Анализ эффективности использования основных средств в ООО "Колос"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать процесс организации учета основных средств и провести анализ эффективности их использования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи данной дипломной работы:
раскрыть вопросы оценки и методологии учета основных средств, а так же порядок возмещения расходов на их приобретение;
охарактеризовать основные средства, как экономическая категория;
привести методику анализа основных средств

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и анализа основных средств
1.1 Основные средства, их классификация, оценка и задачи учета
1.2 Амортизация основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета
1.3 Задачи и методика анализа основных средств
1.4 Синтетический и аналитический учет основных средств и амортизации в ООО "Колос"
Глава 2. Общая экономическая характеристика предприятия ООО "Колос"
Глава 3. Анализ эффективности использования основных средств в ООО "Колос"
3.1 Анализ обеспеченности ООО "Колос" основными средствами производства
3.3 Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Анализ использования ос.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Для целей налогообложения  первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, определяется как сумма расходов на их приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

На первый взгляд, правила формирования первоначальной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете практически идентичны. Однако нужно принимать во внимание, что для целого ряда расходов, в том числе и связанных с приобретением основных средств, гл.25 НК РФ установлен особый порядок учета.

При формировании первоначальной стоимости объекта основных средств, для целей налогообложения расходы, для учета которых гл.25 НК РФ установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта не включаются.

В первую очередь  это расходы, не учитываемые для  целей налогообложения, а также расходы, отнесенные к внереализационным расходам. [1].

Наиболее распространенными  видами расходов, которые в налоговом  учете не включаются в первоначальную стоимость основных средств, являются расходы по страхованию имущества, проценты по кредитам (займам), суммовые разницы.

Расходы по страхованию  имущества включаются для целей  налогообложения в состав прочих расходов в порядке, установленном  НК РФ. Дата признания этих расходов при исчислении налоговой базы по методу начисления определяется в соответствии НК РФ.

Суммы процентов  по всем заемным обязательствам учитываются  при налогообложении прибыли  в составе внереализационных  расходов, независимо от характера  займа или кредита. Суммовые разницы  для целей налогообложения включаются в состав внереализационных доходов или расходов.

Кроме того, не следует  забывать, что некоторые расходы  для целей налогообложения прибыли  принимаются только в пределах норм. К таким расходам относятся, например, расходы на командировки (в части  суточных) и суммы процентов по кредитам (займам), которые могут являться составной частью затрат на приобретение основных средств.

Нормы суточных для целей налогообложения прибыли  установлены Постановлением Правительства  РФ от 8 февраля 2002 г. № 93. При командировках  на территории РФ норматив суточных - 100 руб. за каждый день нахождения в командировке.

Предельная величина процентов по рублевым займам (кредитам), признаваемых расходом в целях налогообложения, определяется по выбору налогоплательщика, либо из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, либо из среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, увеличенного на 20% [1].

Подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие  выводы.

Если первоначальная стоимость основного средства складывается исключительно из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику, то она будет одинакова и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Возникновение дополнительных расходов, связанных  с приобретением основных средств, влечет за собой увеличение вероятности расхождения данных бухгалтерского и налогового учета. Чем больше номенклатура дополнительных расходов, тем выше вероятность того, что первоначальная стоимость, сформированная по правилам бухгалтерского учета, будет отличаться от первоначальной стоимости, сформированной по правилам гл.25 НК РФ.

Если величина первоначальной стоимости объекта  в бухгалтерском и налоговом  учете одинакова, то у организации  есть возможность практически полностью  совместить бухгалтерский и налоговый учет по данному объекту.

Для этого необходимо:

во-первых, в  бухгалтерском учете установить тот же срок полезного использования, что и в налоговом учете (в  соответствии с Классификацией основных средств);

во-вторых, и  в бухгалтерском, и в налоговом учете начислять амортизацию линейным способом.

В таком случае, у организации нет необходимости  вести специальные регистры налогового учета. Для целей налогообложения  в полном объеме будут использоваться данные бухгалтерского учета. При этом в качестве регистра налогового учета объекта основных средств вполне может использоваться инвентарная карточка (формы №№ ОС-6, ОС-6а).

Несовпадение  первоначальной стоимости объекта  в бухгалтерском и налоговом  учете влечет за собой дальнейшее расхождение данных бухгалтерского и налогового учета при начислении амортизации по данному объекту. Уйти от этих расхождений не удастся, даже если сроки полезного использования и способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете по данному объекту будут одинаковыми. Несовпадение первоначальной стоимости приведет к тому, что суммы амортизации, начисляемые в бухгалтерском учете, будут отличаться от сумм амортизации, начисленных в налоговом учете.

Это в свою очередь, влечет необходимость формирования специального регистра налогового учета объекта основных средств. Форма такого регистра разрабатывается в организации самостоятельно и оформляется приложением к приказу об учетной политике организации для целей налогообложения.

Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветшают, их первоначальная стоимость уменьшается. Первоначальная стоимость за вычетом суммы амортизации называется остаточной стоимостью основных средств. Амортизация - это постепенное перенесение первоначальной стоимости основного средства на себестоимость продукции.

