Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа
Основные задачи анализа объема производства и реализации продукции:
1. оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества про¬дукции;
2. проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продук-ции, а также оценка реальности и напряжённости производственных показателей;
3. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
4. выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
5. разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.
Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 1.1.
Для оценки
конкурентоспособности
Единичный показатель (g) отражает процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Рт), принимаемого за 100%:
g = P / P100 ´ 100%
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:
G = S ai ´ gi
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GТ) к групповому показателю по экономическим параметрам (GЭ):
I = GT / GЭ
Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Кроме
рейтинговой оценки конкурентоспособности
товаров для определения
Важное
направление повышения
Анализ ритмичности производства
Ритмичная работа - основное условие своевременного выпуска и реализации продукции.
Ритмичность означает равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренным планом.
Для крупносерийного
или массового производства разрабатываются
графики равномерного выпуска продукции,
а оценочным показателем
Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличивается объём незавершенного производства и сверхплановые остатка готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы.
Всё это
приводит к повышению себестоимости
продукции, уменьшению суммы прибыли,
ухудшению финансового
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели — коэффициент ритмичности; коэффициент вариации; коэффициент аритмичности; удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску; удельный вес произведённой продукции за каждый месяц к квартальному выпуску; удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объёму производства; удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы; оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта; потери от брака; уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции; наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Для оценки ритмичности используют – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.
Коэффициент ритмичности:
КРИТМ = S ВПЗАЧ (t) / ВППЛАН(t),
где ВППЛАН(t) – плановый выпуск продукции за период времени t; ВПЗАЧ(t) = МИН{ВПФАКТ(t); ВППЛАН(t)} – выпуск продукции за период t, пошедший в зачет выполнения плана.
Коэффициент вариации – отношение среднеквадратического отклонения фактического выпуска от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
где n — число периодов t в рассматриваемом периоде времени; ВПСР.ПЛАН – среднемесячное задание планового выпуска.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности - сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
Анализ
рассматривает причины
6. Факторный анализ объема реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения объема реализации. Модель факторного анализа объема реализации продукции представлена на следующем рисунке:
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
ГПНАЧ + ТП = РП + ГПКОН.
Отсюда
РП = ГПНАЧ + ТП – ГПКОН
ГП + ТП + ОТНАЧ = РП + ОТКОН + ГПКОН
Отсюда
РП = ГПНАЧ + ТП + ОТНАЧ – ОТКОН - ГПКОН
где ГПНАЧ, ГПКОН - остатки готовой продукции на складах соответственно на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпущенной продукции за отчетный период;
РП — объем реализации продукции за отчетный период;
ОТНАЧ, ОТКОН — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов используется баланс товарной продукции.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы.
ВП = ЧР ´ ГВ, РП = ЧР´ГВ´Дв,
где ЧР
- среднесписочная численность
ГВ -среднегодовая выработка продукции одним работником;
Дв — доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода.
Для расчета их влияния можно использовать прием абсолютных разниц:
DВПЧР = DЧР´ГВ0, DВПГВ = ЧР1´DГВ,
DРПЧР = DЧР ´ ГВ0 ´ Дв0, DРПГВ = ЧР1 ´ DГВ ´ Дв0, DРПД, = ЧР1 ´ ГВ1 ´ DДв
ВП = ОПФ ´ ФО, РП = ОПФ ´ ФО ´ Дв,
где ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;
ФО — фондоотдача основных производственных фондов.
ВП = МЗ ´ МО, РП = МЗ ´ МО ´ Дв,
где МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции;
МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
Влияние
данных факторов на объем выпуска
и реализации продукции можно рассчитать
одним из приемов детерминированного
факторного анализа аналогично, как и
по трудовым ресурсам.