Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 02:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов прибыли и рентабельности, а также методики расчета этих показателей. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям прибыли и рентабельности, раскрыть их сущность;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
провести анализ прибыли и рентабельности ООО «Дедал»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы понятий прибыли и рентабельности
Сущность и виды прибыли предприятия……………………………………...5
Функции прибыли и источники ее формирования……………………………7
Понятие рентабельности, ее сущность. Значение прибыли и рентабельности в анализе и планировании на предприятии……………………………………8
ГЛАВА 2. Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия.
2.1 Методика анализа и планирования прибыли на предприятии………………11
2.2 Методика расчета показателей рентабельности работы предприяти……….18
2.3 Анализ прибыли и рентабельности работы ООО « Дедал»…………………22
ГЛАВА 3. Рекомендации по увеличению прибыли и повышению рентабельности ООО «Дедал»…………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

pribyl_i_rentabe (2).docx

— 59.22 Кб (Скачать файл)

Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли, нарушения налогового законодательства.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.

 

2.1 Анализ прибыли на примере ОАО

Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:

  • определении отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;
  • исследовании структуры соответствующих показателей и их изменений;
  • проведении факторного анализа прибыли и рентабельности.

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Сургутнефтегаз». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом и Отчетом о прибылях и убытках за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Сначала находим следующие показатели:

  • абсолютное отклонение прибыли (∆П):

∆П = П1 – П0,

где П1, П0 — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

  • темп роста (снижения) (Т):

Т = П1 / П0 x 100 %;

  • уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

Уi = Пi / Вi x 100 %, 

где i = 0 — базисный период;

i = 1 — отчетный период;

 

изменение структуры (∆Y):

∆Y = Y1 – Y0,

где Y1, Y0 — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Все расчеты представлены в табл. 1.

№ п/п

Показатель

Код строки

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение (+/–)

Темп роста (снижения), %

Уровень к выручке в базисном периоде, %

Уровень к выручке в отчетном периоде, %

Отклонение уровня (+/–)

1

2

3

4

5

6 = 5 – 4

7 = 5 / 4 x 100

8

9

10 = 9 – 8

1

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг

2110

754431

815574

61143

108,1

100

100

0

2

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

2120

481315

536945

55630

111,5

63,8

65,84

2,04

3

Валовая прибыль

2100

273116

278629

5513

102,01

36,2

34,16

-2,04

4

Коммерческие расходы

2210

56043

63440

7391

113,2

7,43

7,78

0,35

5

Управленческие расходы

2220

-

-

-

-

-

-

-

6

Прибыль (убыток) от продаж

2200

217073

215189

-1884

99,13

28,77

26,38

-2,39

7

Доходы от участия в других организациях

2310

16

429

413

2681,25

0,002

0,05

0,05

8

Проценты к получению

2320

29243

41301

12058

141,23

3,88

5,06

1,19

9

Проценты к уплате

2330

0

0

-

-

-

-

-

10

Прочие доходы

2340

1145968

1124750

-21218

98,14

151,9

137,91

-13,99



 

Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Сургутнефтегаз» за 2012–2013 гг.

 

12

Прибыль (убыток) до налогообложения

2300

291338

194958

-96380

66,91

38,62

23,9

-1471

13

Текущий налог на прибыль

2410

49047

26019

-23028

53,04

6,5

3,19

-3,31

14

Изменение отложенных налоговых обязательств

2430

7840

7258

-582

92,57

1,04

0,89

-0,15

15

Изменение налоговых активов

2450

578

1579

1001

273,18

0,08

0,19

-0,12

16

Прочее

2460

1871

78

-1793

4,16

0,25

0,01

-0,24

17

Чистая прибыль

2400

233158

160940

-72218

69,02

30,91

19,73

-11,17



Согласно табл. 1 в 2013 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.

Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

  • увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
  • уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;
  • рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  • рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  • показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.

При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа:

  • детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
  • стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
  • прямой (дедуктивный) — от общего к частному;
  • обратный (индуктивный) — от частного к общему;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамический;
  • ретроспективный и перспективный.

Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:

  1. Отбор факторов.
  2. Классификация и систематизация факторов.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

  • объема реализации;
  • структуры реализации;
  • отпускных цен на реализованную продукцию;
  • цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
  • уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО «Сургутнефтегаз» представлен в табл. 2–4.

 

Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Сургутнефтегаз»

№ п/п

Показатель

2013 г.

2012 г.

 

условное обозначение

 

условное обозначение

 

1

Количество проданной продукции (товаров), тыс. тонн.

q1

28.45

q0

27.10

2

Цена продукции, руб.

p1

28667

p0

27838

3

Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб.

В1

815574

В0

754431

4

Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб.

S1

600385000

S0

537358

5

Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./т.

Sед. 1

21103

Sед. 0

19828

6

Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб.

П1

215189

П0

217073


 

Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» за 2013 г. в сопоставимых ценах

№ п/п

Показатель

2012 г.

2013 г. в сопоставимых ценах

2013 г.

условное обозначение

тыс. руб.

условное обозначение

формула расчета

тыс. руб.

условное обозначение

тыс. руб.

1

Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб.

В0

754431

В'

q1 x p0

791991

В1

815574

2

Полная себестоимость, тыс. руб.

S0

537358

S'

 

564106

S1

600385

3

Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.

П0

217073

П'

 

227885

П1

215189


 

Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

Фактор

Формула расчета

Величина показателя, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменение отпускных цен на продукцию

∆pР1 = В1 – В'

37560

36,9

Изменение в объеме продукции

∆p2 = p0 x (S' / S0) – p0

10805

10,61

Изменение в структуре продукции

∆p3 = p0 x((В' / В0) – (S’ /S0))

-21,07

-0,02

Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции

∆p4 = S' – S1

26748

26,28

Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

∆pP5 = S0 x (В' / В0) – S’

26695

26,22

Совокупное влияние факторов

101786,9

100


 

    

Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:

1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:

ΔП = П1 – П0.

2. Расчет влияния на прибыль  изменений отпускных цен на  реализованную продукцию (Δp1):

Δp1 = В1 – В' = q1 x p1 – q1 x p0,

где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

В' = q1 x p0 — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.

3. Расчет влияния на прибыль  изменений в объеме продукции (Δp2):

Δp2 = П0 x (S'/ S0) – p0,

где S' — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;

S0 — полная себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль  изменений в структуре реализации  продукции (Δp3):

Δp3 = П0 x ((В' / В0) – (S' / S0)).

5. Расчет влияния на прибыль  изменений полной себестоимости (Δp4):

Δp4 = S'– S1,

где S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

6. Расчет влияния на прибыль  изменений себестоимости за счет  структурных сдвигов в составе  продукции (Δp5):

Δp5 = S0 x (В' / В0) – S'.

После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:

Δp = П1 – П0 = Δp1 + Δp2 + Δp3 + Δp4 + Δp5.

Проведем расчеты для нашего примера:

ΔП = 215189 – 217073 = -1884 тыс. руб.

Δp1 =791991-754431 =37560 тыс. руб.

Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 3 % (p1 / p0 = 28667 / 27838 x 100 % = 102,97 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 37560 тыс. руб.

Δp2 = 217073 x(564106 /537358) – 217073 = 10805тыс. руб.

Δp3 = 217073 x (791911/754431–564106 /537358) = -21,07 тыс. руб.

Δp4 = 564106-537358 = 26748 тыс. руб.

Δp5 = 537358*(791911/754431) -537358= 26695 тыс. руб.

Δp = 37560+10805-21,07+26748+26695 = 101786,9 тыс. руб.

 

2.2 Анализ рентабельности  ОАО «Сургутнефтегаз»

 

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

S — полная себестоимость.

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

ΔRВ = (В1 – S0) / В1 – (В0 – S0) / В0.

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

ΔRS = (В1 – S1) / В1 – (В1 – S0) / В1.

Информация о работе Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия