Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 07:27, курсовая работа
В настоящее время необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и тому подобное.
В себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» входит стоимость материальных ресурсов и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.
Введение………………………………………………………………………3
1. Значение, задачи, информационная база анализа материальных затрат и методы в экономическом факторном анализе………………………4
2. Методики анализа материальных затрат……………………………10
3. Анализ материальных затрат на предприятии……………………...21
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………….29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Комплексный экономический анализ»
на тему «Анализ материальных затрат»
Исполнитель _______________ _УБ-10-1 Симонова М.И.
(дата, подпись) (группа, Ф.И.О.)
Руководитель ______________ к.э.н., доцент Быкова Т.Л.
(дата, подпись) (должность, Ф.И.О.)
Иркутск, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В настоящее время необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и тому подобное.
В себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» входит стоимость материальных ресурсов и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.
Потребность предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Так же рост потребности предприятия в материальных ресурсах должен осуществляться за счет более экономного использования материальных ресурсов в процессе производства продукции или интенсивным путем.
На основании всего выше сказанного, можно сказать, что актуальность выбранной темы велика.
Цель работы – изучить особенности эффективности использования материальными ресурсами на предприятии.
Предмет исследования – процесс анализа использования материальных ресурсов предприятия.
Для организации производства продукции необходимо обеспечить его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д. Объем продукции в значимой мере зависит от того обеспечено ли предприятие сырьем, материалами, топливом и другими ресурсами и эффективно ли они используются в процессе производства.
Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большего количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).
Первый путь ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотя себестоимость ее может при этом и снизиться за счет увеличения объема производства и уменьшения доли постоянных затрат. Второй путь обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижение себестоимости единицы продукции. Экономное использование сырья, материалов и энергии равнозначно увеличению их производства.
Рациональное использование материальных ресурсов – один из важнейших факторов роста продаж и снижения себестоимости продукции, а следовательно, увеличение прибыли и уровня рентабельности.
Задачи анализа:
Анализ может проводиться следующим образом:
Методы экономического анализа.
Классификация методов экономического анализа представлена на рисунке 1.
Рисунок 1.
Классификация методов экономического анализа1
Из статистических методов наиболее востребованы в экономическом анализе следующие способы детерминированного факторного анализа:
• индексный;
• цепной подстановки;
• исчисления абсолютных и относительных разниц;
• интегральный;
• логарифмический метод;
• метод корреляционно-регрессионного анализа.
Рассмотрим кратко некоторые из методов.
Способ цепной подстановки позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных показателей, количество которых на единицу меньше, чем факторов.
Порядок применения этого способа лучше рассмотреть на конкретном примере: объем продаж (стоимость товарной продукции или выручка ТП) зависит от двух факторов первого уровня – количества проданной продукции (К) и цены реализации (Ц): ТП = К х Ц.
«Алгоритм расчета:
1. Рассчитаем плановую () и фактическую () выручку:
;
;
2. Определим выручку условную ():
.
3. Рассчитаем отклонение
фактической выручки от
.
4. Рассчитаем изменение выручки за счет:
• изменения количества проданной продукции ():
.
• изменения цены реализации ():
.
5. Проверим правильность алгебраических расчетов: алгебраическая сумма влияния факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя:
.»2
Способ абсолютных разниц используется только в мультипликативных и смешанных моделях. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на плановую (базовую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую (отчетную) величину факторов, расположенных слева от него в модели.
«Алгоритм расчета:
1. Рассчитаем абсолютное изменение:
• объема реализации (ΔК):
;
• цены (ΔЦ):
.
2. Рассчитаем изменение выручки за счет:
• изменения количества проданной продукции ():
;
• изменения цены реализации ():
.
3. Проверка расчетов:
.»3
Способ относительных разниц применяется в тех же моделях, что и при использовании метода абсолютных разниц. Он значительно проще цепных подстановок, что делает его более эффективным, особенно когда требуется рассчитать влияние более 8 факторов.
Алгоритм расчета:
«1. Для расчета влияния первого фактора необходимо плановую (базисную) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100 %. Изменение выручки за счет количества проданной продукции ():
;
.
2. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, необходимо к плановой величине результативного фактора прибавить изменение результативного показателя за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100 %. Изменение выручки за счет цены реализации ():
;
.
3. Влияние третьего, четвертого и т. д. факторов (при их наличии) определяется аналогично второму этапу с добавлением в сумму изменения результата за счет влияния второго, третьего и т. д. факторов.
4. Проверка расчетов:
.»4
Интегральный метод имеет преимущества, заключающиеся в получении более точных результатов расчета влияния факторов по сравнению с другими методами и исключения неоднородной оценки влияния факторов. Это является следствием того, что результаты расчетов не зависят от местоположения факторов в модели, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними пропорционально изолированному их воздействию на результативный показатель. Интегральный метод применяется в мультипликативных, кратных и смешанных моделях с использованием для каждой из них определенных формул.
«1. Для двухфакторных мультипликативных моделей.
Пример: ТП = К х Ц.
Расчет изменения выручки за счет:
• количества проданной продукции ():
;
• цены реализации ():
.
2. Для кратной двухфакторной модели: А = В/С.
.»5
Способ логарифмирования применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. При логарифмировании используются не абсолютные приросты результативных показателей, а индексы их роста или снижения. Общий прирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму индекса результативного показателя.
Источники информации для анализа (информационная база):
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о финансовых результатах;
- Пояснения к бухгалтерскому балансу;
Огромное количество методик анализа материальных затрат представлено в работах различных авторов. Рассмотрим некоторые из них.
Профессора Войтоловский Н.В. и Калинина А.П. в своем учебнике для оценки эффективности использования материальных ресурсов используют систему обобщающих и частных показателей.
К обобщающим относятся показатели, построенные по совокупности ресурсов. Это коэффициенты материалоотдачи и материалоемкости продукции, показатель относительной экономии (перерасхода) материальных затрат как результат изменения степени их использования, прибыль на рубль материальных затрат, коэффициент соотношения темпов роста объема продукции и материальных затрат, доля прироста объема продукции за счет интенсификации использования материальных ресурсов.
Рассмотрим порядок расчета и экономическое содержание этих показателей.
Коэффициент материалоотдачи (м) определяется:
ОП(ОР) – объем выпущенной или реализованной продукции в отпускных ценах производителя;
МЗ – сумма материальных затрат, потребленных при производстве этой продукции.
Показатель характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных затрат. При улучшении использования материалов коэффициент материалоотдачи растет, и, наоборот, снижение степени использования материальных ресурсов ведет к «падению» материалоотдачи.
Коэффициент материалоемкости продукции (m) – обратный по отношению к материалоотдаче, определяется:
Показатель отражает величину затрат материальных ресурсов на единицу стоимости продукции.
Ухудшение использования материальных ресурсов означает повышение материалоемкости продукции, улучшение – ее снижение.