Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 02:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов прибыли и рентабельности, а также методики расчета этих показателей. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям прибыли и рентабельности, раскрыть их сущность;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией;
провести анализ прибыли и рентабельности ООО «Дедал»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы понятий прибыли и рентабельности
Сущность и виды прибыли предприятия……………………………………...5
Функции прибыли и источники ее формирования……………………………7
Понятие рентабельности, ее сущность. Значение прибыли и рентабельности в анализе и планировании на предприятии……………………………………8
ГЛАВА 2. Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия.
2.1 Методика анализа и планирования прибыли на предприятии………………11
2.2 Методика расчета показателей рентабельности работы предприяти……….18
2.3 Анализ прибыли и рентабельности работы ООО « Дедал»…………………22
ГЛАВА 3. Рекомендации по увеличению прибыли и повышению рентабельности ООО «Дедал»…………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли, нарушения налогового законодательства.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.
2.1 Анализ прибыли на примере ОАО
Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:
Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Сургутнефтегаз». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом и Отчетом о прибылях и убытках за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).
Сначала находим следующие показатели:
∆П = П1 – П0,
где П1, П0 — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;
Т = П1 / П0 x 100 %;
Уi = Пi / Вi x 100 %,
где i = 0 — базисный период;
i = 1 — отчетный период;
изменение структуры (∆Y):
∆Y = Y1 – Y0,
где Y1, Y0 — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.
Все расчеты представлены в табл. 1.
№ п/п |
Показатель |
Код строки |
2012 г. |
2013 г. |
Абсолютное отклонение (+/–) |
Темп роста (снижения), % |
Уровень к выручке в базисном периоде, % |
Уровень к выручке в отчетном периоде, % |
Отклонение уровня (+/–) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5 – 4 |
7 = 5 / 4 x 100 |
8 |
9 |
10 = 9 – 8 |
1 |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
2110 |
754431 |
815574 |
61143 |
108,1 |
100 |
100 |
0 |
2 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
2120 |
481315 |
536945 |
55630 |
111,5 |
63,8 |
65,84 |
2,04 |
3 |
Валовая прибыль |
2100 |
273116 |
278629 |
5513 |
102,01 |
36,2 |
34,16 |
-2,04 |
4 |
Коммерческие расходы |
2210 |
56043 |
63440 |
7391 |
113,2 |
7,43 |
7,78 |
0,35 |
5 |
Управленческие расходы |
2220 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2200 |
217073 |
215189 |
-1884 |
99,13 |
28,77 |
26,38 |
-2,39 |
7 |
Доходы от участия в других организациях |
2310 |
16 |
429 |
413 |
2681,25 |
0,002 |
0,05 |
0,05 |
8 |
Проценты к получению |
2320 |
29243 |
41301 |
12058 |
141,23 |
3,88 |
5,06 |
1,19 |
9 |
Проценты к уплате |
2330 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
Прочие доходы |
2340 |
1145968 |
1124750 |
-21218 |
98,14 |
151,9 |
137,91 |
-13,99 |
Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Сургутнефтегаз» за 2012–2013 гг.
12 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2300 |
291338 |
194958 |
-96380 |
66,91 |
38,62 |
23,9 |
-1471 |
13 |
Текущий налог на прибыль |
2410 |
49047 |
26019 |
-23028 |
53,04 |
6,5 |
3,19 |
-3,31 |
14 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
2430 |
7840 |
7258 |
-582 |
92,57 |
1,04 |
0,89 |
-0,15 |
15 |
Изменение налоговых активов |
2450 |
578 |
1579 |
1001 |
273,18 |
0,08 |
0,19 |
-0,12 |
16 |
Прочее |
2460 |
1871 |
78 |
-1793 |
4,16 |
0,25 |
0,01 |
-0,24 |
17 |
Чистая прибыль |
2400 |
233158 |
160940 |
-72218 |
69,02 |
30,91 |
19,73 |
-11,17 |
Согласно табл. 1 в 2013 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.
Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:
При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа:
Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:
Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:
Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО «Сургутнефтегаз» представлен в табл. 2–4.
Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Сургутнефтегаз»
№ п/п |
Показатель |
2013 г. |
2012 г. | ||
условное обозначение |
условное обозначение |
||||
1 |
Количество проданной продукции (товаров), тыс. тонн. |
q1 |
28.45 |
q0 |
27.10 |
2 |
Цена продукции, руб. |
p1 |
28667 |
p0 |
27838 |
3 |
Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. |
В1 |
815574 |
В0 |
754431 |
4 |
Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. |
S1 |
600385000 |
S0 |
537358 |
5 |
Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./т. |
Sед. 1 |
21103 |
Sед. 0 |
19828 |
6 |
Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. |
П1 |
215189 |
П0 |
217073 |
Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» за 2013 г. в сопоставимых ценах
№ п/п |
Показатель |
2012 г. |
2013 г. в сопоставимых ценах |
2013 г. | ||||
условное обозначение |
тыс. руб. |
условное обозначение |
формула расчета |
тыс. руб. |
условное обозначение |
тыс. руб. | ||
1 |
Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. |
В0 |
754431 |
В' |
q1 x p0 |
791991 |
В1 |
815574 |
2 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
S0 |
537358 |
S' |
564106 |
S1 |
600385 | |
3 |
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. |
П0 |
217073 |
П' |
227885 |
П1 |
215189 |
Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции
Фактор |
Формула расчета |
Величина показателя, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Изменение отпускных цен на продукцию |
∆pР1 = В1 – В' |
37560 |
36,9 |
Изменение в объеме продукции |
∆p2 = p0 x (S' / S0) – p0 |
10805 |
10,61 |
Изменение в структуре продукции |
∆p3 = p0 x((В' / В0) – (S’ /S0)) |
-21,07 |
-0,02 |
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции |
∆p4 = S' – S1 |
26748 |
26,28 |
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции |
∆pP5 = S0 x (В' / В0) – S’ |
26695 |
26,22 |
Совокупное влияние факторов |
101786,9 |
100 |
Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:
1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:
ΔП = П1 – П0.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δp1):
Δp1 = В1 – В' = q1 x p1 – q1 x p0,
где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;
В' = q1 x p0 — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):
Δp2 = П0 x (S'/ S0) – p0,
где S' — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;
S0 — полная себестоимость базисного года.
4. Расчет влияния на прибыль
изменений в структуре
Δp3 = П0 x ((В' / В0) – (S' / S0)).
5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δp4):
Δp4 = S'– S1,
где S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.
6. Расчет влияния на прибыль
изменений себестоимости за
Δp5 = S0 x (В' / В0) – S'.
После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:
Δp = П1 – П0 = Δp1 + Δp2 + Δp3 + Δp4 + Δp5.
Проведем расчеты для нашего примера:
ΔП = 215189 – 217073 = -1884 тыс. руб.
Δp1 =791991-754431 =37560 тыс. руб.
Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 3 % (p1 / p0 = 28667 / 27838 x 100 % = 102,97 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 37560 тыс. руб.
Δp2 = 217073 x(564106 /537358) – 217073 = 10805тыс. руб.
Δp3 = 217073 x (791911/754431–564106 /537358) = -21,07 тыс. руб.
Δp4 = 564106-537358 = 26748 тыс. руб.
Δp5 = 537358*(791911/754431) -537358= 26695 тыс. руб.
Δp = 37560+10805-21,07+26748+26695 = 101786,9 тыс. руб.
2.2 Анализ рентабельности ОАО «Сургутнефтегаз»
Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.
Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:
где П — прибыль от реализации продукции;
В — выручка от реализации продукции;
S — полная себестоимость.
При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:
ΔRВ = (В1 – S0) / В1 – (В0 – S0) / В0.
Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:
ΔRS = (В1 – S1) / В1 – (В1 – S0) / В1.
Информация о работе Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия