Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:20, реферат
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.
Введение………………………………………………………………………....3-4
История политической жизни женщин в России……………………………..5-9
Мужчина и женщина в политике. Нужны ли женщины в политике?..........10-17
Мнение женщины-политика (Ирины Хакамады) по исследуемому вопросу…………………………………...........................................................18-19
Заключение…………………………………………………………………….20-22
Библиографический список………………………………………………………………………….23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Кафедра “Философия и социология”
РЕФЕРАТ
Женщины в политике
Выполнила
студент группы 1 ГУ-2
А.Е. Атаева
Проверил:
Комсомольск-на-Амуре
Содержание
Введение…………………………………………………………
История политической жизни женщин в России……………………………..5-9
Мужчина и женщина в политике. Нужны ли женщины в политике?..........10-17
Мнение женщины-политика
(Ирины Хакамады) по исследуемому вопросу…………………………………..........
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………………
Введение
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.
Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.
Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятст-вует».
И вот вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни - своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика - для мужчин, а семья, дети - для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.
Какое же положение занимают российские
женщины на политической арене в
настоящее время? Нужна ли населению
их политическая активность, или мужчины
и без них прекрасно
История политической жизни женщин в России
В погоне «за европейским ходом
вещей» модернизация стала центральной
проблемой России на протяжении всего
XIX века, вплоть до 1914 года. Необходимость
реформирования хозяйственного уклада
и общественного устройства, вызванные
неудачей реформ Александра I, мятежом
1825 года и позором Крымской войны,
втянула женщин в общественное производство.
На первых порах речь зашла о «дворянском»
и «разночинном» женском
Одна из них, М. Цебрикова -- сотрудница
радикальных «Отечественных записок»,
получила всемирную известность
благодаря публикации «Открытого письма»
к императору Александру III. Письмо
было написано настрадавшейся от безнадежной
тоски и полного нравственного
банкротства тогда уже
Монарх, до которого письмо дошло, задал лишь один недоуменный вопрос: «Ей-то что за дело?». Перед нами реакция абсолютного монарха, который не может усомниться в том, что подданные почитают его, как Бога. В те времена в патриархальной России не было места, где могла бы формироваться независимая, самостоятельная личность.
Так,
с начала XIX века потребность освобождения
от этого явления породило освободительное
движение, в которое женщины шли
потоком и потому, что оно обещало
им их личное, женское освобождение,
и потому, что оно обещало освобождение
России. Уже в 70-е годы XIX века женщины,
по самым приблизительным
Первый период развития женского движения в России - период становления на ноги - от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто.
Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его.
С этого момента наступает второй период в развитии женского движения в России. Это пора его зрелости, правда, недолгая -- с 1906 по 1917 год. Женское движение крепнет, появляется настоящий женский пролетариат. Появляются такие женские организации, как «Русское женское взаимно-благотворительное общество», радикальный «Союз равноправности женщин», «Женская прогрессивная партия», «Российская Лига равноправия женщин». Однако цель у всех его потоков одна -- уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Знаменателен 1-й Всероссийский женский съезд.
Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века.
В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов.
Можно сколько угодно иронизировать по поводу слов В.И. Ленина о том, что «каждая кухарка должна научиться управлять государством», но надо при-знать, что в 20-е гг. задача привлечения женщин к общественной жизни, уча-стия их в политической деятельности решалась быстрыми темпами. Предложе-ния, высказанные женщинами на делегатских собраниях, встречали идейную поддержку и с целью реализации быстро переводились в плоскость государст-венных действий. Женщин не только призывали к общественной деятельности, но и создавали механизм, позволяющий включиться в нее. В этом была боль-шая заслуга и женотделов.
С 1930 г. «женский вопрос» стал считаться решенным, и он исчез из по-литики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР - 32,8%; в Верховных советах союзных республик - 36,2%; автономных республик - 40,3%.
Эти
квоты не отражали истинное положение
женщин в политической жизни страны,
хотя нельзя не признать, что на низовом,
локальном уровне женщины были достаточно
активны, и их представительство
в местных органах власти было
высоким. Это общемировая тенденция.
Некоторые запад-ные
Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении «женского вопроса» в СССР и о политической роли женщины в обще-стве. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло, прежде всего, по причине их низкой политической активности и организованности, но и показа-ло отношение общества к женщине-политику.
В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета - 8,9%.
Симптоматична
оценка результатов этих выборов. Как
свидетельствуют итоги
Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов - женщины (в Совете Федерации - 5,6%, в Государственной Думе - 13,6%).
Значительно
меньше женщин в правительственных
структурах. В аппарате органов управления
доля женщин в общей численности
работающих состав-ляла 67%, но в Федеральном
правительстве была лишь одна женщина-министр,
возглавлявшая Министерство социальной
защиты населения, две женщины руководили
комитетами при правительстве. На региональном
уровне среди руководителей
Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руково-дителей промышленных предприятий, 8% - сельского хозяйства, 10% - связи, 0,7% - строительных организаций.
Таким образом, представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того, высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед «натиском» женской об-щественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом.
Мужчина и женщина в политике. Нужны ли женщины в политике?
Отличается ли и чем женщина-политик от мужчины-политика? …Женщины чаще всего выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в «мужском» парламенте.
Женщина-политик осознанно отождествляет себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать специфическими «женскими интересами» или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для женщин. Например, проблемы продвижения женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, планирования семьи, детских учреждений, абортов и т.д..
И здесь можно наблюдать такой парадокс: если женщина-политик (женщина - законодатель) заявляет, что в политике она - не женщина, то это означает, что она не отождествляет себя (осознанно, а скорее не понимая всего этого) с интересами, объединяющими все женское население, что она, как бы, отрекается от своей самости, полностью принимая стиль, созданный по мужским правилам, в рамках которого заставляют действовать и жить женщину.
Женщина мечтает о гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Это означает, что она не хочет и не должна играть по мужским правилам, а законно считает, что эти правила должны быть созданы ею самой. Правила же для совместного поля игры должны быть созданы партнерами - мужчиной и женщиной.
Женщина-лидер
- это сочетание слагаемых, слившихся
воедино в нужный и благоприятный
момент для раскрытия личности. Эти
слагаемые создают такой «