Анализ ассортимента и структуры продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты об ассортименте продукции, его структуре и методике его анализа
1.1 Понятие об ассортименте продукции и товаров
1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции
глава 2. Анализ ассортимента продукции и ее структуры на примере ООО "Север"
2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО "Север"
2.2 Анализ структуры продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Анализ ассортимента продукции предприятия.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Изделие

Объем производства продукции  в плановых ценах, руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенный  в выполнение плана по ассортименту, руб.

план

факт

А

83200

85000

102,2

83200

Б

62500

56000

89,6

56000

В

100000

120300

120,3

100000

Г

68800

66800

97,1

66800

ИТОГО

314500

328100

104,3

306000


 

Из данной таблицы  видно, что план по ассортименту продукции  выполнен на 97,3 % (306000 : 314500 * 100).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура  рынка, изменение спроса на отдельные  виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.

При этом изделия, выпускаемые  сверх плана или не предусмотренные  планом, в расчет выполнения плана  по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным  только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры  рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

2.2 Анализ структуры продукции

 

Структура продукции  – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния  структурных сдвигов с целью  устранения их влияния на экономические  показатели используют метод прямого  счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам  изделий производится по формуле

 

,

 

где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции  при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска  каждого изделия на средний процент  выполнения плана по выпуску продукции (табл.2) или путем умножения общей  суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение  отдельных изделий в общем  их выпуске.

Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

 

Таблица2.5 Анализ структуры товарной продукции за 2007 г. (плановые данные - 2006 г.)

Изделие

Оптовая цена за 1 шт. в  руб.

Объем производства продукции, шт.

Товарная продукция  в ценах плана, руб.

Изменение товарной продукции  за счет структуры, руб.

план

факт

план

факт при план структур

факт

А

40

2080

2125

83200

83584

85000

+ 1416

Б

20

3125

2800

62500

62789

56000

- 6789

В

50

2000

2406

100000

100462

120300

+ 19838

Г

25

2752

2672

68800

69118

66800

- 2318

ИТОГО

-

9957

10003

314500

315953

328100

+ 12147


 

Данные графы товарная продукции факт при плановой структуре  рассчитывается умножением товарной продукции  по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом  в условно-натуральных единицах:

 

К вп = 10003 : 9957 = 1,00462

 

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,462 % по всем видам  продукции и не нарушилась запланированная  структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 315953 руб. При фактической структуре он выше на 12147 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.

Такой же результат можно  получить и более простым способом, а именно способом процентных разниц. Для этого разность между коэффициентом выполнения плана по производству продукции, рассчитанным на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (Кн) умножается на запланированный выпуск продукции.

 

ВП стр = (Кст - Кн) * ВП пл = (1,04324 - 1,00462) * 314500 = 12146 руб.

 

При использовании средних цен расчет производится по формуле

 

,

 

где Ц1, Ц0 - средняя оптовая  цена группы изделий – фактическая  и плановая соответственно,

VВП1 – фактическое  количество изделий в отчетном  периоде, натуральные измерители.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана  по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенный за первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей ритмичности продукции - коэффициент ритмичности.

 

Таблица 2.6 Анализ структуры товарной продукции за 2007 г.

Квартал

Выпуск продукции, руб.

Удельный вес, %

Выполнение плана, коэффиц.

Доля продукции зачтен. в план по ритм-ти, %

план

факт

План

факт

I

92000

100500

29,3

30,6

1,092

29,3

II

73200

70600

23,3

21,5

0,964

21,5

III

83800

87000

26,6

26,5

1,038

26,5

IV

65500

70000

20,8

21,4

1,069

20,8

За год

314500

328100

100

100

1,043

98,1


 

Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня: 29,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1 %.

Для оценки ритмичности  производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана, чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

К аритм = 0,092 + 0,036 + 0,038 + 0,069 + 0,043 = 0,278.

Внутренние причины  аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия. Низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции  в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим  и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего  объема производства. Упущенные возможности = 328100 - (100500 * 4) = - 73900 руб.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

Ассортимент продукции  и товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.

Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей; оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий на рынках, принятие  своевременных мер по внедрению  новых, более совершенных видов  продукции и изъятие из производственной  программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции  дает одноименный коэффициент, уровень  которого определяется следующим образом: объем продукции, принятый в расчет делим на базовый объем производства (реализации) продукции.

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов  продукции возрастает, а других —  уменьшается.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. Также результат можно получить и более простым способом - способом процентных разностей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2007.
  2. Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО "Изд-во БИНОМ", 2006
  3. Менеджмент (Современный Российский менеджмент) учеб. для студ. вузов/ под ред. Ф.М. Русинова.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.-502 с
  4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2003.-498 с.
  5. А.В. Гличёв. Основы управления качеством продукции. Изд-во АМИ, 1999.
  6. Курганская Н.И. Прогнозирование, планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учебное пособие, Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1998
  7. Экономика предприятия: учеб.пособие / В. Я. Хрипач [и др.]; под общ. ред. А. С. Головачева, И. В. Головачевой. – Минск: НПЖ Финансы, учет, аудит, 2007.

Информация о работе Анализ ассортимента и структуры продукции предприятия