Анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Целью этой работы является получить представление о сущности, методологических принципах и основных методах проведения стратегического анализа деятельности предприятия.
В соответствие с целью курсового проекта были поставлены следующие задачи:
Раскрыть содержание и принципы проведения стратегического анализа;
Определит необходимость анализа ресурсного потенциала предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….2
Проведение стратегического анализа предприятия…………………………………………...3
Содержание и принципы проведения стратегического анализа……………………………..3
Определяющее влияние потенциала организации на формирование стратегии фирмы…..4
Анализ ресурсного потенциала предприятия………………………………………………….7
Анализ основных ресурсов организации……………………………………………………...7
Анализ макроокружения………………………………………………………………………..7
Анализ непосредственного окружения………………………………………………………10
Анализ внутренней среды…………………………………………………………………….13
Методические подходы к анализу ресурсного потенциала предприятия…………………..14
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

7.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Профиль покупателя может быть составлен  по следующим характеристикам:10

географическое местоположение

демографические характеристики

социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки)

отношение покупателя к продукту

Изучая покупателя, организация  также уясняет для себя, насколько  сильны его позиции по отношению  к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нежного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.

Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые  обязательно должны быть изучены  в процессе анализа. К числу таких факторов относятся:11

соотношение степени зависимости  покупателя от продавца со степенью зависимости  продавца от покупателя

объем закупок, осуществляемых покупателем

уровень информированности покупателя

наличие замещающих продуктов

стоимость для покупателя для перехода к другому продавцу

чувствительность покупателя к  цене, зависящая о общей стоимости  осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как необязательно все три функции выполняет одно и то же лицо.

Поставщики

Анализ поставщиков направлен  на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации.

Поставщики материалов и комплектующих  изделий, если они обладают большой  конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:

уровень специализированности поставщика

величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов

степень специализированности покупателя в приобретении ресурсов

важность для поставщика объема продаж

Конкуренты

Изучение конкурентов, т.е. тех, с  кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые  она стремится получить из внешней  среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и важное место в стратегическом анализе. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная среда формируется  не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те организации, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить потенциал организации.

Многие организации не уделяют  должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции. Однако важно хорошо знать то, какие бартеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

Рынок рабочей силы

Анализ рынка рабочей силы направлен  на то, чтобы выявить его потенциальные  возможности в обеспечении организации  кадрами, необходимыми для решения  ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

 

Анализ внутренней среды

Внутренняя среда организации  – это та часть общей среды, которая находится непосредственно в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Срезы внутренней среды

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

взаимодействие менеджеров и рабочих

наем, обучение и продвижение кадров

оценка результатов труда и  стимулирование

создание и поддержание отношений  между работниками

Организационный срез включает:

коммуникационные процессы

организационные структуры

нормы, правила, процедуры

распределение прав и ответственности

иерархию подчинения

В производственный срез входят:

изготовление продукции

снабжение и ведение складского хозяйства

обслуживание технологического парка

осуществление исследований и разработок

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

стратегия продукта, стратегия ценообразования

стратегия продвижения продукта на рынке

выбор рынков сбыта и систем распределения

Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

поддержание должного уровня ликвидности  и обеспечение прибыльности

создание инвестиционных возможностей

Внутренняя среда как бы полностью  пронизывается организационной структурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

 

 Методические подходы  к анализу ресурсного потенциала  предприятия

 

Представляется, что анализ ресурсного потенциала предприятия может включать следующие основные аспекты:13

1. Анализ производственно –  хозяйственной деятельности и  эффективности использования ресурсов.

Анализ имущественного комплекса  предприятия.

Финансовый анализ.

В рамках стратегического анализа  предприятия анализ производственно  – хозяйственной деятельности необходим  для определения эффективности  использования ресурсов предприятия, его прибыльности и прогнозирования  ресурсных возможностей. Анализ производственно – хозяйственной деятельности выполняется в следующей последовательности:

анализ основных технико – экономических  показателей;

анализ производственной программы  и ее рентабельности;

анализ расходов;

анализ финансовых результатов.

Состав показателей, по которым выполняется анализ основных технико – экономических показателей, может варьироваться в зависимости от социальной приоритетности данного предприятия в регионе и принятой системы организации его финансово – хозяйственной деятельности.

Целесообразно отслеживать общие тенденции развития предприятия, соответствие темпов изменения показателей развития предприятия средним темпам изменения аналогичных показателей в среднем по отрасли, региону или среди предприятий конкретной зоны стратегического хозяйствования.

Определение темпов изменения показателей  позволяет оценить текущее состояние  предприятия и его развитие за отчетный период. При анализе необходимо учитывать влияние инфляции, которая  может существенно исказить динамику основных показателей. Устранение влияния инфляции может осуществляться с использованием различных методик, основанных на применении индекса цен. При выполнении анализа технико – экономических показателей следует выделять ряд аспектов.

Динамика объема производства продукции  в натуральном выражении показывает изменение структуры производства по видам деятельности.

Объем товарной продукции в действующих  ценах зависит от динамики изменения  выпуска в натуральном измерении  и от уровня цен. При достаточно высоком  уровне инфляции для приведения данного показателя к сопоставимому виду применяется показатель выпуска товарной продукции в сопоставимых ценах определенного года. На объем товарной продукции в действующих ценах влияют следующие факторы:14

структура ассортимента выпускаемой  продукции. Если предприятие увеличило объем производства продукции с более низкими ценами, то при увеличении объемов в натуральном исчислении объем товарной продукции будет расти более медленными темпами и наоборот;

уровень цен на выпускаемую продукцию. При неизменных объемах производства товарная продукция вырастет за счет роста цен, вызванного инфляцией.

В процессе анализа выпуска товарной продукции обязательным является сравнение  темпов изменения товарной продукции  с темпами изменений аналогичных  предприятий отрасли или региона.

Анализ объема реализации наиболее достоверно определяет эффективность  работы предприятия. Рост объема реализации является основным показателем планирования увеличения конкурентного преимущества предприятия. Взаимосвязь увеличения объема реализации и прибыльности предприятия может быть положительной и отрицательной. Ради увеличения темпов роста продукции предприятия могут жертвовать размером прибыли, однако в большинстве случаев именно прибыль подталкивает предприятие к желанию наращивать объемы. Наращивание темпов роста объемов реализации в большинстве случаев является положительной тенденцией при условии сохранения на том же уровне или росте показателя рентабельности.

На размер объема реализации влияют:15

объем выпуска товарной продукции;

наличие остатков продукции на складе готовой продукции;

состояние расчетов с дебиторами и  кредиторами;

уровень цен.

Динамика себестоимости реализованной  продукции показывает на снижение или  увеличение возможностей предприятия  по повышению доходности. Анализ изменений расходов проводится с целью выявления возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия в процессе подготовки производства, процесса производства, обращения и реализации продукции. Наилучшим образом динамика расходов может быть проанализирована на

основе метода сравнения показателей  снижения расходов на производство продукции  по отношению к изменению объемов  ее производства.

Динамика изменений балансовой прибыли предприятия характеризует  эффективность бизнеса. Максимизация прибыли является одной из основных стратегических целей большинства предпринимателей. При исследовании вопроса о связи между прибыльностью и рыночной структурой необходимо учитывать следующие факторы:16

производственные издержки, связанные с применяемыми технологиями в отрасли;

взаимоотношения между продавцами и потенциальными конкурентами при  однородном дифференцированном продукте.

Анализ производственной программы предприятия.

Анализ производственной программы  выполняется по всем видам деятельности и в разрезе ассортимента основной номенклатуры производства. Детализация данного анализа зависит от поставленных задач, но в общем виде может предусматривать:

анализ структуры видов деятельности предприятия;

анализ структуры доходности по видам деятельности;

анализ структуры затрат по различным  видам деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия может  проводиться по следующим основным направлениям:17

анализ и оценка динамики изменения  прибыли и основных факторов, обусловливающих эти изменения;

изучение состава портфеля ценных бумаг и оценка их ликвидности, а  также определение эффективности  отвлечения средств на эти вложения;

определение тенденций изменения  объемов основных фондов, которые  оцениваются в зависимости от изменения объемов производства и характера использования производственных мощностей;

исследования тенденций изменения  объемов оборотных средств предприятия;

исследование производственных запасов  предприятия;

анализ изменения дебиторской  задолжности предприятия.

Анализ имущественного комплекса.

Необходимо исследовать при  выполнении анализа имущественного комплекса предприятия динамику изменений и эффективность использования:

основных фондов;

материальных ресурсов;

трудовых ресурсов;

финансовых ресурсов.

Анализ основных средств выполняется  для определения:

структуры основных фондов;

возможностей предприятия по увеличению объемов производства;

эффективности использования основных фондов;

мероприятий по консервации, реализации или реструктуризации отдельных объектов;

показателей выбытия и обновления основных фондов.

Задачей анализа использования  производственных мощностей предприятия  является:

изучение структуры и динамики основных фондов, технического состояния  и темпов обновления активной их части;

исследование хода технического перевооружения и реконструкции предприятия;

Информация о работе Анализ предприятия