Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:02, курсовая работа
Современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризуется увеличением рыночных каналов в структуре сбыта продукции. Развитие рынка на селе идет по пути постепенной переориентации аграрного сектора с реализации продукции заготовительным организациям на альтернативные каналы, включая продажу на рынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и другие. Принципиальные просчеты в организации взаимоотношений сельского хозяйства с перерабатывающими отраслями, а также предприятий агросервиса и агроснабжения, заставляют сельских производителей заниматься переработкой продукции непосредственно в хозяйствах.
Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный соответствующим документом, в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации. Таким объектом могут быть продукция, услуги и процессы.
Стандарты
на продукцию определяют требования,
которым должна отвечать продукция
по показателям товарного
Стандарты, используемые в сельском хозяйстве, можно условно разделить на следующие группы:
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях поддержания необходимого уровня ее качества. Объектами управления в данном случае, как правило, являются технологические процессы (обработка почвы, посев, уход за растениями и т.д.), от которых зависит качество получаемой продукции.
Выработка
управленческих решений производится
путем сопоставления информации
о фактическом состоянии
Существенный элемент системы управления качеством – сертификация; сертификат или знак соответствия подтверждает, что товар или услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам. С помощью сертификации осуществляется конечная оценка качества производимой продукции.
Сертификация может носить обязательный или добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется на основе законов и законодательных положений. Она подтверждает соответствие товара обязательным требованиям стандартов. Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию не предусмотрено [17; с.207].
Экономическая эффективность отраслей АПК в значительной степени зависит от организации сбыта продукции, выбора каналов ее реализации. Большинство производителей предлагают свою продукцию потребителю через посредников, что позволяет сократить объем работ, связанных с реализацией товара.
Канал реализации продукции – это совокупность юридических и физических лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар на его пути от производителя к потребителю.
Каждому
виду реализуемой продукции
Канал нулевого уровня состоит из производителя, непосредственно продающего свой товар потребителям. Наиболее распространенный способ прямой продажи – это торговля через собственные магазины.
Одноуровневый канал включает одного посредника, обычно это предприятие розничной торговли.
Двухуровневый канал включает двух посредников (оптовая и розничная торговля), трехуровневый – трех (оптовая, мелкооптовая и розничная торговля).
Основная
часть продукции
Роль посредника в продвижении товаров к конечному потребителю берет на себя система оптовой и розничной торговли.
Оптовая торговля – это совокупность юридических и физических лиц, которые приобретают и хранят товары, а затем перепродают их (розничным торговцам или другим оптовикам). Оптовые закупки сельскохозяйственной продукции осуществляют заготовительные организации, товарные биржи, перерабатывающие предприятия, это позволяет товаропроизводителям быстро сбывать свою продукцию в местах ее производства.
Розничная торговля – это предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров конечным потребителям для личного (семейного) использования. В этой сфере работают как крупные фирмы, так и многочисленные частные предприниматели. Наибольшее распространение получила оптовая торговля через биржи, аукционы, ярмарки.
С экономической точки зрения товарная биржа – это организованный в определенном месте, регулярно действующий по установленным правилам, оптовый рынок, на котором совершается торговля товарами по образцам и стандартам или контрактами на их поставку в будущем. Результатом проведения торгов на бирже является заключение сделок между продавцами и покупателями.
Биржевая сделка – это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении товара, допущенного к обращению на бирже, получившая отражение в биржевом договоре (контракте), заключенном участниками в ходе биржевых торгов. Такие сделки принято делить на две группы: с реальным товаром и без него.
Простейший вид сделки с реальным товаром –сделка с немедленной поставкой (или с коротким сроком поставки). Это сделки на наличный товар, то есть товар, находящийся во время торгов на складе биржи или ожидаемый в этот день к прибытию.
Другая разновидность сделок с реальным товаром – форвардные (срочные) сделки; в этом случае взаимная передача прав и обязанностей происходит немедленно, но поставка товара (исполнение договора) переносится на определенную дату в будущем.
Сделки без реального товара делятся на фьючерсные и опционные.
Фьючерсные сделки представляют собой взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара. Отличительная особенность такой сделки то, что ее объектом выступает не товар, а биржевой контракт. Фьючерсные сделки характерны для сельскохозяйственных бирж; они могут заключаться задолго до сбора урожая.
Опционные сделки – логическое продолжение фьючерсных. Владелец (приобретатель) опциона получает право купить или продать некоторое число фьючерсных контрактов по оговоренной заранее цене в течение некоторого срока в будущем. Такие контракты в основном используются для страхования рисков, связанных с фьючерсной торговлей.
Биржевая торговля в рыночной инфраструктуре развитых стран занимает свое определенное место; через эту систему обычно проходит не более 5-10 % всего объема товаров, но этого достаточно для выявления цен на рынке. Оптовые продовольственные рынки обеспечивают реализацию 20-25 % товаров, а основная их масса (65-75 %) продается производителями через различные посреднические организации коммерческим структурам и потребителям сырья.
До недавнего времени преобладающую роль в реализации сельскохозяйственной продукции играли государственные закупки. Закупка –это форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных условиях. Весьма эффективными являются прямые связи товаропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли; они позволяют снизить потери сельскохозяйственной продукции на стадиях ее производства, транспортировки, переработки и хранения. Кроме того, значительно сокращаются сроки доставки продукции потребителю, повышается ее качество, уменьшаются затраты на реализацию.[14; с.159]
ОАО «Великая Слива» расположено в восточной части Слуцкого района Минской области. Удаленность организации от районного центра г. Слуцка – 10км, г. Минска – 120км.
Открытое акционерное общество «Великая Слива» (далее – ОАО «Великая Слива») создано 16 декабря 2010г. На основании решения общего собрания членов сельскохозяйственного производственного кооператива «Великая Слива» (протокол собрания от 15 сентября 2010 года № 2), путем реорганизации сельскохозяйственного производственного кооператива «Великая Слива», созданного в 2003 году на базе Колхоза им. Красина.
Основное производственное направление – молочно-мясное скотоводство с выращиванием зерна. Товарные отрасли животноводства – молоко, мясо; растениеводства – зерно, рапс, картофель, овощи, сахарная свекла. В структуре товарной продукции на долю продукции животноводства приходится 66,5%, в том числе молоко – 42,1%.
Основными каналами реализации продукции являются перерабатывающие предприятия Слуцкого района: ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Слуцкий мясокомбинат», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат», ОАО «Слуцкий комбинат хлебопродуктов». Овощи и картофель реализуется на ярмарках, предприятиям общепита, другим организациям в счет расчетов за поставленную продукцию, оказанные услуги. Основным пунктом снабжения и сбыта является г. Слуцк, г. Солигорск и г. Минск.
Климат района по данным многих метеорологических наблюдений: зима длится около трех месяцев, в течение всей зимы наблюдаются оттепели. Высота снежного покрова 15-16 см., а в отдельные годы может достичь 16-24 см и более. Средняя глубина промерзания почвы составляет 60-65 см., самый холодный месяц январь, среднесуточная температура которого составляет -5,3 °С. Весна наступает медленно, заморозки весной могут быть до третьей декады апреля.
В целом погодные условия в ОАО
«Великая Слива», несмотря на климатические
колебания в отдельные годы, позволяют
успешно возделывать все
Органами управления Общества являются: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, исполнительный орган (директор). Контрольным органом Общества является ревизионная комиссия.
Общее собрание акционеров является
высшим органом управления Общества.
Общее руководство
Состав и структура земельных угодий за последние три года представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Динамика состава и структуры земельных угодий
Виды угодий |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста,% | |||
га |
% |
га |
% |
га |
% | ||
Общая земельная площадь |
2735 |
100 |
2758 |
100 |
2758 |
100 |
100,8 |
В т.ч. с/х угодья |
2393 |
87,5 |
2411 |
87,4 |
2411 |
87,4 |
100,8 |
Из них: |
|||||||
пашня |
1714 |
62,7 |
1732 |
62,8 |
1732 |
62,8 |
101,1 |
сенокосы |
149 |
5,5 |
149 |
5,4 |
149 |
5,4 |
100,0 |
пастбища |
530 |
19,4 |
530 |
19,2 |
530 |
19,2 |
100,0 |
осушенные земли |
1204 |
44,0 |
1204 |
43,7 |
1204 |
43,7 |
100,0 |