Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ и освоение методики проведения анализа деловой активности предприятия на примере СПК «Украинский».
Объектом исследования являются показатели деловой активности предприятия. Предметом является оценка деятельности СПК «Украинский» на основе этих показателей.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
оценка теоретических основ анализа деловой активности, его целей, задач и источников;
оценка основных критериев показателей деловой активности, анализа эффективности использования ресурсов и анализа устойчивости экономического роста предприятия;
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему: «АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ В СПК «УКРАИНСКИЙ»
по предмету: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»
ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.А.СТОЛЫПИНА»
Институт экономики и финансов
Кафедра финансового менеджмента
ЗАДАНИЕ
на подготовку курсовой работы по учебной дисциплине
«Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»
студентке: Казаковой Евгении Викторовне
Тема курсовой работы: «Анализ деловой активности и пути ее повышения в СПК «Украинский»
Исходные материалы к работе: годовая бухгалтерская отчётность за 2008 – 2010 года, нормативная, справочная информация, научная литература.
Основные вопросы к анализу состояния и к разработке раздела совершенствования в курсовой работе:
Срок сдачи разработанной курсовой работы на кафедру__________
Руководитель курсовой работы:
______________________________
Дата выдачи задания___________________
Подпись студента______________________
Руководитель (подпись)_________________
СОДЕРЖАНИЕ
Переход к рыночной экономике, а также грядущее вступление России в ВТО требует от предприятий агропромышленного комплекса повышения эффективности производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. [9, с.115]
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия носит комплексный характер вследствие обоснования уровня параметров, дающих объективную и точную картину его финансовых результатов, эффективности использования экономических ресурсов и величины производственного потенциала. [6, с. 229]
Владение сведениями о финансовом состоянии компании - верный путь к ее развитию и процветанию. Необходимо понимать смысл таких показателей экономики, как ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, эффект финансового рычага и другие, а также знать методику их анализа.
Результаты финансового анализа необходимы, прежде всего, для использования внутри предприятия:
Таким образом, все это актуализирует роль анализа финансового состояния предприятия.
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ и освоение методики проведения анализа деловой активности предприятия на примере СПК «Украинский».
Объектом исследования являются показатели деловой активности предприятия. Предметом является оценка деятельности СПК «Украинский» на основе этих показателей.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Анализ деловой активности проводится за два года. Информационной базой для проведения анализа является годовая бухгалтерская отчётность за 2008 – 2010 года, нормативная, справочная информация, научная литература.
Для написания курсовой работы были использованы следующие способы: способ сравнения, табличный, способ относительных и средних величин, а также метод детерминированного факторного анализа (метод цепных подстановок и метод абсолютных разниц).
Термин «деловая активность» начал использоваться в отечественной учетно-аналитической литературе сравнительно недавно – в связи с внедрением широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов.
В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин принимается в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия. [7, с.174]
Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретного предприятия отражают фазы его жизненного цикла (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывает степень адаптации к быстро меняющимся рыночным условиям, а также качество управления.
Большое влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться как благоприятный предпринимательский климат, стимулирующий активное поведение предприятия, так и предпосылки к свертыванию деловой активности. Немаловажны также факторы внутреннего характера, подконтрольные руководству предприятия: совершенствование договорной работы, улучшения образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и т.п.
Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов предприятия и в выявлении резервов их повышения.
В процессе анализа деловой активности предприятия решается ряд задач:
Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции.
Рис. 1 Приемы проведения оценки деловой активности [6, стр. 262]
Деловую активность измеряют с помощью системы количественных и качественных критериев (рис. 1).
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие надежных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг) и др. [1, стр. 107]
Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой продукции, товаров, работ, услуг (деловой оборот), прибыль, величину авансированного капитала (активов). [2, стр. 139]
При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название «золотое правило экономики организации»:
Тп > Тв > Та > 100%,
где Тп – темп роста прибыли, %;
Тв – темп роста выручки (нетто) от продаж, %;
Та – темп роста активов (имущества), %.
Прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства должны снижаться, а активы использоваться более рационально. [2, стр. 140] Возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, не всегда негативные. В частности, распространенными причинами нарушения системы неравенств являются: освоение новых перспективных направлений приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Такая деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов.
При анализе необходимо принимать во внимание влияние инфляции, которая может существенно искажать динамику основных показателей. Устранение этого негативного влияния и получение более обоснованных выводов о динамике показателей осуществляются по известным методикам, основанным на применении индексов цен.
Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов предприятия, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств предприятия и их источников.
При анализе оборачиваемости оборотных средств особое внимание должно уделяться производственным запасам и дебиторской задолженности. Чем меньше омертвляются финансовые ресурсы в этих активах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносят предприятию все новые и новые прибыли. [1, стр. 107]
В общем случае оборачиваемость средств, вложенных в имущество, оценивается следующими показателями: скорость оборота (количество оборотов, которое совершают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие) и период оборота – средний срок, за который совершается один оборот средств.
Чем быстрее оборачиваются средства, тем больше продукции производит и продает предприятие при той же сумме вложений. Кроме того, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. В то же время, чем ниже скорость оборота активов, тем больше потребность в финансировании. Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь, возможностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемость активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников средств и повышать ликвидность. [6, стр. 264]
На длительность нахождения средств в обороте оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся отраслевая принадлежность; сфера деятельности организации; масштаб деятельности организации; влияние инфляционных процессов; характер хозяйственных связей с партнерами.
К внутренним факторам относятся: эффективность стратегии управления активами; ценовая политика организации; методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.
Факторами ускорения оборачиваемости оборотных средств являются оптимизация производственных запасов, эффективное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, сокращение длительности производственного цикла, сокращение сроков пребывания оборотных средств в остатках готовой продукции и в расчетах.
Для оценки эффективности использования ресурсов предприятия применяются различные показатели, характеризующие интенсивность использования всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов.
В качестве основных источников информации для определения и оценки оборачиваемости оборотных средств используются данные формы № 1, формы № 2.
Для измерения оборачиваемости оборотных средств используются следующие показатели [2, стр. 143]:
Таблица 1 – Показатели деловой активности
№ п/п |
Расчетная формула |
Условные обозначения |
Комментарий |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Показатели оборачиваемости активов | ||
1.1 |
– коэффициент оборачиваемости активов; – выручка (нетто) от реализации товаров; – средняя стоимость активов за расчетный период (год). |
Показывает скорость оборота всего авансированного капитала (активов) предприятия, т.е. количество совершенных им оборотов за анализируемый период. |
Информация о работе Анализ деловой активности и пути ее повышения в СПК "Украинский"