Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:27, реферат
Консерватизм, как правило, определяется и мотивируется защитой установившихся интересов. Он вышел на политическую сцену как защитник уходящего, отжившего, как яростный противник капитализма, но критикующий его не «слева», а «справа».
Основные консервативные постулаты сложились как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения XVIII века.
Зарождение консерватизма
Консерватизм, как правило, определяется и мотивируется защитой установившихся интересов. Он вышел на политическую сцену как защитник уходящего, отжившего, как яростный противник капитализма, но критикующий его не «слева», а «справа».
Основные консервативные постулаты сложились как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения XVIII века. Оптимистическому взгляду просветителей на природу человека, разум и воля которого в состоянии перестроить общество на началах свободы, равенства и братства, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего умозрительные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный по «божьей воле» или в ходе исторического процесса порядок вещей.
Эдмунд Бёрк выступил в роли убежденного критика тех тенденций, которые выявились в ходе революции, увидев в них семена, обещающие со временем дать совсем не те всходы, на которые рассчитывали их сеятели, опасные, с его точки зрения, не только для французского, но и для британского общества.
Политическая теория Бёрка базируется на трех принципах: истории, интерпретации общества и преемственности. Бёрк считал, что человечество может реализовать себя только в истории, и только через институты, выдержанные проверку временем.
Общество, поэтому может быть лишь историческим продуктом, результатом медленного, естественного роста: органическое единство со своим характером, в котором находится место и для патриотизма, и для морали, и для религии. Оно же одновременно диктует кодекс поведения, направленного как против эксцессов индивидуализма, так и против тиранов. Традиция – собранная история обычаев, предрассудков и мудрости – единственное разумное средство достижения справедливости.
Бёрк полагал, что хорошее правление должно включать три элемента: монархию, аристократию и народ. Он также дал свою интерпретацию парламентского правления как необходимого дополнительного элемента к деятельности монархии, аристократии и народа. Долгом члена парламента, считал Бёрк, является забота о благе общества в целом.
Бёрк был
сторонником частичной
Бёрк сформулировал принципы консерватизма в своих работах, посвященных конкретным проблемам британской, европейской и мировой политики второй половины XVIII века. Основные принципы могут быть сведены к следующим: 1) Человек есть существо религиозное, и религия образует основу гражданского общества; 2) общество – продукт исторического развития, и его институты воплощают в себе мудрость предков; 3) человек как существо инстинкта, чувства и разума лучше руководим опытом, привычкой и предрассудками, нежели абстрактными теориями; 4) зло заключено в самой человеческой природе, а не в общественных учреждениях; сообщество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивида, а его права есть лишь следствие обязанностей; 5) люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право одних властвовать над другими; 6) наличный общественный строй необходимо оберегать, поскольку обычно попытки устранить зло ведут к причинению еще большего зла, что вовсе не отрицает необходимости изменений.
Развитие консерватизма
В ходе развития общества на определенных его этапах к консерватизму обращались разные группы населения. Идеологические позиции этих групп накладывали свой отпечаток на консервативные установки на каждом данном отрезке времени. Параллельно происходил процесс эволюции социально-фолософских и идейно-политических концепций консерватизма. Взаимодействие указанных процессов привело к тому, что консервативные программы претерпели не менее серьезные изменения, чем доктрины других политических групп.
Начиная с XIX века консервативные партии во многих странах Запада нередко, а подчас и подолгу, оказывались правящими. Особенно активны были традиционалисты, т.е. правый фланг консервативного движения, а также – в Соединенных Штатах – неоконсерваторы, или «разочарованные либералы». Колоссальную роль сыграл и личностный фактор: в Р. Рейгане и М. Тетчер консерваторы обрели харизматических лидеров, сумевших увлечь широкие массы.
Консервативная идеология, в той или иной степени отражая и формируя умонастроение большинства, становилась доминирующей.
Сколь бы бережно консерватизм не относился к традициям, идея «возврата в лучшее прошлое» ему чужда как современному политическому течению.
Идеи и концепции
консерватизма находятся в
Современная теория
консерватизма имеет
Значительное место в конституциях современного консерватизма занимает проблема свободы, равенства, власти, государства, демократии. В трактовке данного круга проблем большинство западных консерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и основополагающих принципов демократии. Вместе с тем реализация принципов как в форме свободно-рыночных принципов, так и в форме конкуренции без вмешательства государства может создать реальные препятствия для эффективной реализации принципов плюралистической демократии, а то и подорвать их. Предотвращение такого хода событий консерваторы предлагают найти на пути органического сочетания принципов демократии и элитизма.
Современный консерватизм продолжает развивать принцип о том, что власть является предпосылкой всех свобод, отдает первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. По мнению современных консерваторов, «информационное общество» нуждается в повиновении и послушании, а государство для достижения этих целей вправе принимать необходимые меры.
Показательным
для консерватизма и
Современные неоконсерваторы в своей политической философии используют некоторые исконно консервативные принципы, но наполняют их совершенно иным, искажающим суть содержанием. Неоконсерваторы нацелены на радикальное преобразование окружающего мира на основе крайне идеологизированной, абстрактной, утопической модели; их глобальные представления о демократии гораздо ближе к либеральному космополитизму, чем к ориентированному на сохранение национальной специфики консерватизму.
Парадигма консерватизма может быть определена следующими взаимозависящими и взаимопроникающими принципами:
Что же касается 7-ого принципа индивидуализма личности, то, согласно консерватизму: