Формирование
власти идет бюрократическим способом,
по закрытым от общества каналам. Власть
недоступна для контроля со стороны общества.
При тоталитарном режиме нет установленных
законом механизмов ее преемственности.
Отношение
общества и власти характеризуется тем,
что общество полностью отчуждено от власти,
но при этом оно не осознает этого отчуждения.
В политическом сознании формируется
представление о "слиянии общества
с властью".
Всеобщая
регламентация жизни осуществляется через идеологию,
которая превращается в своеобразную
светскую форму религии. Тоталитарная
идеология устанавливает свою монополию
во всех сферах (мораль, право, наука и
др.).
Тоталитарная
идеология провозглашает всеобщее переустройство
общества на основе новых ценностей. Это
особая социальная утопия и мифология.
Идеология должна признаваться
и разделяться всеми членами общества
как единственно правильная и возможная.
Любое инакомыслие пресекается. Идеологию
разрабатывает партия. Свободный доступ
к информации отсутствует. Тоталитарное
общество может существовать только как
абсолютно "закрытое" общество.
Для тоталитарного режима характерно
стремление создать "'нового человека"
с особым политическим сознанием и политическим
поведением. Партия, контролируя процесс
политической социализации, стремится
сформировать и новый тип политического
сознания общества, для которого характерны
сакрализация власти (ее обожествление),
ощущение слияния с властью и любовь к
ней, энтузиазм в политическом поведении,
патерналистские представления о государстве.
В тоталитарных государствах нарушаются
многие важнейшие права человека. В условиях
тоталитарного режима права человека,
по сути, носят декларированный, формальный
характер.
При тоталитаризме
происходят характерные изменения в политической
системе общества. Между компонентами
политической системы общества складываются
особые взаимосвязи и взаимодействия.
Уничтожаются все политические партии,
кроме одной правящей, а также общественные
организации в собственном значении этого
термина.
Происходит
слияние государственного аппарата с
аппаратом правящей партии и аппаратом
общественных организаций. Власть партии,
по сути дела, превращается в самостоятельную
ветвь власти, она принимает все значимые
решения, а органы государства их только
исполняют. Все государственные органы
становятся «партийными по духу», в том
числе и органы судебной власти. Партия
становится над всеми ветвями власти,
превращаясь в особую «руководящую и направляющую
силу» общества.
Роль представительных учреждений и институтов
власти сводится к минимуму, происходит
разрастание репрессивного аппарата,
он получает особые полномочия.
Репрессивные
органы в тоталитарном государстве стоят
выше всех государственных органов, они
стоят даже над партией, все ее члены зависят
от отношения к ним данных органов.
В тоталитарных
режимах, как правило, складывается культ
личности, появляется «вождизм». В данном
режиме гражданам запрещено все, кроме
того, что приказано (разрешено).
Могущество
тоталитарного режима держится на трех
главных основаниях: контроль над ресурсами,
огромный карательный аппарат, пропаганда
и манипуляция сознанием.
Основные компоненты тоталитаризма:
- признание руководящей
роли одной партии в сфере
политической и осуществление
ее диктатуры;
- господство официальной
идеологии в сфере духовной
и принудительное навязывание
ее членам общества;
- существование всеобщего
контроля за поведением индивидов
в сфере социальной с применением
методов подавления;
- всеобщий контроль за
всеми средствами массовой коммуникации;
- централизованное руководство
и управление экономикой.
- контроль над вооруженными
силами.
Отличительные
признаки тоталитаризма:
стремление к всеобъемлющей
организации общества и полному контролю
над личностью
контроль осуществляется огромным
числом государственных и партийных органов,
начиная от школы, и кончая органами государственной
безопасности
устанавливается режим всеобщей
слежки за гражданами
стремление к радикальному
переустройству общества в соответствии
с определенной социальной утопией
репрессии имеют всеобщий характер
подавляется любая индивидуальная
свобода, включая свободу мыслить
Тоталитарные
режимы делятся на «правые и левые тоталитаризмы».
Правый
тоталитаризм существовал в форме фашизма.
Он основывался на идеологии национал-социализма.
Левый
тоталитаризм в классическом виде проявился
в сталинизме. Корни этой идеология находились
в марксизме. Сталинизм стал особой версией
марксизма. Это был марксизм вульгаризированный,
приспособленный к условиям определенной
страны и целям правящей в этой стране
партии. Из живого организма общество
превратилось в механизм, произвольно
сконструированный властью. Партия полностью
подчинила себе и государство и общество.
Стремление сделать общество свободным
обернулось всеобщей несвободой и насилием,
причем насилием и экономическим, и политическим,
и правовым и духовным.
Заключение
Структура
политического режима может и должна рассматриваться
не только с точки зрения взаимодействия
правительства и оппозиции, но и в аспекте
того, каков "конечный результат"
такого взаимодействия. Иначе говоря,
какие решения принимаются и каков механизм
их принятия. Такой угол зрения позволяет
проанализировать режим непосредственно
с точки зрения его способности эффективно
и мобильно решать возникающие перед обществом
задачи. В данном случае рассмотрение
его структурных элементов будет всецело
подчинено тому, как, через какие механизмы
и социальные группы, преодолевая сопротивление
каких факторов режим принимает решение
и проводит его в жизнь, как оценивает
эффективность решения по прошествии
определенного времени. Анализируя процесс
принятия решений, можно не только выявить
структурные характеристики политического
режима, но и понять, каков алгоритм их
взаимодействия и согласованного функционирования.
Поэтому наблюдатель режима в данном случае
способен, используя музыкальную аналогию,
воспринимать мелодию всего оркестра,
а не только его отдельных инструментов
— скрипок, контрабаса или трубы.
Базовые институты: лидер —
элита — бюрократия — группа
Несомненно, что политические
решения принимаются с опорой на институты,
располагающие информацией и иными необходимыми
ресурсами. Однако среди политологов ведутся
продолжительные дискуссии относительно
того, кто конкретно несет основную ответственность
за принятие решения — лидер, его ближайшее
окружение, бюрократия или заинтересованные
группы
Список литературы
- Кулапов В. Л. Теория государства и права : учебник для вузов по направлению
и специальности "Юриспруденция" Издательство: НОРМА,
ИНФРА-М, 2011 г.
- Нудненко Л.А. Институты непосредственной
демократии в системе местного самоуправления
России. М.: ИНИОН РАН, 2000.
- Прудников А.С., Еремян В.В., Лимонов
А.М. и др. Муниципальное право России.
Курс лекций. М. Книжный мир. 2005.
- Цыганков А.П. Современные политические режимы:
структура, типология, динамика. М.: Гардарики,2003. — 590
с.
- Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000. 400 с.
1 Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник.
М.: Юристъ, 2000
2 Кулапов В. Л. Теория государства
и права : учебник для вузов по направлению
и специальности "Юриспруденция" Издательство: НОРМА,
ИНФРА-М, 2011 г.