Зарождение консерватизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:27, реферат

Описание работы

Консерватизм, как правило, определяется и мотивируется защитой установившихся интересов. Он вышел на политическую сцену как защитник уходящего, отжившего, как яростный противник капитализма, но критикующий его не «слева», а «справа».
Основные консервативные постулаты сложились как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения XVIII века.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Зарождение  консерватизма

Консерватизм, как правило, определяется и мотивируется защитой установившихся интересов. Он вышел на политическую сцену как  защитник уходящего, отжившего, как  яростный противник капитализма, но критикующий его не «слева», а  «справа».

Основные консервативные постулаты сложились как ответ, реакция на первый опыт претворения  французскими революционерами идей эпохи Просвещения XVIII века. Оптимистическому взгляду просветителей на природу человека, разум и воля которого в состоянии перестроить общество на началах свободы, равенства и братства, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего умозрительные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный по «божьей воле» или в ходе исторического процесса порядок вещей.

Эдмунд Бёрк выступил в  роли убежденного критика тех  тенденций, которые выявились в  ходе революции, увидев в них семена, обещающие со временем дать совсем не те всходы, на которые рассчитывали их сеятели, опасные, с его точки зрения, не только для французского, но и для британского общества.

Политическая  теория Бёрка базируется на трех принципах: истории, интерпретации общества и  преемственности. Бёрк считал, что человечество может реализовать себя только в истории, и только через институты, выдержанные проверку временем.

Общество, поэтому  может быть лишь историческим продуктом, результатом медленного, естественного  роста: органическое единство со своим  характером, в котором находится место и для патриотизма, и для морали, и для религии. Оно же одновременно диктует кодекс поведения, направленного как против эксцессов индивидуализма, так и против тиранов. Традиция – собранная история обычаев, предрассудков и мудрости – единственное разумное средство достижения справедливости.

Бёрк полагал, что хорошее правление должно включать три элемента: монархию, аристократию и народ. Он также дал свою интерпретацию  парламентского правления как необходимого дополнительного элемента к деятельности монархии, аристократии и народа. Долгом члена парламента, считал Бёрк, является забота о благе общества в целом.

Бёрк был  сторонником частичной демократии, в которой власть народа сдерживалась бы другими конституционно определенными  институтами – монархом, лордами и церковью.

Бёрк сформулировал  принципы консерватизма в своих  работах, посвященных конкретным проблемам  британской, европейской и мировой  политики второй половины XVIII века. Основные принципы могут быть сведены к следующим: 1) Человек есть существо религиозное, и религия образует основу гражданского общества; 2) общество – продукт исторического развития, и его институты воплощают в себе мудрость предков; 3) человек как существо инстинкта, чувства и разума лучше руководим опытом, привычкой и предрассудками, нежели абстрактными теориями; 4) зло заключено в самой человеческой природе, а не в общественных учреждениях; сообщество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивида, а его права есть лишь следствие обязанностей; 5) люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право одних властвовать над другими; 6) наличный общественный строй необходимо оберегать, поскольку обычно попытки устранить зло ведут к причинению еще большего зла, что вовсе не отрицает необходимости изменений.

 

 

 

 

 

 

Развитие  консерватизма

В ходе развития общества на определенных его этапах к консерватизму  обращались разные группы населения. Идеологические позиции этих групп накладывали  свой отпечаток на консервативные установки на каждом данном отрезке времени. Параллельно происходил процесс эволюции социально-фолософских и идейно-политических концепций консерватизма. Взаимодействие указанных процессов привело к тому, что консервативные программы претерпели не менее серьезные изменения, чем доктрины других политических групп.

Начиная с XIX века консервативные партии во многих странах Запада нередко, а подчас и подолгу, оказывались правящими. Особенно активны были традиционалисты, т.е. правый фланг консервативного движения, а также – в Соединенных Штатах – неоконсерваторы, или «разочарованные либералы». Колоссальную роль сыграл и личностный фактор: в Р. Рейгане и М. Тетчер консерваторы обрели харизматических лидеров, сумевших увлечь широкие массы.

Консервативная идеология, в той или иной степени отражая и формируя умонастроение большинства, становилась доминирующей.

Сколь бы бережно  консерватизм не относился к традициям, идея «возврата в лучшее прошлое» ему чужда как современному политическому  течению.

Идеи и концепции  консерватизма находятся в развитии, что говорит о его применимости к различным социальным условиям, появляющимся в ходе исторического  развития. Положение консерватизма  устойчиво вследствие его инверсии к другим идеологиям, что позволяет  ему вырабатывать новые идейные концепции с учетом изменившейся социально-политической и экономической ситуацией.

Современная теория консерватизма имеет определенные отличия, новации. Изменения в этой теории определялись характером политических и социально-экономических проблем в XX – начале XXI веков. Одна из особенностей неоконсерватизма состоит в том, что из противника научно-технического прогресса он превратился в его убежденного сторонника. Сложилась ситуация, когда обращение к науке как средству решения стоящих перед обществом проблем стала рассматриваться как защита существующего положения. Другая особенность неоконсерватизма состоит в том, что он делает большой упор на социокультурные и религиозные проблемы. Религия служит источником традиционных ценностей, связанных с культурной традицией как частью образа жизни.

Значительное  место в конституциях современного консерватизма занимает проблема свободы, равенства, власти, государства, демократии. В трактовке данного круга  проблем большинство западных консерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и основополагающих принципов демократии. Вместе с тем реализация принципов как в форме свободно-рыночных принципов, так и в форме конкуренции без вмешательства государства может создать реальные препятствия для эффективной реализации принципов плюралистической демократии, а то и подорвать их. Предотвращение такого хода событий консерваторы предлагают найти на пути органического сочетания принципов демократии и элитизма.

Современный консерватизм продолжает развивать принцип о том, что власть является предпосылкой всех свобод, отдает первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. По мнению современных консерваторов, «информационное общество» нуждается в повиновении и послушании, а государство для достижения этих целей вправе принимать необходимые меры.

Показательным для консерватизма и неоконсерватизма является его способность приспосабливаться  к социально-экономическим и политическим изменениям. Сегодня консерваторы приняли  многие идеи и принципы либерализма, которые ими раньше отвергались. Сохранив приверженность господствующей религии, большинство консерваторов восприняли рационализм и технократизм.

Современные неоконсерваторы  в своей политической философии  используют некоторые исконно консервативные принципы, но наполняют их совершенно иным, искажающим суть содержанием. Неоконсерваторы нацелены на радикальное преобразование окружающего мира на основе крайне идеологизированной, абстрактной, утопической модели; их глобальные представления о демократии гораздо ближе к либеральному космополитизму, чем к ориентированному на сохранение национальной специфики консерватизму.

Парадигма консерватизма  может быть определена следующими взаимозависящими и взаимопроникающими принципами:

  1. Знание и способы познания человека, общества и мира основаны на традиции, органичности и преемственности.
  2. В этом смысле они историчны.
  3. История идей отличается аналитичностью и концептуализмом.
  4. Поскольку постоянный анализ идей, понятий и изучаемых с их помощью социальных процессов строго упорядочен, то надо постоянно помнить об их динамичности и непрерывности.
  5. Затем следует принцип иерархичности всего и вся – мыслей, идей, понятий, людей, социально-политических процессов и институтов.
  6. Отсюда – легитимность и в познании, и в существовании.
  7. Все шесть предшествующих принципов имеют смысл только тогда, когда сопряжены с принципом индивидуализма, т.е. признанием первенства прав и обязанностей человека, личности как главной цели, а не средства.

Что же касается 7-ого принципа индивидуализма личности, то, согласно консерватизму:

  1. человек обладает самостоятельностью (свободой воли), имеет шанс на благо и наделен неотъемлемыми и неотчуждаемыми государством ни при каких условиях правами и обязанностями;
  2. общество основано на принципах самоорганизации свободных граждан;
  3. закон, право основаны на внутреннем убеждении, повелении личности;
  4. идеология – частное дело каждого человека.

 




Информация о работе Зарождение консерватизма