Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия, разработка и обоснование мероприятий по улучшению финансового результата организации, а именно ОАО «Хлебозавод №7». Данная организация занимается производством хлебобулочных изделий. Информационной базой послужили отчётные данные за период с 1 января по 30 июня 2009г.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа доходов и расходов организации
1.1. Экономическая природа и сущность доходов и расходов организации, их классификация…………………………………………………..……………..5
1.2. Цель, задачи, информационная база и методы анализа доходов и расходов организации………...…………………………………………………..9
1.3. Аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках (форма №2)…… ………………………………………………………………………….13
2. Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)
2.1. Анализ состава, структуры и динамики организации…………….......17
2.2. Анализ прибыли от продаж……………………………………...……...20
2.3. Анализ рентабельности обычных видов деятельности……………….27
Заключение………………………………………………………..……………...32
Список литературы……………………………………….…………………..….34
Результаты
факторного анализа прибыли от продажи
позволяют оценить резервы
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе табл. 1.4.
Таблица 1.4
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж, тыс. руб.
Показатели | За предыдущий год | За отчетный год | Абсолютный прирост | В % к предыдущему году |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Выручка от продажи продукции, работ, услуг | 105 429 | 107 704 | + 2275 | + 2,16 |
2. Себестоимость продукции | 86 582 | 87 873 | + 1291 | + 1,49 |
3. Коммерческие расходы | 13 914 | 14 212 | + 298 | + 2,14 |
4. Управленческие расходы | - | - | - | - |
5. Прибыль от продаж продукции, работ, услуг | 4933 | 5619 | + 686 | + 13,91 |
6. Индекс изменения цен | 1,0 | 1,15 | + 0,15 | + 15 |
7. Объем
реализации в сопоставимых |
105 429 | 93 656 | - 11773 | - 11,17 |
Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.
1.
Для определения влияния
Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема продаж отчетного периода на индекс изменения цены продажи. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на проданную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.
В нашем примере объем продаж за отчетный период в ценах базисного периода составил 93656 тыс. руб. (107704/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 88,83% (93656/105429 х 100%), т.е. произошло снижение объема проданной продукции на 11,17%.
За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась:
4933 х (-0,1117) = - 551 тыс. руб.
2.
Влияние структуры
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 93656;
- фактически проданная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (86582 х 0,8883) = 76911;
- коммерческие расходы базисного периода 13914;
-
прибыль отчетного периода,
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
2831 – (4933 х 0,8883) = -1551 тыс. руб.
Произведенный расчет показывает, что в составе проданной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.
3.
Влияние изменения
87873 – (86582 х 0,8883)=10962 тыс. руб.
Себестоимость проданной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
4.
Влияние изменения
5. Для определения влияния цены продаж продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:
107704 – 93656 = 14048 тыс. руб.
Общее влияние всех перечисленных факторов равно:
- изменение объема продаж -551;
-
изменение структуры
-
изменение себестоимости -
- изменение величины коммерческих расходов - 298;
- изменение цены продаж +14048;
- общее влияние факторов +686.
Значительное удорожание себестоимости проданной продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на проданную продукцию, а также снижение коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме продажи снижение себестоимости продукции.
Данные Отчета о прибылях и убытках позволяют рассчитать порог рентабельности и запас финансовой прочности организации. Важным условием точности их определения является обязательное выделение из общей суммы расходов по обычным видам деятельности управленческих и коммерческих расходов, носящих с определенной долей условности постоянный характер. В этом случае рассчитанная в Отчете валовая прибыль (РВАЛ) может быть отождествлена с известным показателем маржинального дохода (маржинальной прибыли):
РВАЛ = N – Sп = МД (1)
где Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, включающая производственные (условно-переменные) расходы (стр. 020), тыс. руб.;
МД- маржинальный доход, тыс. руб.
Известно, что маржинальный доход рассчитывается по формуле:
МД = N – Sпер = Р + Sпост. (2)
где Sпер – условно-переменные затраты, тыс. руб.;
Sпост – условно-постоянные затраты, тыс. руб.;
Р – прибыль от продаж, тыс. руб.
Таким образом, маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммерческих) и формирования прибыли от продаж.
На основе показателя маржинального дохода рассчитываются показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности.
Порог
рентабельности, или точка безубыточности
(критический
объем продаж) (К) — характеризует тот
объем продукции, работ, услуг,
реализация которого обеспечивает организации
покрытие всех затрат,
связанных с их производством и продажей,
и рассчитывается по формуле:
К = Sпост /МД : N = УР+КР/ МД : N (3)
где УР – управленческие расходы, тыс. руб.;
КР – коммерческие расходы, тыс. руб..
Запас финансовой прочности (ЗФП) — характеризует тот объем продукции, в пределах которого организация может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности, и рассчитывается по формуле:
ЗФП = N – К (4)
В процессе анализа эти показатели рассчитываются в динамике (за отчетный и предыдущий период). Кроме того, целесообразно рассчитать запас финансовой прочности в процентах от общей величины выручки от продаж, что позволит более наглядно оценить процент безрискового снижения объема продаж.
В целом названные показатели позволяют оценить уровень эффективности продаж. Их расчет представлен в табл. 1.5.
Таблица 1.5
Расчет показателей качественного уровня финансовых результатов от продаж продукции (работ, услуг)
Показатель | Код строки ф. №2 | Сумма, тыс. руб. | Изменение
(+,-) | |
Предыду-щий год | Отчетный год | |||
1. Объем продаж (N) | 010 | 105 429 | 107 704 | +2275 |
2. Себестоимость (производственная) продаж – переменные затраты (Sпер) | 020 | 86 582 | 87 873 | +1291 |
3. Маржинальный доход (МД) (валовая прибыль от продаж) (п.1-п.2) | 029 | 18 847 | 19 831 | +984 |
4. Доля маржинального дохода в объеме продаж (d) (п.3:п.1) | х | 0,1788 | 0,1841 | +0,0053 |
5. Постоянные затраты (Sпост) | 030+040 | 13 914 | 14 212 | +298 |
6. Критическая точка объема продаж (К) (п.5:п.4) | х | 77 819 | 77 197 | -622 |
7. Запас финансовой прочности (ЗПФ) (п.1-п.6) | х | 27 610 | 30 507 | +2897 |
8. То же в % к объему продаж (п.7:п.1) | х | 26,19 | 28,32 | +2,13 |
9. Прибыль от продаж | 050 | 4933 | 5619 | +686 |