В течение времени  первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости  аналогичных основных средств, приобретаемых  или возводимых в современных  условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость. Под восстановительной стоимостью основных средств понимается, то есть приобретения или строительство инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. При этом увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации.

Текущая рыночная стоимость - это сумма денежных средств, которая может быть получена в  результате продажи основных средств  на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Ликвидационная  стоимость - это стоимость продажи  объектов при банкротстве или ликвидации организации на основе свободного аукциона и открытой продажи объектов по текучей рыночной стоимости. [19]

Основные задачи бухгалтерского учета является:

правильное оформление документов и своевременное отражение  в учете поступление основных средств, их внутреннее перемещение, выбытие;

достоверное оприходование  результатов от продажи и прочего  выбытия основных средств;

полное определение  затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

контроль за сохранностью и эффективностью использования  основных средств. [31]

 

1.2 Амортизация  основных средств для целей  бухгалтерского и налогового  учета

 

Порядок начисления амортизации по основным средствам в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 6/01.

Для целей налогообложения  прибыли гл.25 НК РФ установлен свой порядок начисления амортизации, который  закреплен НК РФ.

Начисление амортизационных  отчислений по объектам основных средств  производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся. [2]

Для обобщения  информации об амортизации, накопленной  за время эксплуатации объектов основных средств, предназначен счет 02 "Амортизация основных средств".

Начисленная сумма  амортизации отражается в бухгалтерском  учете по кредиту счета 02 "Амортизация  основных средств" в корреспонденции  со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета. [2]

В этой связи  обратим внимание на порядок начисления амортизации по объектам недвижимости, права собственности, на которые  требуют государственной регистрации. Такие объекты в бухгалтерском  учете зачисляются в состав основных средств (дебет счета 01) только после получения документов о государственной регистрации права собственности.

В то же время  на практике достаточно часто фактическая  эксплуатация объекта недвижимости начинается еще до получения документа  о регистрации права собственности, т.е. в том периоде, когда объект еще учитывается на счете 08.

Амортизация в  этом случае начисляется по объекту  с 1-го числа месяца, следующего за месяцем  фактического ввода его в эксплуатацию. После государственной регистрации  права собственности и зачисления объекта в состав основных средств (Д-т счета 01 - К-т счета 08) организация должна уточнить ранее начисленную сумму амортизации и отразить в учете выявленные отклонения.

Начисление амортизационных  отчислений по объекту основных средств  прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета. [2]

Это значит, что  если к моменту окончания срока  полезного использования остаточная стоимость объекта не равна нулю, то организация должна продолжать начислять амортизацию вплоть до тех пор, пока остаточная стоимость не достигнет нуля либо объект не будет списан с баланса.

При модернизации, реконструкции и достройке осуществляются длительные объемные работы, в связи, с чем основные средства на период восстановления могут выводиться из эксплуатации на основании приказа руководителя организации. Если период работы превышает 12 месяцев, то начисление амортизации в этот период по восстановленному объекту основных средств приостанавливается (п.23 ПБУ 6/01). При этом сумма амортизации по таким основным средствам начисляется до их реконструкции (модернизации, достройке, дооборудования), не меняется. [39]

Амортизация в  бухгалтерском учете после проведения модернизации начисляется следующим  образом, годовая сумма амортизационных отчислений пересчитывается исходя из остаточной стоимости объекта увеличенной на затраты на модернизацию, и отставшего срока последнего использования.

Для целей налогообложения  прибыли первоначальная стоимость  объектов основных средств в случае его модернизации также изменяется, а вот срок полезного использования может остаться прежним.

Амортизацию по объектам основных средств, являющихся улучшением арендованного имущества  и принадлежащих арендатору на праве  собственности, производит арендатор. Срок полезного использования таких основных средств не может превышать периода времени, отставшего до окончании срока аренды (п.20 ПБУ 6/01). Поэтому к окончанию аренды улучшения будут полностью с амортизированы.

Арендатор имеет  право выбрать любой способ начисления амортизации (п.18 ПБУ 6/01). Если стоимость не превышает 10 000 рублей, или иного лимита, установленного в учетной политике организации - арендатора, то следует сразу списать на затраты производство по мере отпуска в производство или передачу в эксплуатацию.

Если улучшения  является собственностью арендодателя, то он начисляет амортизацию с  восстановительной стоимости основных средств, увеличенной на стоимость  переданных ему улучшений. [38]

ПБУ 6/01 предоставляет  организациям право начислять амортизацию одним из следующих способов:

линейным;

способом уменьшаемого остатка;

способом списания стоимости  по сумме чисел лет срока полезного  использования;

способом списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости  объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного  использования этого объекта  и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

при способе списания стоимости  по сумме чисел лет срока полезного  использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

При способе списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных  отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Никаких ограничений по выбору того или иного способа начисления амортизации бухгалтерским законодательством не установлено. Есть только одно требование: по группе однородных объектов амортизация должна начисляется одним способом.

Информация о работе Анализ эффективности использования основных средств в ООО "Колос"