Анализ финансового состояния государственного унитарного предприятия «Хабаровский рынок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы являются анализ финансового состояния и экономической деятельности гсударственного унитарного предприятия ”Хабаровский рынок”. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты анализа финансового состояния, его содержание и роль в современных условиях;
- проанализировать финансовое состояние предприятия "Хабаровский рынок";
- предложить ряд мероприятий по улучшению финансового состояния данного предприятия.

Файлы: 1 файл

Analiz_finansovogo_sostoianiia_gosudarstv.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

а) структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;

б) эффективности и  интенсивности его использования;

в) платежеспособности и  кредитоспособности предприятия;

г) запаса его финансовой устойчивости. [7, с. 21]

Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести  сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно  сравнивать:

- с общепринятыми "нормами"  для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

- с аналогичными данными  других предприятий, что позволяет  выявить сильные и слабые стороны  предприятия и его возможности,

- с аналогичными данными  за предыдущие годы для изучения  тенденций улучшения или ухудшения ФСП. [15, c. 39]

Анализом финансового  состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внешний и внутренний.

Основным признаком  разделения анализа на внешний и внутренний является характер используемой информации.

Финансовый  анализ, основывающийся на данных только публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа  т.е. анализа, проводимого за пределами  предприятия заинтересованными  контрагентами, собственниками или государственными органами. При анализе только публичных отчетных данных используется весьма ограниченная часть информации о деятельности предприятия, что не позволяет раскрыть все стороны деятельности фирмы. [35, с. 21]

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими, органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум   прибыли и исключить риск потери.

Задачи внешнего анализа  определяются интересами пользователей  аналитического материала. В качестве основных здесь можно выделить:

  1. Группу таких пользователей, как собственники-акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов, размер дивидендов и перспективы развития предприятия;
  2. Группу многочисленных сторонних хозяйствующих субъектов, которую составляют:
    • кредиторы, которые должны быть уверены, что им вернут долг;
    • потенциальные инвесторы, намеривающиеся принять решение о вкладе своих средств в предприятие;
    • поставщики , которые хотят быть уверенными в платежеспособности своих клиентов;
    • аудиторы, которым необходимо распознать финансовые хитрости своих клиентов. Общая задача, которая при этом исследуется, это проведение:
    • оценки финансовых результатов;
    • оценки имущественного положения;
    • анализа финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности    
            предприятия; 
      исследования состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности; 
      анализа эффективности вложенного капитала. [6, c. 123]

  Внутренний финансовый анализ ставит своей целью более глубокое исследование причин сложившегося финансового состояния, эффективности использования основных и оборотных средств, взаимосвязи показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используются дополнительно данные финансового учета (нормативная и плановая информация). 
 К внутренним пользователям относятся управляющие всех уровней: бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, многочисленные  его  сотрудники.  Каждый  из  них  использует  информацию  исходя

 из своих  интересов. Так, финансовому руководителю  важно знать реальную оценку  деятельности своей фирмы и  ее финансового состояния, а  руководителю маркетинговой службы не обойтись без нее при разработке стратегии продвижения своей продукции на рынке.

  Исключительно внутренним является управленческий анализ. Он использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства предприятия. Только такой анализ позволяет реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за выполнение бизнес-плана.

  Данные управленческого анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия: совершенствования технологии и организации производства, создание механизма достижения максимальной прибыли. Вот почему результаты управленческого анализа огласке не подлежат, они используются руководством предприятия для принятия управленческих решений как оперативного, так и перспективного характера. [23, c. 54]

Внутренний анализ проводится службами предприятия, а его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.

Таким образом, под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования. финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние  предприятия зависит от результатов  его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Главной целью финансовой деятельности - решить, где, когда и  как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли,а главной целью финансового анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшении финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

1.3. Информационное обеспечение  анализа финансового состояния

Основными источниками  информации для анализа финансового  состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1) отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Применяемый в  настоящее время баланс предприятия  приближен по своему содержанию к условиям рыночной экономики и международным стандартам, так как активы предприятия отражены в нем как стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату, а пассивы — источники финансовых ресурсов и обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности. Информация, содержащаяся в балансе, представлена в удобном для проведения анализа виде и может использоваться различными пользователями: руководителями предприятий, экономическими службами, инвесторами, кредиторами, налоговой службой, банками и др. [9, c. 33]

Основными особенностями, которые введены в содержание актива баланса и отражают становление  рыночных отношений, являются:

более четкая и конкретная группировка активов (долгосрочные, нематериальные, текущие), которая построена в основном по принципу возрастающей ликвидности от труднореализуемых  к  легкореализуемым активам, что дает возможность оценить эффективность размещения активов по стадиям кругооборота средств предприятия; выделение в отдельный раздел нематериальных активов, не имеющих натурально-вещественной формы, но приносящих доход предприятию или создающих условия для нормальной деятельности и получения дохода (стоимость приобретенных предприятием за плату прав пользования землей, водой, полезными ископаемыми и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием; патенты, лицензии; права на товарные знаки и торговые марки, а также иные имущественные права (в том числе на использование изобретений, «ноу-хау»); стоимость брокерских мест (приобретенных прав торговли на бирже), ценность предприятия (гудвилл); программное обеспечение, организационные расходы (по подготовке производства и др.)); выделение статьи «Долгосрочные финансовые вложения», на которой отражаются долгосрочные (на срок более года) инвестиции предприятия в акции и иные доходные активы других предприятий, процентные облигации государственных и местных займов,  предоставленные другим предприятиям займы.

Таким образом, разделы  и статьи актива баланса характеризуют направления вложения средств (инвестиций). [19, с. 26]

В пассиве баланса  сосредоточены источники средств  предприятия, которые сгруппированы  в три раздела:  

I. Источники собственных средств;

II. Долгосрочные финансовые  вложения;       

     III. Расчеты и прочие  пассивы

Все виды и формы финансового  участия сторонних юридических  и физических лиц в формировании источников предприятия носят по отношению к нему характер авансирования и являются разновидностями долговых обязательств, которые предприятие обязано удовлетворить к определенному времени. Эти юридические и физические лица выступают по отношению к предприятию не как собственники, а как кредиторы.

Актив баланса дает информацию об общей сумме капитал предприятия и его размещении (основной, оборотный), а пассив - об общей сумме капитала и его составе по источникам  (собственный и заемный).

Рассмотренное выше содержание действующего баланса предприятия, несмотря на существенное приближение  к международном стандартам, имеет и некоторые расхождения с балансами, применяемыми в практике зарубежных стран.

В активной части баланса  принципиальные расхождения наблюдаются  в оценке стоимости запасов и  затрат (раздел III, подраздел 1). Они оцениваются  по фактической стоимости приобретения, и в последующем эта стоимость изменяется. В балансе же предприятия функционирующего в зарубежных странах, они оцениваются по рыночным ценам (хотя это положение и не всегда соблюдается). [21, c. 20]

В связи с изложенным, активная часть действующего в Российской Федерации баланса не дает абсолютно достоверной информации об имущественном состоянии предприятия с точки зрения его реальной стоимости, так как нельзя по данным баланса определить реальную сумму от реализации этого имущества, которая может быть обращена на погашение долгов.

В соответствии с концепцией западных специалистов все источники средств должны быть разделены на две группы —  собственный капитал и привлеченный (заемный). Такое деление отражает источники финансирования, что очень важно для определения платежеспособности. Первый раздел пассива баланса по существу не отражает исключительно собственные источники, так как в его состав включены, кроме уставного капитала и прибыли, еще ряд статей, не характеризующих строго собственные источники, например, «Резервы предстоящих расходов и платежей». Реально в балансе собственные источники отражают уставный капитал, нераспределенную прибыль. Другие  статьи — это  приравненные к собственным, так как они не обладают способностью покрыть долги предприятия. Так, остатки спецфондов, показываемые среди источников собственных средств, отражают лишь право предприятия использовать их, но при отсутствии средств на счетах в банках ни один из этих источников не может быть реализован. [35, c. 157]

Таким образом, основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1) отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Система показателей, характеризующих  финансовое состояние предприятия

Финансовая деятельность - это рабочий язык бизнеса, и практически  невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели.

Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную  оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще прибегают  к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов - финансовым показателям или коэффициентам. [26, c. 27]

Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между  различными статьями отчетности. Достоинствами  финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирование влияния инфляции.

Считается, что уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.

Для финансового менеджера  Финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой  для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, акционерами и кредиторами.

Целевые ориентиры проводимого  финансового анализа зависит  от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) предприятия или его кредиторы.

Налоговому органу важен  ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризуется следующими показателями:

  • балансовая прибыль;
  • рентабельность активов = балансовая прибыль в процентах к стоимости активов;
  • рентабельность реализации = балансовая прибыль в процентах к выручке от реализации;
  • балансовая прибыль на 1 тыс. руб. средств на оплату труда.

Информация о работе Анализ финансового состояния государственного унитарного предприятия «Хабаровский рынок»