской философии, неприятие западного пути развития через создание промышленности, классовую борьбу и революции, обоснование исторической судьбы народа в контексте национальной психологии и вероисповедания и в этой связи аналогия самобытного пути России через укрепление общины и соборности православной церкви, неприятие разума как последней инстанции в процессе познания, были объявлены «Отечественными записками».

  Славянофилы, как и западники, выступали за отмену крепостного права сверху и проведение ряда реформ —  суда, администрации и др., буржуазных по своей сущности (хотя славянофилы субъективно выступали против буржуазного строя, особенно западноевропейского образца, с его "язвой пролетариатства", падением нравов и другими отрицательными явлениями), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, за свободу слова и печати, не принимали николаевскую политическую систему.

  Славянофилы любили выдавать себя за подлинных представителей   русской    самобытности,    народности.   Они   собирали фольклор, как отголосок идеализировавшегося ими прошлого в жизни народа. Они претендовали на создание особого внеклассового русского искусства взамен русского   реализма,  который уже существовал. Все это были реакционные утопическо-романтические абстракции. Славянофилы радовались любым проявлениям противоречий в жизни Запада и пытались выдать Россию за оплот нравственных начал, якобы имеющую совсем иную историю, не чреватую революционными потрясениями.

  Потугин: “Удивляюсь я своим соотечественникам. Все унывают, все повесивши нос ходят, и в то же время все исполнены надеждой и чуть что, так на стену и лезут. Вот хотя бы славянофилы: прекраснейшие люди, а та же смесь отчаяния и задора, тоже живут буквой “буки”. Все мол, будет, будет. В наличности ничего нет, и Русь в целые десять веков ничего своего не выработала, нив управлении, нив искусстве, ни даже в ремесле…но постойте, потерпите. Все будте. А почему будет, позвольте полюбопытствовать? А потому, что мы мол, образованные люди, - дрянь; но народ…о, это великий народ!.. Стоило бы призадуматься да попризанять у старших братьев, что они придумали – лучше нас и прежде нас!”.

  Литвинов: “Позвольте мне сделать вам одно замечание. Вот вы говорите, что нам следует занимать, перенимать у наших старших братьев; но как же возможно перенимать, не соображаясь с условиями климата, почвы, с местными, с народными особенностями?”.

  Потугин: “Кто же вас заставляет перенимать зря? Ведь вы чужое берете не потому, что оно чужое, а потому что оно вам пригодно: стало быть, вы соображаете…”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Сравнительная характеристика мировоззрений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

  Различные теории и течения, постоянно охватывающие Россию, так и не привели страну к определенному решению, по какому пути идти. Россия движется по инерции. Споры западников и славянофилов стали частью истории, но актуальность их просвечивает сквозь века. Можно отыскать множество источников противоречий между этими двумя философскими направлениями: возможность политического обустройства, и ход исторического развития, и положение религии в государстве, образование, ценность народного наследия и т.д. Главная причина кроется в обширности территории страны, которая производила на свет личностей с совершенно противоположными взглядами на жизнь и на собственное положение в ней.

  Россия велика. Увлечь одной идеологией ее народ очень сложно. Один из самых сложных вопросов русской философской мысли является вычленение русской народности. Россию населяют сотни народностей, и все они самобытны: кто-то ближе к Востоку, а кто-то к Западу.

  Разногласия в поисках лучшего пути для России возникали не случайно. Всегда надо было  найти  крайнего и отвечать на вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?”. Эти вопросы вечны.

    Давая оценку выше изученному, для себя я сделала вывод, что мне близки обе позиции, т.к. Россия непременно должна развивать науку, медицину, образование, во всем должны учитываться интересы  населения страны. Без этого нет развития. Но, есть одно но! Морально-нравственное воспитание. Наше общество должно быть «здоровым» для того чтобы идти вперед. Всякий образованный человек в России должен хотя бы в самых общих чертах знать о том, что привнесли в отечественную культуру славянофилы и западники, это — вопрос культуры и уважения собственной истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. В. И. Кулешов “История русской критики”. “Просвещение”. М.-1978 год.
  2. История философии: Учебник для ВУЗов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев - М.: изд-во Приор, 1997 год.
  3. Лосский Н. О.История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991.
  4. Сухов А.Д.  Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. - М., 1995.
  5. Д. И. Олейников. “Славянофилы и западники”. “Механик”. М.- 1966.
  6. Данилевский. “Западничество в России”.  “Книга”. М.-1991.
  •  


    Информация о работе Западники и славянофилы: социально-политические аспекты дискуссий